Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Наследница Федора Шаляпина Ольга Орловская в России: о «чистых» гражданах США и незаконнорожденном ребенке

Наследница Федора Шаляпина Ольга Орловская в России: о «чистых» гражданах США и незаконнорожденном ребенке
В Литературно-мемориальном музее А.М. Горького накануне прошел творческий вечер оперной певицы, посетившей в Казань в дни памяти знаменитого казанского баса.

Артистка прибыла в Казань несколько дней назад и уже вызвала ажиотаж. Ведь в ее биографии журналисты нашли бездоказательное и громкое заявление: Орловская – праправнучка легендарного оперного певца Федора Шаляпина, родиной которого является Казань. В беседе с «Татар-информ» за час до творческого вечера Ольга Орловская прокомментировала слухи вокруг звездного родства, рассказала о своей работе в России и США, популярности и статусе оперы за океаном, а также объяснила, почему считает американцев «более чистыми людьми» в сравнении с земляками.

Незаконнорожденный сын Шаляпина: семейная легенда или пиар?

В город экс-сопрано «Геликон-оперы» и Новой Оперы пригласил художественный руководитель и главный дирижер камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов. Памятуя о традиционной программе «Приношение Шаляпину», которая каждый год проводится в музее Горького, Рустем Абязов предложил певице провести здесь творческую встречу с казанскими меломанами. Сам музей уже давно воспринимается горожанами и как музей Шаляпина, ведь в нем хранятся уникальные материалы, целые экспозиции, связанные с жизнью и творчеством знаменитого казанского баса.

Интересно, что Ольга Орловская приехала в Казань прямо к открытию, как говорят, «старейшего в России»,  XXXVI оперного фестиваля имени Федора Шаляпина, но к нему певица отношения не имеет – в списках выступающих или приглашенных гостей не значится. Разумеется, после заявлений о родстве с личностью, которую в Казани будут «чествовать» в течение всего февраля, некоторые городские СМИ обвинили Орловскую в неискренности, черном пиаре и «приписыванию» семейным легендам официального статуса. Сама же певица спокойно переживает подобные обвинения и ничуть не кичиться своим прославленным предком. Более того, родившаяся в Тамбове москвичка до отъезда в США не афишировала родственные связи с великим оперным певцом и была востребована и популярна в профессии.

«Федор Шаляпин – мой прапрадед со стороны матери. О своем родстве я узнала от нее же еще в детстве, кажется, я училась в первом классе, в семье все об этом знали, секрета не было. Моя бабушка Клавдия Александровна – дочь моего прадеда Александра, сына Федора Шаляпина, – восстановила в памяти семейное древо в разговоре с «Татар-информ» Ольга Орловская. – Он был незаконнорожденным сыном, был рожден от немки-дочери управляющего. Это случилось еще до брака Федора Шаляпина с Иолой Торнаги. Он в то время много ездил, был совсем молод и не собирался жениться. Я не уверена, что он знал об этом ребенке потому, что к детям он относился очень бережно. Мне известно, что девушка забеременела, родила и умерла в родах. Ребенка сразу же взяла на воспитание бездетная пара. Все в округе знали, чей это ребенок, ведь шило в мешке не утаишь. Уже позже моя бабушка Клавдия Александровна рассказывала: «Еду я на ярмарку и мне все кричат –  смотри, смотри! Это же копия той немки!».

Будущая певица Ольга Орловская родилась в Тамбове, куда ее родители были приглашены по работе, но уже через несколько месяцев вся семья переехала в Москву. Артистка всю сознательную жизнь прожила в столице, а потому до сих пор считает себя настоящей москвичкой. В детстве Орловская мечтала стать врачом, но с подачи матери с раннего возраста занималась музыкой.

«Я не могу сказать, что моя семья была творческой: мама – дирижер-хормейстер, а папа – вовсе нет. Я с детства знала о своих корнях, но меня это ни в коем случае не обязывало стать музыкантом. Более того, я очень любила и по сей день люблю медицину, в детстве я мечтала стать хирургом, но в шесть лет моя мама «кинула» меня в пучину музыки, именно она мечтала, чтобы я стала пианисткой. И я серьезно занималась, но все каникулы, когда у меня была возможность не сидеть три часа за инструментом, я читала все, что на тот момент издавалось и было связано с медициной», – рассказала артистка.

Певица с отличием окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных. В целом, можно сказать, что ее карьера в России складывалась очень успешно. Ольга Орловская начинала в качестве солистки в престижнейших театрах Москвы: «Геликон-опере», театре Новой Оперы им. Е. В. Колобова и музыкальном театре АМАДЕЙ. Певица работала с известнейшими российскими режиссерами, в числе которых Сергей Грицай и Дмитрий Бертман. Последнего артистка вспоминает с особым теплом, говоря, что после настоящего авторского, режиссерского театра – «Геликон-оперы» – исполнять сложнейшие арии в положении «лежа» для нее не составляет ни малейшего труда. Ведь на сцене Бертман ломал все существующие законы и создавал удивительные постановки, в которых ей посчастливилось принять участие. Спектакль «Леди Макбет», поставленный в Новосибирском государственном театре оперы и балета, с Ольгой Орловской в роли Катерины был номинирован «Золотую маску».

В 2009 году артистка вслед за мужем уехала жить в штат Мэриленд США. В Америке российская певица не отказалась от карьеры. Первое время в совершенно других реалиях сориентироваться было действительно сложно, признает Орловская. Однако ей это удалось. На момент переезда американская публика была уже знакома с певицей: в 2006 году вместе с труппой «Геликон-оперы» Орловская объездила 50 городов США, исполняя роль Адели в оперетте Штрауса «Летучая мышь». В 2010 году певица уже  открывала сезон в Национальном музее женского искусства Вашингтона. Именно в 2010 году в своем первом американском интервью она и посвятила общественность в семейную историю, рассказав о великом прапрадеде. Пока Орловская не покинула Россию, семейная история «в свет» не выходила.

У меня нет доказательств родства, но я к этому и не стремилась. Не рассказывала я об этом по разным причинам. Во-первых, в детстве меня и так дразнили за то, что рыжая, усугублять этого мне не хотелось. Уже в более взрослом возрасте не говорила потому, что работала в театрах и не хотела, чтобы все подумали, что это пиар-ход. Я дружила и по сей день общаюсь с детьми очень знаменитых родителей, представителями династий. И им доставалось: их таскали по передачам, стравливали, говоря, как талант отдыхает на детях. Мне этого не хотелось. Вообще есть большое отличие России от США: там, когда я говорю о своем прапрадеде, это воспринимают спокойно, никаких вопросов не возникает. Здесь же у людей сразу возникает сомнение, скептицизм, речь заходит о каких-то экспертизах», – говорит она.

Во время творческого вечера в зале и «закулисье» можно было услышать полярные точки зрения об истории Орловской. Поскольку эта история началась с незаконно рожденного ребенка более века назад, документальных подтверждений родства не существует. Однако точно известно, что певица никогда не занималась «самопиаром», используя громкую фамилию или заслуги Федора Шаляпина, а саму ее можно назвать яркой представительницей современной русской эмиграции в Штатах.

Опера: гордость и визитная карточка российской сцены и искусство для пожилых и «знающих» в Америке

После восьми лет жизни в Штатах артистка по-настоящему восхищается американцами, их отношением к людям и миру. Ольга Орловская уверена, что родной край может быть родным только рядом с близкими людьми, а потому не чувствует отрыва от своей культуры.

«Меня восхищает чистота американцев. Кто-то говорит, что они дураки наивные, но это не правда. Они просто верят людям, они сами не привыкли врать и не ожидают этого от других. Уезжать было сложно, но, как я говорю, моя родная страна там, где у меня родные люди. Если есть там работа, друзья, то и чужая страна может стать родной. Есть, конечно, нюансы, есть то, чего там не хватает. Мне, например, природных ароматов, особенно запахов листвы, травы. Мы живем в субтропиках, там этого нет. А хочется осеннего леса с грибами, такой «дух отечества» получается», – отмечает она.

В 2010 году практически сразу после переезда в США Орловская начала работать с компанией Opera lirica de europa, которая уже более 20 лет возит балетные и оперные  спектакли по штатам, задействуя силы Большого театра и Мариинки. По словам певицы, руководитель компании – большой поклонник славянских голосов и «неповторимого теплого, округлого тембра».

Я стараюсь быть объективной: где-то я люблю американцев, а где-то могу и высказать. Пусть они не обижаются, но у американцев часто встречаются хорошие тенора, редко баритоны. Но сопрано или даже меццо-сопрано – их мало и голос выхолощенный, они совсем не пользуются грудным регистром. Из-за того, что они поют ярким головным регистром, нет в голосах теплоты и наполненности, что есть в природе голоса у русских, болгар, украинцев, кубинцев, пуэрториканцев», – поделилась певица.

Сравнивая отношение к оперному жанру в России и США, артистка рассказала, что в отличие от отечественного, довольно молодого зрителя в Штатах на концертах чаще всего приходится видеть более зрелую публику.

«Основная оперная публика в Америке – это пенсионеры. Мы очень много летаем в Чикаго и Сан-Франциско, Лос-Анджелес. И когда мы выступаем на юге, во Флориде, например, это обычно шесть-семь больших театров на три тысячи мест. Флорида – это то место в штатах, куда люди приезжают жить на пенсии. И это моя любимая публика. Приходят подготовленные люди, которые уже успели разобраться в том, что такое опера, и что нравится именно им. В северных городах все наоборот. Если это не такой культурный центр, как Бостон, а что-то скромнее, то бывает, что люди приходят на оперу в первый раз в свои 50, – пояснила певица. – В Америке есть большой разрыв между аудиториями: есть публика очень-очень образованная, знающая Булгакова и слушающая Римского-Корсакова, а есть совсем далекая от всего этого».

Американцы, по словам Орловской, не воспринимают артистические направления как реально возможную основную профессию, которая может прокормить, а театр и оперу – как крепкий, фундаментальный институт. Понятия «репертуарный театр» в штатах также уже давно не существует, на смену ему пришло огромное количество частных продюсерских центров, которые ставят «под ключ» или возят уже готовые постановки, продавая их по всей стране.

«В Америке нет такого, что ты попал в репертуарный театр и все – ты счастлив, жизнь удалась, ты спокойно готовишь партии с концертмейстером за зарплату. Репертуарные театры разоряются, их осталось очень мало, в основном – контракт. После того, как молодые люди там получают образование, они садятся за компьютер и рассылают свое портфолио на конкурсы. Если хотите съездить куда-то на прослушивание – едете за свой счет, если ваш агент посоветовал вам попробоваться в Европе – летите за свой счет. Это минус, но минусы есть везде, с ними учишься жить по-новому», – заключила Ольга Орловская.

7 февраля в Государственном большом концертном зале им. С. Сайдашева певица даст совместный концерт с Казанским камерным оркестром La Primavera с программой «Приношение Шаляпину».

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев