Один из домов, как подчеркнула на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» куратор фестиваля – помощник Президента РТ Олеся Балтусова, является не только хорошо сохранившимся примером деревянного модерна, но и памятником истории, объектом культурного наследия республиканского значения. Волонтеры из-за статуса здания не могут заниматься им сами, но намерены открыть сбор средств на его обновление.
«Мы хотим, чтобы все жители нашего города пришли на фестиваль восстановления исторической среды, который пришел в Казань в прошлом году, а зародился в Самаре два года назад. Сегодня более десяти городов проводят это движение под лозунгами: "Восстановим исторические дома своими руками" или "Сделаем наши дома красивее" и так далее», – сказала она.
В прошлом году мы часто слышали от журналистов провокационный вопрос: "Зачем вы красите чужой забор?" Мы не считаем, что это чужой забор. Это наш забор, это наши исторические дома, наши улицы, наш город, наш центр, и мы за них в ответе. Открытие фестиваля состоится 17 июня во дворе дома на Волкова, 42», – заметила Олеся Балтусова.
Как пояснила помощник Президента РТ, всего в этом году на участие в фестивале поступило восемь заявок. Организаторы остановились на домах по улице Волкова, поскольку это одна из немногих улиц Казани, где подряд сохранились деревянные дома, и продолжение здесь волонтерского проекта второй год подряд позволит воссоздать облик единого исторического пространства.
Так, по дому на Волкова, 29 в Управлении архитектуры Казани сейчас согласуется цветовое решение фасада. К слову, как подчеркнула Балтусова, все дома выдержаны в нейтральных тонах, близких к естественным оттенкам дерева, исключительно по желанию самих собственников. От предложенных архитекторами нежно-голубого, зеленоватого или светло-бежевого вариантов жильцы отказались.
Дом на Волкова, 42/1 находится в непосредственной близости от объекта культурного наследия – Дома Богородского, расположенного по адресу: Волкова, 42. Это памятник истории, где жил профессор химии Алексей Яковлевич Богородский. Хотя дом построен в 1910–1915 годах, в нем полностью сохранились чердачные перекрытия и конструкция кровли. На взгляд специалистов, дом достаточно хорошо сохранился, но требует все же многих работ, в том числе и по реставрации фасада. В доме до сих пор живут потомки профессора Богородского, которые бережно сохранили его кабинет со столом и стулом, однако успели поставить неисторические пластиковые окна и современные трубы.
Особый статус здания запрещает вести на нем какие-либо работы в частном порядке, пояснила куратор «Том Сойер Феста», поэтому будет необходимо нанимать профессионалов. По предварительным и самым скромным подсчетам, только для экспертизы и эскизного проекта необходимо 400 тыс. рублей.
«Частники не всегда могут сделать за свои деньги проект, экспертизу, а когда это частное, с другой стороны, и государство не может за это платить. Поэтому мы просим всех неравнодушных перечислять средства на реставрацию этого дома на счет Татарстанского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК), где ни одна копейка не пропадет. Все будет абсолютно прозрачно и честно. Деревянное зодчество – это самая уязвимая часть наследия, самая хрупкая, оно уходит на глазах. Нам хочется эти уникальные крупицы сохранить», – прокомментировала ситуацию архитектор-реставратор, доцент КГАСУ, заместитель председателя ТРО ВООПИиК Фарида Забирова.
Средства, по ее словам, собираются на проектную документацию, которая по смете стоила бы 3,5 млн рублей. Будет проводиться сбор документации и комплексное исследование (архивное, библиографическое, архитектурное, а также исследование конструкции). Будет составлен акт влияния или невлияния на конструкцию данной научно-проектной документации и эскизный проект по ГОСТу 55528, затем пройдет государственная историко-культурная экспертиза, заключение по которой дают три эксперта. После всего этого проект согласуется в Министерстве культуры, получается разрешение на проведение каких-либо работ.
Волонтерское движение намерено отремонтировать здания в течение двух месяцев. Причем на этот раз предполагается структурировать работу с волонтерами, возможно, создав базу для своевременного оповещения о датах и времени работ либо их отмене.
В строгом соответствии с техникой безопасности все волонтеры выходят на объекты в касках и респираторах, устанавливаются леса, ведется журнал надзора за техникой безопасности, где каждый их участников движения ставит свою подпись. заверила Ф. Забирова.
Все работы выполняются за счет спонсоров, которые предоставляют как материалы, так и непосредственную физическую помощь – например, в форме участия в работах прораба строительной компании, который следит за техникой безопасности, объясняет, как и что именно нужно делать. Однако, по словам Балтусовой, если бы у движения была смета и пришлось бы закупать материалы и заказывать какие-то виды работ, то на три отреставрированных в прошлом году дома ушло бы около 2 млн рублей.
«Ну а мы превратили средства в результат, не собирая средства. В этом году эта сумма была бы больше, так как, во-первых, дома четыре, и, во-вторых, нужно еще учесть экспертизу для дома – памятника истории», – сказала куратор проекта.
По словам координатора движения «Том Сойер Фест» в Казани Анны Джанбековой, в прошлом году к восстановлению исторической среды присоединились 125 волонтеров. В среднем на площадке каждый день работали по десять человек.
«Имеешь ты или не имеешь соответствующее образование – здесь это не главное. Главное – чтобы ты любил город», – сказала А. Джанбекова, признав, что в прошлом сезоне участниками фестиваля стали в основном люди старшего возраста – представители интеллигенции, которая жила некогда в историческом центре. В этом году организаторы прогнозируют больший процент молодежи среди волонтеров. А вот средний возраст домов, включенных в программу, состтавляет около века.
По словам Олеси Балтусовой, в развитием движения у себя уже заинтересовались Елабуга и Чистополь, но они пока не смогли организоваться, поскольку необходим местный спонсор, который предоставил бы материалы, леса и так далее.
Всего в Казани насчитывается 433 дома, отнесенных к исторической градоформирующей застройке. Но в это число входят и сталинки, и каменные дома других периодов. Образцов деревянного зодчества, констатировала она, наберется от силы около двух десятков.
Гостями торжественного старта фестиваля 17 июня станут историки и краеведы. Пришедших ждет лавка с самоваром и пирогами, рассказы жителей домов, уже поучаствовавших в проекте, а также стихи от казанских поэтов и выступление ансамбля «Оберег».
В этом сезоне предполагается с периодичностью два раза в месяц проводить встречи архитекторов и хранителей культурного наследия о его сохранении, а также лекции спикеров из Института прикладной урбанистики.
В целом же организаторы фестиваля считают, что существующая правовая база никак не стимулирует собственников сохранять подобные объекты – либо же в отсутствии преференций и других механизмов «это все существует вопреки».
«Стимулировать сохранение исторических объектов нужно в первую очередь законодательно. Однако нет практики возврата из аренды государству объектов, охранные обязательства по которым не выполняются. Мы были пионерами по программе ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов. Вот с ликвидацией у нас все хорошо получилось, а с реконструкций кварталов не получилось. Уцелели те дома, жильцы которого все до единого отказались подписывать бумаги о переселении. Кроме того, нужен сдвиг сознания, чтобы не ждать ЖЭК, а самим что-то сделать для своего дома. Давайте вместе ломать в головах людей все преграды и стереотипы. Не надо думать, что все нам должны, давайте думать, что мы сами должны содержать свой дом», – заключила Фарида Забирова.
Оставляйте реакции
Почему это важно?
Нет комментариев-