Впрочем, изначально, глядя на стандартную повестку дня, собравшимся даже в голову не приходила мысль, что им предстоит услышать из уст главы города настоящие откровения.
«Почему мы должны читать в соцсетях голословные обвинения? Пусть выходят сюда и доказывают правдивость своих слов!»
Так, первой к трибуне вышла руководитель исполкома города Гульнур Ахметова, которая отчиталась о работе комиссии по соблюдению норм служебного поведения муниципальными служащими. Работа этой комиссии, кстати, никогда особо не афишировалась. Поэтому даже было интересно узнать, чем же она занимается.
Оказалось, что через мелкое сито комиссии в этом году прошли более 50 человек. На заседаниях рассматривались обращения девяти сотрудников исполкома, которые просили разрешить им выполнять работу, связанную с получением дополнительного дохода. Один служащий обратился в комиссию по поводу заполнения декларации о доходах и имуществе, поскольку не мог отчитаться о доходах и имуществе своей супруги.
Также комиссия разобрала дела двух служащих, которые оказались держателями акций. Кроме этого, протестировали 20 человек, которые после увольнения из исполкома, проработав в сторонних организациях и учреждениях, выразили желание вернуться на прежнее место службы. Были рассмотрены и представления прокуратуры города в отношении 17 сотрудников исполкома, которые указали в своих декларациях не все полученные денежные средства или не все объекты, находящиеся в собственности. По итогам разбирательства 16 сотрудников были привлечены к дисциплинарным взысканиям, сообщила Ахметова.
Выслушав сказанное, Наиль Магдеев не стал сильно пенять провинившимся сотрудникам. Он со знанием дела (видимо, знаком с ситуацией изнутри) сообщил, что виноваты в происшедшем невнимательность или незнание некоторыми особенностей закона.
«Хотя незнание закона не освобождает от ответственности, – при этом заметил Магдеев. – Мы проведем дополнительное обучение среди сотрудников, чтобы подобные отговорки больше не использовались».
Магдеев также предложил рассматривать на заседаниях комиссии не только официальные обращения относительно поведения муниципальных служащих, но и сведения, которые появляются в социальных сетях.
«Почему мы должны постоянно читать обвинения, которые представляют собой набор фактов, выдернутых неизвестно откуда? Давайте такие вещи тоже будем открыто обсуждать. От острых вопросов уходить нельзя. Если есть вина муниципального служащего, будем делать выводы. Если автор публичного заявления не сможет доказать правдивость своих слов, будем делать другие выводы. В любом случае, пусть приходит сюда и отвечает за свои слова. К сожалению, после проверок правоохранительных органов такие громкие заявления превращаются в пустой звук. Ну а вдруг узнаем что-то новое? Выслушаем, проверим, сделаем выводы», – сказал Магдеев.
Отметим, позже, обсуждая слова главы Челнов в кулуарах, многие предположили, что Магдеев таким образом бросил перчатку депутатам-оппозиционерам, которые неоднократно выступали с разоблачительными речами в адрес действующей администрации.
«Может, мы не тех людей на работу берем? Или они со временем начинают поддаваться соблазнам?»
После антикоррупционной разминки в ход пошла тяжелая артиллерия в лице начальника отдела по экономической безопасности и противодействию коррупции МУВД РФ по городу Набережные Челны Вильсура Мингазова.
Он заявил, что в Челнах за три года размер взятки с 5,8 тысячи рублей вырос до 33 тысяч. И даже обнародовал раскладку по годам: так, если средняя взятка в 2014 году составляла 5,8 тысячи рублей, то в 2015 году она выросла уже до 19,5 тысячи рублей, в 2016-м составила 22,5 тысячи рублей, а в 2017-м размер средней взятки дошел до 33 тысяч рублей.
По его словам, наиболее подверженными коррупции сферами и объектами признаны сделки с землей, реализация государственного имущества, находящегося в федеральной, республиканской или в муниципальной собственности, получение государственных заказов, участие чиновников в коммерческих структурах – непосредственно и через доверенных лиц, контроль за использованием бюджетных средств по целевым программам и приоритетным проектам.
Не менее актуально стоит проблема получения взяток. Особенно это явление распространено в вузах и медицинских учреждениях Автограда.
По словам Мингазова, по итогам 10 месяцев текущего года выявлено 12 должностных преступлений, среди них 17 фактов взяточничества. Кроме того, расследовано 56 преступлений коррупционной направленности, по которым к уголовной ответственности привлечены 16 человек. Среди них – должностные лица контрольно-надзорных органов, исполкома, службы судебных приставов-исполнителей, управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ.
Среди дел, которые дошли до суда, Мингазов упомянул и об уголовном деле, возбужденном в отношении бывшего директора МУП «ПАД» Фарида Киямова, который был осужден за превышение должностных полномочий по 17 эпизодам и за нанесение ущерба в размере 15 млн. рублей. Суд приговорил его к реальному лишению свободы на 2,5 года колонии общего режима.
После чего Магдеев прокомментировал «дело Киямова». Отметим, что сделал он это впервые. До этого на вопросы, касающегося главы МУП «ПАД», он отвечал: «На все воля суда – как он решит, так и будет». Его выступление на эту тему было довольно жестким. Свою критику он адресовал руководящему составу исполкома города.
«Понятно, что суд сказал свое слово, но и к исполкому остаются вопросы. В первую очередь они касаются деятельности надзорных и контролирующих структур исполкома. Надо же МУПы методом проверок держать в поле зрения! Может, не так часто надо проводить проверки. Но ежегодные проверки, балансовые комиссии, ревизия со стороны Контрольно-счетной палаты, аудит со стороны Финансового управления должны быть. Надо сделать серьезные выводы из произошедшего в МУП "ПАД". Не надо делать вид, что ничего не произошло. Коль являемся учредителем МУПа, мы должны признать свои ошибки. По сути, мы тоже несем ответственность за произошедшее в "ПАДе"».
По словам Магдеева, «дело Киямова» является существенным поводом для проведения тотальной проверки всех челнинских МУПов на предмет «чистоты хозяйственной деятельности».
«Может, есть необходимость перевести на казначейское исполнение все МУПы? Это касается и наших акционерных обществ. Ринат Азгарович, это вы с ними подписываете контракты, вам и действовать, – обратился к руководителю исполкома города Ринату Абдуллину Магдеев. – Рассчитывать на высокую квалификацию и порядочность руководителя предприятия, как показывает практика, к сожалению, не стоит».
Магдеев далее предположил: «Может, мы не тех людей на работу берем? Или это они со временем начинают поддаваться соблазнам, которые их окружают? В таком случае к руководителям МУПов должны применяться те же ограничения, которые накладываются на муниципальных служащих. И неважно – в прямом подчинении или в опосредованном они находятся».
Глава города также потребовал от исполкома рассмотреть вопрос о персональной ответственности руководителей управлений за подчиненных, которые попались на коррупции.
«За подчиненного-взяточника должен ответить руководитель. Тот, кто принимал его на работу!» – резюмировал Магдеев.
Отметим, что большинство из тех, кто слышал речь мэра, были удивлены бескомпромиссностью выводов, сделанных из криминальной истории с Киямовым. Даже прозвучали предположения, что исполком в скором времени ожидают серьезные встряски и, возможно, кадровые перемены.
Нет комментариев-