В Вахитовском районном суде Казани стартовал процесс по уголовному делу о вымогательстве и незаконном обороте наркотиков. На скамье подсудимых оказались семь человек. Все они, данным МВД по РТ, участники ОПГ «Новотатарские».
Обвиняемыми по делу были признаны Артем Горбачев – он же предполагаемый лидер ОПГ, Константин Куртымов, Альберт Шакиров, Арслан Ахмет-Тащим, Адель Музыков, Иван Плешков и Игорь Шаронов. Все семеро вину в инкриминируемых им преступлениях не признают.
По информации следствия, члены этой ОПГ держали в страхе предпринимателей, чьи торговые точки стоят на площади перед речным портом в Казани.
«Новотатарские» требовали плату за «крышу», а тем, кто отказывался платить, по информации следствия, громили павильоны и поджигали машины.
В 2015 году был осужден один из лидеров этой ОПГ Игорь Ламков, по кличке Гриня. Его место занял Артем Горбачев.
Новый лидер «Новотатарских», по информации источника агентства, был шесть раз судим за кражи, грабеж, вымогательство и мошенничество. Последний раз к уголовной ответственности он привлекался в прошлом году по статье «Применение насилия в отношении представителя власти».
По словам источника ИА «Татар-информ», именно под руководством Горбачева ОПГ «Новотатарские» заняла лидирующие позиции в преступной среде, а также наладила прочные связи с криминальными лидерами других регионов России.
По версии следствия, участники группировки занимались поставками наркотиков из Санкт-Петербурга, которые сбывали в Казани, в Лаишевском и Зеленодольском районах.
По данным МВД по РТ, при обыске в квартирах подсудимых был найден «общак» в размере 450 000 рублей, пневматическое ружье ИЖ-51, электрошокер, травматический пистолет «ОСА» и боеприпасы к нему.
Весь это арсенал, по мнению следствия, использовался для оказания психологического давления на несговорчивых предпринимателей.
Дома у одного из членов группировки изъяли более 50 граммов кокаина, расфасованного в полиэтиленовые пакетики.
Отвод суда и арест на полгода
Перед началом процесса в коридоре суда собрались многочисленные родственники подсудимых. К появлению журналистов они отнеслись крайне негативно – в адрес сотрудников СМИ сыпались угрозы и нецензурная брань, родственники пытались запретить фотографировать и снимать обвиняемых на видео и, не желая светиться, прятали лица под медицинскими масками.
Всех семерых подсудимых в зал суда доставили под конвоем. Свои лица они, так же как и родственники, прятали под медицинскими масками. Зал суда напоминал больницу.
Небольшую кабину для подсудимых окружили конвойные, и обвиняемых было практически не видно, несмотря на это они продолжали прятаться за папками с документами.
Процесс начался с ходатайства адвокатов, которые, как и родственники подсудимых, были против присутствия прессы. Несмотря на то что процесс был открытым, защитники потребовали, чтобы СМИ не пускали в зал до оглашения приговора. Суд счел их доводы необоснованными и разрешил представителям прессы остаться.
Во время процесса выяснилось, что некоторые обвиняемые уже были ранее судимы. Большинство из них женаты и имеют маленьких детей, а 35-летний Куртымов и вовсе многодетный отец троих детей. Подсудимые имеют самые обычные профессии, к примеру, региональный менеджер, монтажник, индивидуальный предприниматель.
Так как срок содержания под стражей обвиняемых истекал, гособвинитель попросил судью рассмотреть вопрос о продлении ареста.
«Обстоятельства, послужившие основанием избрания меры пресечения в виде ареста, в настоящее время не изменились», – заявил прокурор и попросил суд продлить содержание в СИЗО еще на полгода.
Защитники и подсудимые не согласились с прокурором.
«Сидим полтора года уже. То, что мы хотим скрыться от следствия, это неправда. Мы сами хотим быстрее разобраться. Я считаю, что это необоснованно», – заявил один из обвиняемых.
Другие фигуранты дела просили смягчить им меру пресечения, ссылаясь на состояние здоровья, маленьких детей на иждивении и болезни родных.
Адвокат Горбачева Ирина Хрунова в своем выступлении заявила, что содержание под стражей ее подзащитного безосновательно, так как обвинение не предоставило объективных доказательств по делу.
«Между потерпевшими Даджановыми и матерью Горбачева Сазоновой сложились длительные неприязненные отношения, связанные с торговлей перед речным портом, где они являются конкурентами. Неоднократно Даджановы пытались создать ей невыносимые для торговли условия», – заявила Хрунова.
По ее словам, дело доходило даже до рукоприкладства. Сазоновой приходилось вызывать полицию и обращаться в больницу с побоями.
Адвокаты пытались убедить судью отправить обвиняемых под домашний арест, а защитник Ахмет-Тащима посчитал справедливым отпустить его под подписку о невыезде.
Под конец судебного процесса одна из адвокатов ходатайствовала об отводе состава суда.
«16 августа 2017 года именно с вашим участием была рассмотрена мера пресечения всем шестерым участникам настоящего уголовного дела, кроме Горбачева (меру пресечения Артему Горбачеву избрали на отдельном судебном процессе. – Ред.). Все участники судопроизводства были лишены возможности содержаться под домашним арестом либо под подпиской о невыезде и были взяты под стражу постановлением с вашим участием. Полагаю, что таким образом судьба настоящего уголовного дела уже 16 августа 2017 года была предопределена», – обратилась адвокат к судье.
Ходатайство поддержали подсудимые и остальные адвокаты.
Защитник посчитала, что рассмотрение дела этим составом суда лишает подсудимых права на защиту и объективное рассмотрение дела.
По итогам заседания суд продлил арест всем семерым подсудимым и отклонил ходатайство об отводе суда. Следующее заседание назначено на утро 7 декабря.
Не ОПГ, а конкурентная борьба
Адвокат Горбачева рассказала ИА «Татар-информ», что никакой ОПГ на самом деле нет, а обвиняемые по делу просто знакомы между собой.
«Здесь нет никакой банды, здесь есть конкурентная борьба на площади перед речным портом, которая является сейчас привлекательным местом для работы. Там хотят работать разные предприниматели, там проводятся официальные тендеры, там идет торговля, которая приносит прибыль бизнесменам. И здесь находятся люди (подсудимые. – Ред.), которые являются там продавцами. А Дададжановы таким образом пытаются устранить своих конкурентов», – рассказала Ирина Хрунова.
По ее словам, Горбачев с мая по сентябрь 2014 года находился за границей. Несмотря на это, ему было предъявлено обвинение в вымогательстве, которое, по версии следствия, он совершал лично.
«Мой подзащитный Горбачев с мая по сентябрь 2014 года находился за пределами Казани. В мае 2014 года он открыл банковскую карту, находясь в Краснодарском крае. Вы знаете, что это невозможно без личного присутствия. А в обвинении указано, что он с мая по сентябрь лично вымогал деньги», – добавила адвокат.
Дела прошлые
Ранее сотрудникам подразделения по борьбе с организованной преступностью МВД по РТ уже удалось отправить некоторых участников ОПГ за решетку.
Участники так называемой бригады «Нефтебазовские», которая входила в состав ОПГ «Новотатарские» с 2006 по 2014 год, занимались производством и сбытом фальсифицированного алкоголя в очень внушительных масштабах.
Они производили крупные партии «паленого» алкоголя под такими известными брендами, как Jack Daniels, Johnnie Walker Red Label и Hennessy XO, а также подделывали водку известных производителей.
Как удалось выяснить оперативникам, в Приволжском районе Казани и на территории меховой фабрики «Мелита» располагались шесть подпольных цехов и восемь складов, где хранилась готовая «паленка».
Как установило следствие, а позже и суд, организаторами производства были именно «Новотатарские» – Бадретдинов по кличке Бурый и Фомин по кличке Фрол.
Спирт закупали в Северной Осетии, добавляли пищевые ароматизаторы, синтетические красители и разливали в бывшую в употреблении тару. Разливали и закупоривали бутылки на специальном станке. Продавали в основном в рюмочных Казани, а также поставляли алкоголь в Тольятти и Подмосковье. В день производили до 200 ящиков «паленого» алкоголя.
В группе, по данным БОП МВД по РТ, была разработана система конспирации, обязанности среди участников были строго распределены.
Были возбуждены уголовные дела о производстве, хранении и сбыте алкогольной продукции, не отвечающей требованиям безопасности, а также о незаконном использовании товарных знаков.
После того как оперативникам удалось произвести контрольную закупку, были задержаны Бурый и остальные участники группы.
На производстве, складах и в квартирах подозреваемых провели обыски. Оперативники изъяли 30 тысяч бутылок «паленого» алкоголя, 22 500 литров спирта.
Семеро участников ОПГ были признаны виновными, шестеро из них получили реальные сроки от полутора до шести лет и оштрафованы на разные суммы от 100 тысяч рублей до 1 миллиона.
Еще один приговор по подобному делу был вынесен в 2017 году. Среди обвиняемых также были участники ОПГ «Новотатарские».
В 2009 году, по данным отдела по борьбе с организованной преступностью УУР МВД по РТ, Станислав Федоров по кличке Бизон создал ОПГ «29 коробка», в которую вошли бригады Гончарова, Мкртчяна и Каюмова. Сама ОПГ входила в состав «Новотатарских».
Каждая из бригад занималась производством алкоголя, сбывали его в магазинах, рюмочных и просто продавали «в руки». Зоны продажи были строго поделены.
Как было установлено, «паленый» алкоголь выпускали под марками «Татспиртпрома», а также с этикетками других известных российских и зарубежных производителей.
В поле зрения правоохранительных органов ОПГ попала в 2013 году. По данным источника агентства, в общей сложности оперативники сделали 28 контрольных закупок, купив таким образом, немалые партии и на подпольном производстве, и у самих участников ОПГ, и в магазинах.
Помимо готовых к продаже бутылок с фальсификатом, оперативники обнаружили спирт, из которого все производилось, пустые бутылки, этикетки, крышки, а также более миллиона рублей и тетради с записями.
Кроме того, были арестованы и помещены на штрафстоянки девять грузовиков, на которых развозили «паленый» алкоголь. Арестованы были и шесть дорогих иномарок, среди которых были «Лексусы» и «Тойоты Лэнд Ровер».
Нет комментариев-