Директором татарского ТЮЗа имени Г. Кариева Гузель Сагитова была назначена в 2018 году.
Для начала небольшая справка. С 2002 по 2013 год татарский ТЮЗ работал под руководством артиста драмы Роберта Муртазина. С 2013 по 2018 год театром руководил кандидат социологических наук, баянист Мансур Ярмиев. При Ярмиеве ТЮЗ переехал из здания на улице Гладилова в детский центр «Экият», где делил площадку с одноименным театром кукол. Нынешнее здание на Петербургской (бывший кинотеатр, в котором до 2018 года располагался Дом офицеров) ТЮЗ получил еще во времена Муртазина, реконструкция была проведена уже в годы руководства Ярмиева. Открывать обновленное здание приехал сам Президент Татарстана Рустам Минниханов. Ему показали спектакль «Удивительное путешествие Кролика Эдварда» в постановке главного режиссера театра Рената Аюпова.
Свой 30-летний юбилей театр встречал с новым директором — в театр пришла Гузель Сагитова. Юбилей театра провела тоже она.
Новый руководитель пришла с «приданым» — со своим детищем, проектом «Молодежное творческое объединение «Калеб».
Скромная жизнь театра, привыкшего тихонько выполнять план, гастролируя по районам и показывая спектакли в воинских частях, с приходом Гузель Сагитовой забурлила и зашумела. И в хорошем смысле… И вообще.
Карьера до театра
Гузель Сагитова родом из Башкортостана. Окончила БГУ, уже в Татарстане отучилась в аспирантуре и защитила кандидатскую по творчеству Аяза Гилязова. Татарстанская публика узнала ее как ведущую передачи «Мэдэният доньясында» («В мире культуры») на телеканале ТНВ. Преподавала в Казанской консерватории. Основала проект «Калеб» и вместе с его участниками — молодыми татарскими поэтами, артистами, музыкантами в Малом зале Камаловского театра начала проводить вечера различного формата.
Вскоре попробовала себя в драматургии, в рамках лаборатории «Новая татарская пьеса» написала пьесу «Туман», которая была поставлена главным режиссером Камаловского театра Фаридом Бикчантаевым. Правда, это был не самостоятельной спектакль, он шел в рамках проекта, объединившего три пьесы. То есть Гузель Сагитова привела в театр молодежь. А Камаловский театр эту молодежь взял под свое крыло проектом «Молодежный вторник». И один из спектаклей этого проекта поставлен по пьесе Гузель Сагитовой.
Ее назначение на должность директора Кариевского театра не было чем-то противоестественным.
Фестиваль, лаборатория, конкурс драматургии — Гузель Сагитова за два с половиной года ввела все формы, которые обязательно должны быть в современном театре. Вернее, она успела их ввести за полтора года до пандемии.
А в период пандемии закладывались новые ступеньки ее карьеры. Театр посетил мэр Казани Ильсур Метшин. Чиновник, который не ходит в татарский театр, оказалось, устроил «смотрины» — после его визита Гузель Сагитову выдвинули в городскую Думу. Затем она была избрана депутатом. От партии «Единая Россия».
«За полгода моей работы в качестве депутата также родилось множество предложений, идей именно в той сфере, которая меня всегда волновала, — вопросы поддержки татарского языка и развития национальной культуры. И я от слов (именно в пустословии укоряли меня после первого выступления на сессии Казгордумы) решила перейти к делу», — написала она в своих социальных сетях.
Таким образом, Гузель Сагитова стала заместителем председателя исполкома Казани по социальным вопросам. Она также будет курировать все проекты в рамках Года родных языков и народного единства.
«Я несколько раз отказывалась. Кто-то советовал до конца сезона поработать параллельно. Так не получится. Все к лучшему», — сказала она.
Нашумевшие проекты Гузель Сагитовой
С приходом Гузель Сагитовой происходящее в театре Кариева все чаще становилось причиной бурных дискуссий и даже скандалов в татарском театральном мире. Первый из них разразился сразу после показанного в честь открытия сезона перформанса.
Еще на пресс-конференции, посвященной новому сезону, Сагитова при журналистах попросила известного танцора и хореографа Нурбека Батуллу подготовить перформанс.
И он подготовил. Во время представления перед зданием театра молодые артисты театра сняли с себя национальные сценические костюмы и сложили в зеленый сундук с надписью «В вечность». Многим такой поступок не понравился. Некоторые представители татарской общественности обвиняли Кариевский театр в отказе от национального. «Сложили татарские костюмы в сундук — значит изгнали национальный костюм со сцены, а его и так можно увидеть только в театре да на концертах…» Кто-то посчитал, что молодежь просто «выпендривается». Кому-то показалось, что этим перформансом кариевцы «раздели» нацию.
Батулла ответил на подобные обвинения: «Если кто-то в этом видит отказ от национального — их право, а кто-то может подумать — мы утешаем себя внешними атрибутами, а национальное — внутри. Я закладывал такую мысль. А чего хочет обвинившее меня старшее поколение? Ждет от меня песен и плясок в момент, когда нация на грани смерти? Те же Фаузия Байрамова, мой отец и его поколение передали нам народ в таком состоянии. Они нас поставили перед фактом и сейчас просят этого не показывать? Я так не могу».
Следующий проект Кариевского театра — режиссерская лаборатория «Тамга» — тоже вызвал широкую дискуссию.
Эксперты забеспокоились, увидев, какой драматургический материал использован в эскизах. В одном из них поднимается тема суицида, а другой намекает на интимные отношения несовершеннолетней. Оба эскиза были сделаны приглашенными режиссерами — режиссером Норильского Заполярного театра драмы Тимуром Фаирузовым («Мой папа Питер Пен») и уфимским режиссером Ильшатом Мухутдиновым («Молчанка»). После спектакля некоторые эксперты категорично заявили, что татарский театр не может развиваться по такому пути. Вокруг экспериментальных спектаклей татарских театров и так шли споры, эскизы Кариевского театра довели эту дискуссию до кульминационной точки.
Кажется, такая реакция критиков заставила театр немного «остепениться». Вторая лаборатория прошла спокойно. Гузель Сагитова комментирует: «Недовольные эскизами, конечно, повлияли на наш выбор. Если бы не обращали на них внимания, взялись бы за более смелые вещи. Вторая лаборатория — на тему сказок, это, с одной стороны, требование репертуара, с другой — такое желание успокоиться. Любой хочет жить спокойно. По молодости я не была такой, но годы идут. И о коллективе думаешь. Может быть, в первый год мы стартовали слишком смело. Надо было полегче. Не могу сказать, что с нашей стороны не было ошибок. Хотя мы для современного театра ничего предосудительного не делали».
Кариевский театр показывает импровизационный спектакль — и снова скандал.
Постановка анонсируется как первый в Татарстане импровизационный спектакль. По крайней мере, в стенах государственного театра. Маркировка спектакля — «16+».
Подчеркну, происходило это в театре юного зрителя. Импровизационный спектакль в итоге вылился в комплекс неких «диких» движений с неясным смыслом. Артисты матерились — зрителю это тоже не понравилось. На второй день кураторы лаборатории «Импровизация в театре» Нурбек Батулла и Туфан Имамутдинов были вынуждены извиниться. «В Кариевском театре во время импровизационного спектакля „16+“ звучали нецензурные выражения. Мы хотим всю ответственность взять на себя, и если эта ситуация кого-то оскорбила или задела чувства — приносим извинения. Очень жаль. Это была импровизация. Что случилось — то случилось», — написали авторы в соцсетях.
Еще один проект театра Кариева — драматургический конкурс. Особого успеха не достиг, но и повода для скандалов тоже не дал…
Всероссийский драматургический конкурс ASYL был организован на грант Российского союза театральных деятелей. На конкурс приходили пьесы со всей России. По всей видимости, богатый «урожай» собрать не удалось — ни одна из пьес-победителей в театре не была поставлена. Зритель увидел только одну в формате эскиза в рамках лаборатории, это довольно известная пьеса Алексея Житковского «Девочка с головой волка».
Кариевский театр принял от Камаловского театра его проект — всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Һөнәр» — «Ремесло». Правда, до этого камаловцы уже успели справить десятилетний юбилей фестиваля и получить за него республиканскую молодежную премию имени Мусы Джалиля. Площадка поменялась, но неизменным куратором фестиваля остался Нияз Игламов.
В программу фестиваля 2020 года вошла работа Екатерины Гороховской. Кому-то это показалось несправедливым, потому что режиссеру уже больше 40 лет (по положению фестиваля возраст участников — не старше 35). Гузель Сагитова объяснила, что Гороховская участвовала в качестве гостя, а ее спектакль был показан вне конкурса. Но в программе об этом почему-то не упоминалось.
Кадровые перемещения
В августе 2019 года стало известно, что Нурбек Батулла уходит из театра. Он достался Сагитовой «по наследству» от предыдущего директора. С Нурбеком Сагитова вместе проработала ровно год.
«Давно собирался уходить, но оставлять театр в упадке было бы неправильно, как будто сбежал. Сейчас театр на подъеме, поэтому не стыдно оставлять. Считаю, что миссию выполнил, теперь пошел поднимать другие театры», — объяснил тогда Нурбек свое решение.
Гузель Сагитова взяла было под свое крыло «поэтессу номер один» Йолдыз Миннуллину. Но свободолюбивая Йолдыз в театре надолго не задержалась.
Одна из самых театральных журналистов Лейсан Фаизова пришла в театр на должность заведующей литературным отделом. Заместители директора Лилия Гараева, Искандер Валеев тоже кадры Гузель Сагитовой.
Вокруг молодого директора, как на огонек, собирались молодые же артисты. Еще когда уход Гузель был большим секретом, молодежь театра, оказывается, уже знала об этом. Видимо, в этом и есть разгадка таинственной записи молодой звезды Кариевского театра Булата Гатауллина в своих соцсетях: «Попробуй уйти, когда любишь».
Конечно, у театра проблемы тоже были. Главная — он еще не успел обрести своего зрителя, который «голосует рублем» — ходит в театр за деньги. На премьерах обычно аншлаг, в зале — представители творческого бомонда. Но на премьеры они ходят по пригласительным. А в обычные дни билеты продавались плохо. Возможно, родители с настороженностью относились к театру из-за скандалов вокруг него? Не все, но некоторых, может быть, это останавливало…
Театр очень мало гастролировал. Поездки в Москву, Башкортостан, видимо, были лишь для имиджа, не думаю, что они там что-то заработали.
При плохой заполняемости зала и отсутствии гастролей по районам, по идее, театр должен был испытывать трудности с финансами. Но, к счастью Гузель, пришли федеральные деньги в рамках проекта «Театр — детям». Можно предположить, что и Министерство культуры Татарстана не оставляло татарский ТЮЗ без помощи — как-никак, Сагитова именно его молодой кадр.
Еще одна проблема была связана с необходимостью привести в порядок и начать использовать принадлежащие театру здания и помещения. У театра есть неотремонтированный подвал, через дорогу еще одно здание. Видимо, заняться ими придется уже новому директору.
Мечты Сагитовой
Сделать театр таким же модным у молодежи местом, как кинотеатр, — об этом мечтала директор татарского ТЮЗа. «Мечтаю, чтобы татарские парни брали с собой девушек, покупали попкорн и шли в театр, как в кино. Чтобы о театре не говорили: «Фи, с классом один раз сходили, неинтересно». Чтобы мальчики, которые еще только начинают встречаться с девочками, на свидания приходили сюда, чтобы это место для них было модным. Для этого мы должны попробовать разное… Современными средствами».
Новый директор Луиза Янсуар
Место Сагитовой в театре займет Луиза Янсуар. Она поэтесса. Янсуар — ее литературный псевдоним, по паспорту — Шарова. Работала литературным консультантом в Союзе писателей Татарстана, журналистом в журналах «Ялкын», «Татарстан».
В последние годы возглавляла Дом татарской книги, была заместителем директора Национального музея РТ и заведующей литературным отделом Тинчуринского театра. Стоит отметить, что эти должности она занимала параллельно. Плюс ко всему, в 2020 году написала документальный роман, выиграв грант к 100-летию ТАССР. Она и драматург — в соавторстве с режиссером Тинчуринского театра Резедой Гариповой написала пьесы «Карурман» и «Сайдаш. Йокысызлык». Все это свидетельствует о работоспособности и размахе личности нового директора. Кариевский театр получил руководителя с солидным опытом административной работы.
«Гузель ориентирована на мир»
Приведу слова драматурга и худрука татарского государственного театра кукол «Экият» Ильгиза Зайниева, сказанные им на коллегии Минкульта РТ: «Нельзя не заметить успехи ТЮЗа имени Кариева за последние годы. Если поставленные Кариевским театром спектакли «Сказки Хикмета», «Мио, мой Мио» — пример того, как естественно может звучать на татарской сцене мировая классика, «Кэжул читек» нам доказывает, что татарская классика может актуально звучать и сегодня, о что воспитывать можно и без отталкивающего назидательного тона, а путем демонстрации примера».
Директор Альметьевского татарского государственного драматического театра Фарида Исмагилова:
«Гузель очень яркая со всех сторон: молодая, красивая, прекрасная татарская речь, образованная, неравнодушная. Ее приход в татарский театр на полтора года было большим делом. Смогла повести коллектив за собой, труппа оживилась. Вроде бы раньше было не так. В труппе были проблемы: разбегутся все, и заново набирали артистов. Я все время удивлялась — как театр в Казани не может найти себе артистов. Видимо, нужен был лидер.
То, что у Гузель был «Калеб» и что она имела глубокие познания в мире культуры и искусства, — всё работало на театр. На юбилее Кариевского театра она сказала: «Мы такой театр построим!» И она сделала большой шаг к строительству такого театра. Сейчас ведь время переломов. Я думаю, с Альметьевским театром тоже когда-то произошел такой перелом. Если все время идти по проторенной дорожке, по одной и той же тропинке, не смея свернуть, театр угасает. Нельзя все время держаться только за традиции.
Гузель была примером для таких давно работающих режиссеров, как я. Уверена, она вложит все силы в дело развития языка, нашей нации. Успехов ей в этом! Позвать ее на эту должность было мудрым решением. Понимающих чаяния татарского народа, его культуру, историю — среди чиновников таких единицы. Некоторые живут и работают по инструкции, мне с такими часто приходится встречаться. На Гузель я возлагаю большие надежды. Также знаю, что театр она не забудет».
Искусствовед Роза Султанова:
«Деятельность Гузель — это не только Кариевский театр и ее два года в этом театре. Она уже созданием объединения «Калеб» внесла огромный вклад в развитие театрального искусства. Такая личность, как Гузель Сагитова, появилась не случайно, ее появление естественно. Потому что она именно в то время, когда татарская культура в этом нуждалась, смогла поднять татарскую молодежь: музыкантов, поэтов, художников… Она их объединила и дала толчок сильному движению, как журналист, заметила, что на это есть спрос в обществе, и возглавила это движение.
Кариевский театр на ее пути возник тоже естественно. Может быть, за два года успела сделать немного. Но она заложила начало многим проектам. Во-первых, она нашла площадку для «Калеб», фестиваль «Ремесло» теперь проходит в Кариевском театре. Начатое ей движение уже не остановить.
Сейчас в Кариевский театр вместо организатора приходит настоящий творец. У меня есть надежда, что Янсуар станет сильным лидером».
Литературовед Миляуша Хабутдинова:
«Большая мечта Гузель — создать самый современный татарский театр. Ей хотелось реформировать татарский театральный мир — такими она жила наполеоновскими планами. В поисках новых форматов она делала разные лаборатории. В этих вопросах мы с ней иногда входили в разногласия. Одну из лабораторий я совсем не приняла. У меня также родились вопросы — насколько этот театр может сохранить татарское, национальное.
В целом я одобряю деятельность Гузель в театре. Когда она пришла в театр, у нее уже были творческая команда, потому что был «Калеб». Она работала с амбициозными планами, ее приход был на пользу театру, она приложила много сил, чтобы сделать настоящую труппу. Она растила артистов, артисты при ней выросли. Смогла сплотить их.
Вокруг театра сплотила молодые силы — режиссеров, поэтов, композиторов, музыкантов. Театр смогла превратить в дискуссионную площадку для молодых творцов. В театре не только спектакли ставили, проходили презентации кино и книг, музыкальные вечера. Гузель работала с разными жанрами.
Гузель ориентирована на мир. Ей хотелось освоить то, что есть в мире и внести это в мир татарского театра.
Общий успех Гузель Сагитовой и Рената Аюпова — постановка «Кэжуал читек» Гаяза Исхаки в новой форме. Сейчас наши театры страдают от отсутствия новых форм, есть некая бледность, плоскость. Гузель старалась выйти из имеющихся стандартов. Это постановка — самый любимый среди ее спектаклей.
А что касается ее нового места работы, у нас в руководстве не хватает татароязычных, известных в народе личностей, поэтому то, что привлекли Гузель, это естественно. Но я поначалу удивилась, что Гузель согласилась, потому что она показала себя как человек независимый. Получилось, будто на словах одно, а на деле другое».
Заведующий отделом развития языков народов Республики Татарстан управления культуры и развития языков народов РТ Кабинета Министров РТ, поэт Рузаль Мухаметшин:
«Мне казалось, что Гузель в театре на своем месте. И у нее, и у коллектива театра глаза начали гореть по-другому. Выпустили хорошие спектакли, обрели своего зрителя. Благодаря своему трудолюбию, старательности, самоотверженности Гузель смогла превратить театр в интересное, видное, теплое место.
Помню и те времена, когда театр работал в зале Алафузовского театра. Первый спектакль, который я там посмотрел, — «Кыйссаи Юсуф». В зале сидели в куртках, а Ильнар абый Низамиев и другие играли практически без одежды. О театре ничего плохого не скажу, только в плане администрирования им не везло. Продукт был, но его не продвигали. А в лице Гузель у театра появился отличный администратор. Коллективу не хочется ее отпускать, это естественно. Для меня принять этот факт тоже было немного тяжело.
А что касается ее роли чиновника, для меня это, наверное, стало еще более тяжелой и удивившей меня новостью. Я представляю, знаю, что ее ожидает. Это другой мир, не мир искусства. В этом мире думают по-другому, там другие люди живут по-другому. Там нельзя говорить то, что знаешь. Надо каждое слово взвешивать. Думаю, что в первое время Гузель будет очень трудно.
Для меня одно утешение — есть маленькая надежда, может быть республиканским властям, министерству культуры будет немного легче работать с исполкомом Казани. По федеральному закону муниципалитет не подчиняется республике, он как самостоятельный субъект. Мы не можем давать ему поручения на уровне правительства, можем только предлагать. Поэтому дела идут долго и тяжело. Не можем найти общий язык, даже когда находим, появляются противоречия. Помните, на памятнике Рустему Яхину татарский текст остался сбоку, хотя во всех проектах спереди. При установке сделали по-другому. Когда в исполкоме есть такой человек, надеюсь, подобные вопросы решать будет легче. Есть надежда, что и вопросы по вывескам будут решаться. Гузель желаю больших успехов, не говорю, что будет легко, но говорю, что она сможет».
Театральный критик Нияз Игламов:
«Она со мной советовалась. Я сказал, что это большая возможность, попробуй. Гузель ждут большие дела. Мне кажется, город от такого приобретения выиграет. Гузель смотрит на мир открытыми глазами, она татарский патриот. Она знает тенденции в Европе и России.
До Гузель популяризацией татарского ТЮЗа никто не занимался. Я помню, как пришел на премьеру «Кролика Эдварда»: ползала зрителя и ни одного журналиста. Тогда о существовании татарского ТЮЗа никто не знал. Это не связано с репертуаром, хромала административная сторона. И во времена Роберта Муртазина, и Мансура Ярмиева о театре не было слышно. А сейчас в театр едут и ставят свои спектакли такие знаменитости, как Екатерина Гороховская! И в последних постановках Рената Аюпова чувствуется развитие — с приходом Гузель и в его творчестве начался ренессанс.
Назначение Луизы директором театра тоже не неожиданность, ее тоже знаем. Не как руководителя театра, конечно. Она очень активно работала в Доме татарской книги».
До Гузель Сагитовой этот же путь в свое время прошла Зухра Нигматуллина. Она работала ведущей на канале «Татарстан», и внезапно ее карьера пошла вверх. Сначала она была назначена пресс-секретарем в Нацбанк РТ, затем — замминистра культуры РТ, оттуда Нигматуллина перешла на должность заместителя директора «Татспиртпрома». Затем стала заместителем председателя исполкома Казани по социальным вопросам. С 2018 года Зухра Нигматуллина директор ДК им. Ленина.
Нет комментариев-