Взгляд снизу
Идея написания этого репортажа буквально свалилась мне на голову по дороге на работу. Из-за громкой музыки в наушниках я не услышал предупреждающих криков, и чуть не угодил под снежную лавину, сброшенную с крыши рабочими.
В эту же секунду передо мной материализовался молодой мужчина, представившийся Валентином Солониковым. При дальнейшем знакомстве он уточнил, что работает на этом объекте «низовым». Низовой находится под крышами и следит за безопасностью: «Смотрю чтобы народ внизу не ходил, и альпинистам сверху подсказываю, где сосульки. Им же сверху не видно. Или прошу их остановиться если вижу, что люди выходят из подъездов чтобы их не засыпало».
По словам моего нового знакомого, несмотря на размеры дома и количество работающих на крыше альпинистов, низовой всегда один.
Валентин рассказывает, что попал на эту работу по совету друга. Начал совсем недавно – с нового года. А еще он параллельно работает столяром на заводе: «Два дня на одной работе, два дня здесь». Для него это дополнительный, но вполне достойный заработок: «Получаю от 1500 до 2500 в день».
«Очень достойная зарплата»
Своей историей со мной поделился и Алексей Антонов, который работает непосредственно на крыше. Мой собеседник перебрался в Казань из небольшой деревни Красный Вал Спасского района, где он работал в совхозе: «Друг мне с этим помог. Он меня получается и учил, что где и как – подсказывал в первое время. А сейчас я и сам уже неплох».
Алексей признается, что в работе ему нравятся два основных момента. Первый заключается в возможности созерцать Казань с высоты птичьего полета: «Наверху очень красиво. Особенно в городе. Дома там повыше и большую часть Казани видно. Вся красота тут». Вторая причина более прозаична: «В месяц выходит более 80-тысяч. Очень достойная зарплата».
Но, как выяснилось, такой заработок сопряжен с постоянным риском и преследующим чувством страха: «Я всегда думал, что это опасно, но, если перебороть свой страх, и с большой высоты посмотреть вниз - не очень-то и страшно. Привыкнуть можно. Иногда, конечно возникает чувство что вот-вот упадешь, или сорвется снаряжение».
Снаряжение, кстати, каждый альпинист приобретает себе сам: «Оно стоит от 5 тысяч и выше. Спусковые устройства тоже от 5 тысяч. Также всякая мелочь, типа карабинов и так далее».
В ходе разговора с Алексеем и Валентином, я не смог удержаться от, возможно, в чем-то детской просьбы рассказать интересную историю, которая случалась с ними на работе. Алексей рассмеялся и сказал, что не хочет вдаваться в подробности, но все же поделился тем, какое настроение иногда царит на крыше: «Бывает, некоторые начинают чудить на работе, веселиться. Работа конечно из-за этого тормозит».
Слово бригадиру
На снующего по площадке корреспондента, неизбежно обратил внимание бригадир Максим Антонов.
Работой на высоте он начал заниматься еще в студенческие годы. Первым его заданием было вскрытие межпанельных швов дома и последующее их утепление. Но делом жизни высота стала не тогда: «Закрылся завод, на котором я работал в Челнах, и нужно было искать работу. И я нашел себе занятие по душе. Начинал я не один, а вместе напарником».
Максим и его компаньон работают вместе уже второй год. При этом, год назад их сотрудничество оформилось в полноценную фирму. Сейчас в их коллективе 12 промышленных альпинистов: «У нас есть сертификаты, которые мы получили в Санкт-Петербурге. А буквально через неделю мы будем проходить пятидневные курсы у одного МЧСника уже в Казани». Мой собеседник также добавил, что за все время существования фирмы, никто из его сотрудников не пострадал. Хотелось бы, чтобы парни и дальше работали без происшествий.