По подсчетам следствия, 24 жителя Казани лишились в общей сложности 700 миллионов рублей. Именно столько они вложили в хедж-фонд «Фэмэли Эймс».
Владельцы компании обещали клиентам приумножить их сбережения, вкладывая деньги в игру на Чикагской торговой бирже. Они утверждали, что обанкротиться в хедж-фонде невозможно, а в случае проигрыша клиентам вернут их деньги за счет запасного счета.
Но грандиозным планам вкладчиков на приумножение своих капиталов не суждено было сбыться – в настоящее время организатор фирмы 36-летний Махмут Фатихов проходит обвиняемым по делу о мошенничестве в особо крупном размере.
Как следует из материалов дела, компания «Фэмэли Эймс» была зарегистрирована в 2012 году Фатиховым и его приятелем Дмитрием Шляхтиным. Первый играл на бирже, второй привлекал клиентов. Сначала дело шло вяло, но со временем бизнес набрал обороты, и друзья смогли позволить себе арендовать офис в «Сувар Плазе» и прикупить новые авто.
Фатихов предлагал своим клиентам прибыль от 2 до 8 процентов, в зависимости от суммы инвестиций.
На имя одного из клиентов он зарегистрировал индивидуальные брокерские счета в компаниях AMP Global Clearing и Advantage Futures, находящихся в США. На двух других клиентов оформил две электронные почты – один адрес он указал в качестве контактов при регистрации счетов, а с другого отправлял отчеты клиентам.
Своим вкладчикам, к слову, он регулярно отправлял отчеты о растущей прибыли, но, как выяснилось позже, проценты от инвестиций росли лишь на бумаге – в реальности цифры приписывались вручную. Более того, игра на бирже тоже была вымышленной и приводилась лишь в минимальных количествах для прикрытия.
Зарплату Фатихов платил себе сам из денег клиентов. Часть выручки переводили на банковские счета, зарегистрированные в оффшорных зонах на территории Кипра, Сент-Люсии, Сент-Винсента и Гренадин.
Клиенты не только передавали брокеру свои сбережения, но и оформляли на него недвижимость. Так, один из вкладчиков лишился двух жилых домов с земельными участками в Казани.
Расследованием преступления занимались сотрудники отдела Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ. Уголовное дело в отношении Фатихова было возбуждено в ноябре 2016 года. Сначала его квалифицировали по статье «Незаконная предпринимательская деятельность», так как брокер работал без каких-либо разрешений. Сумма ущерба также была значительно ниже.
Сейчас дело о псевдоброкере рассматривает Вахитовский районный суд Казани. Как рассказал в суде бывший сотрудник компании Михаил П., поначалу ему платили немного, но позже заработок вырос до 40 тысяч рублей в месяц.
«Сначала всем руководил только Фатихов, офис располагался в съемной квартире. Потом пришел Шляхтин, и заработки выросли», – рассказывает Михаил.
Мужчина пришел работать в «Фэмэли Эймс» тогда еще молодым специалистом, только окончив институт. Вакансию ему предложил Шляхтин, с которым они были давно знакомы.
«Вместе с программистом мы занимались поиском автоматических систем для торговли на бирже. Всего в компании было около десяти человек, среди них трейдеры, которые торговали на рынке. К нам постоянно приходили клиенты, беседовал со всеми Шляхтин, но о чем, я не знаю», – рассказал Михаил.
По словам свидетеля, со временем Фатихов и Шляхтин стали покупать новые машины – в списке покупок были в основном «Мерседесы», «БМВ» и «Ауди».
Придя на работу в один из ноябрьских дней 2016 года, сотрудники услышали неприятную новость.
«Нам сказали, что сегодня мы не работаем и вообще не будем работать. Нам объяснили, что Фатихов проиграл все деньги», – вспоминает бывший сотрудник фирмы.
Еще один свидетель по делу – Эльдар М. рассказал в суде, как работала схема хедж-фонда.
«Я был знаком с Фатиховым с 2010 года, уже тогда он занимался брокерской деятельностью. Через какое-то время я отдал ему 150 тысяч рублей, чтобы он играл на бирже и отдавал мне прибыль», – вспоминает он.
К делу подключился знакомый Эльдара, который вложил в дело в общей сложности 300 тысяч долларов. Фатихов говорил им, что вкладывал деньги в игру на Чикагской бирже, а прибыль обещал переводить на банковский счет. При этом никакого договора между ними составлено не было – мужчинам показалось достаточно, что на одного из них зарегистрирован брокерский счет и Фатихов каждый месяц присылал отчеты на электронную почту.
«Мы договорились, что риск потери капитала будет не больше 15 процентов, после чего игра должна была останавливаться. При этом он обещал прибыль порядка трех-четырех процентов. Когда мы видели, что идет хороший оборот, просили перечислить прибыль на счет. В течение где-то лет четырех-пяти нам удалось вывести только те средства, которые мы вложили» – рассказал свидетель.
По словам Эльдара, к ноябрю 2016 года сумма на их общем с приятелем счету выросла до 6 миллионов долларов, но этих денег они так и не увидели.
Через некоторое время Эльдар решил начать играть на бирже самостоятельно и попросил Фатихова научить его.
«На демо-счетах у меня получалось играть, но как только я вложил реальные средства, сразу все проиграл. Потом я начал читать книги на эту тему, изучать математические модели, и у меня начало получаться. Оказалось, что это тяжело даже эмоционально. Если бы я сразу узнал все тонкости игры на бирже, ни за что бы не взялся за это», – поделился он.
Среди тех, кто поверил в красивые рассказы о сказочной прибыли, оказались супруги Шигаповы (имена и фамилии изменены). Оба рассказали в суде, что делали несколько вкладов в «Фэмэли Эймс», но точного счета деньгам не вели и уже не помнят, сколько именно отдали брокеру. Однако уточнили, что речь идет о семизначных суммах в долларах.
«Мой муж был знаком с Димой Шляхтиным, и когда он открыл фирму, нам показалось это привлекательным, он красиво рассказывал. Сначала муж вложился туда, нам регулярно выплачивали обещанные деньги, очень удобные условия были. Потом я тоже решила вложить свои сбережения», – вспомнила Гульнара Шигапова.
Деньги они отдавали наличными в рублях, а на брокерском счету сумму переводили в доллары.
«Он говорил, что у них есть какая-то “подушка безопасности” и в случае больших потерь, убытки нам покроют из запасного фонда», – уточнила женщина.
Прибыль супруги видели только на бумагах, а в реальности оказалось, что им просто возвращали их же ранее вложенные деньги.
«Так как нас перевели из потерпевших в свидетели, я так поняла, что все деньги нам вернули», – добавила она.
Как следует из материалов дела, зачитанных в суде, супруги вложили в фонд порядка 9 миллионов рублей.
Марсель Шигапов, рассказал, что со Шляхтиным был знаком давно – оба жили в Боровом Матюшино.
«Ранее я держал свой вклад в “Татфондбанке”, где Шляхтин возглавлял отдел по вкладам. Как-то он назначил мне встречу в кафе, на которую пришел вместе с Фатиховым. Он рассказал, что открыл предприятие с хорошей доходностью, и предложил мне вложиться. Я сказал, что дело рисковое, на что мне Дима ответил, что проигрыша быть не может, потому что у них создан стабилизационный фонд», – вспоминает Шигапов.
По словам мужчины, руководители фонда уверяли его, что у них «тормоза на пять процентов потерь», и убедили его вложиться. За все время участия в фонде никаких убытков он не понес, выплачивали проценты ему всегда вовремя.
«Я не вел учет, получил ли я всю вложенную сумму полностью, – не вникал в тонкости. Дима мне предоставлял отчет, что якобы я все получил. Тогда я задал резонный вопрос: “Когда ты уговаривал меня вложиться в твое предприятие деньгами, ты уверял, что я получу прибыль, а не так, что ты когда-то прогоришь, мы посчитаем доходы-расходы и на этом разойдемся”», – рассказывает Марсель Шигапов.
Мужчина не знает, происходила ли игра на бирже на самом деле.
«Я не стоял у компьютера», – говорит он.
Когда Марсель приезжал в офис, он видел только людей, которые сидят за компьютерами.
«Может, они в крестики-нолики играли, я не специалист в этой области», – разводит руками мужчина.
Когда фирма рухнула, Шляхтин объяснил Шигапову, что стабилизационный фонд находился в одной кубышке и был проигран вместе с остальными деньгами.
«Дима сразу сказал, что он не виноват, – виноват Фатихов», – отметил свидетель.
По словам свидетелей, после краха фирмы Фатихов обещал им, что отыграется и все вернет, но этого так и не произошло.
Сейчас Дмитрий Шляхтин проходит по делу как свидетель. Обвинение в мошенничестве предъявлено Махмуту Фатихову. Свою вину он не признает.
«Проиграть – это одна вина, а украсть и распихать по карманам – другая. Против первого я не возражаю, а второго я не совершал. Деньги я не смог вернуть, потому что меня закрыли. За три года я бы уже хоть какую-то часть, да возместил», – отметил он в беседе с ИА «Татар-информ».
С суммой, указанной следствием, Фатихов не согласен и уверен, что убытки в разы меньше.
«Безусловно, какую-то сумму я проиграл, но не все эти деньги», – рассказывает обвиняемый.
Фатихов утверждает, что не знает большую часть обманутых вкладчиков.
«Они приходят в суд и не узнают меня. Со всеми ними работал Шляхтин, но почему-то сейчас он проходит в деле как свидетель», – говорит он.
Сейчас суду предстоит определить, действительно ли Махмут Фатихов вкладывал деньги клиентов в игру на бирже или только создавал видимость. Если его вина будет доказана, брокеру грозит до десяти лет за колонии и штраф до 1 миллиона рублей, плюс ко всему он должен будет вернуть миллионы клиентов.
Нет комментариев-