70-е годы прошлого века. В погоне за научным прогрессом одновременно нескольким сотням населенных пунктов Татарстана подписали «смертный приговор». Когда в Нижнекамске началось строительство Камской ГЭС, нужно было поднять уровень воды до 68 метров. По расчетам под водой должны были остаться обширные территории Башкортостана, Удмуртии, Пермской области и Татарстана. Руководители из райцентров постоянно приезжали в села и деревни, убеждали жителей скорее переехать, а то и пугали. Но сельчане соглашались нехотя. Никто не хотел оставлять свои дома, свой родной уголок.
Я родилась в деревне в Актанышском районе, которая расположена вблизи реки Белая, и поэтому с детства слышала рассказы бабушки о том, как они месяцами валили лес, не оставляя ни одного дерева и куста. Ладно деревья, даже кладбища они переносили с места на место. Пожилые жители плакали, вынужденно откапывая останки своих близких.
Яблоневые сады погибали — на лунки деревьев сыпали хлор. Разрушали, разбирали на бревна добротные дома, оттаскивали тракторами в другие населенные пункты. Жители уходили — села пустели.
Такая же история случилась и с деревней Семиострово, расположенной на месте слияния двух рек — Белой и Камы. В более чем двухстах хозяйствах жили около 800 человек. Русское название деревни — Старое Семиострово, татары сокращенно называют «Семистрау». Колхоз назывался Көрәш, что означает «борьба», и сельчане доказывали свое название делом — были в числе передовиков района. Здесь жили люди строгие, но старательные и трудолюбивые. Такая же участь досталась и соседней деревне Чиялек. Так же стерли с лица земли поселок рабочих — Дербышкинский поселок, расположенный в нескольких километрах. Все три населенных пункта значатся в списке исчезнувших сел района.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/10/8/cae81b336255753b928f1d8494849cb0755d0b1e928a30709c8771c338c1.jpeg)
«Те, кто переехал на новые места, возвращались и плакали»
Габдулла бабай никуда не уехал из родной деревни. По завещанию своей матери, он не бросил отчий дом. До 2003 года жил с матерью. И до последних своих дней 82-летний старик в одиночестве проживал в семи километрах от цивилизации.
«В 70-х годах нас стали выгонять из деревни. В 1979-80 годах мы с матерью остались здесь одни. Мама сказала: “То ли потопит, то ли нет. Остаемся здесь”. Я послушался. Все родственники уехали, уговаривали последовать за ними», — рассказывал Габдулла бабай.
Жена Габдуллы тоже уехала, забрав с собой пятимесячного ребенка. Хайбуллин остался.
Его дом нигде не обозначен. Сам старик был прописан как житель ближайшей деревни Ямалы. Дважды в неделю он преодолевал 7 километров до Ямалы на своих двоих. Таскал продукты, забирал пенсию, ходил в гости. Лишь в зимние морозы и метель запрягал лошадь. Он уже давно закрыл глаза на свою судьбу. Но до последних дней не мог забыть, как разрушили родную деревню… Помнил каждую улицу, каждый дом бывшей деревни.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/10/8/d5939ef9088bda92923e17e50ec7388b1b63114a78436e9280eeea2896c3.jpeg)
«Дома, что получше и покрепче, перевезли в соседние села и деревни Ямалы, Чалманарат, Гареево, Шабызово. Продали по дешевке и уехали на чужбину. Те, кто уехал далеко, сильно пожалели. Ведь даже птицы вьют свои гнезда на родной стороне. Люди возвращались на покинутую землю и плакали. А ты попробуй разрушить все свое имущество и уехать! Народ пугали сильно. Приезжали из райцентра. А если иначе, то никто бы и не уезжал. Теперь-то уж поздно жалеть. На месте разрушенной жизни разве можно построить новую…
Пожилые умирали в тоске. Недолго прожили на чужой земле. Может, год или два прожили всего. Когда приходится разрушать родную деревеньку, где жили твои предки, тут уж задумаешься. Сейчас, может быть, людей старше меня в живых остались единицы.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/10/8/23e752437115901829d95f4e0447699add532fb3e6c9a4c863e949f67e0e.jpeg)
А те, кто моложе, часто приезжают. Показываю места, где раньше стояли их дома. Когда имущество увозили, землю ровняли. Сейчас всё поросло травой. Осталась лишь память, до сих пор помню, кто и где жил», — рассказывал Габдулла бабай.
«Пришлось перезахоронить брата»
Из сел и деревень «выживали» не только живых, но и умерших. Люди вынужденно раскапывали могилы близких и переносили останки на кладбищах соседних деревень.
«Мне пришлось перезахоронить могилу родного брата. Нужно было получить справку из сельсовета, потому что потом за них платили деньги. У кого-то хватило сердца стереть с лица земли наши деревни. Живые вытерпели, но ведь потревожили даже умерших», — с болью в сердце вспоминал Хайбуллин.
В 1979 году для запуска ГЭС потребовалось поднять уровень воды до 62 метров. В результате 78 тысяч гектаров земли из выделенных 173 тысяч оказались под водой — в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии и Пермской области.
В 1987 году к ГЭС подсоединили последний, 16-й агрегат. Для получения объема энергии, предусмотренного в проекте, к 1990-му году нужно было довести уровень воды до 68 метров. Но этот план стал причиной экологических протестов. И тогда правительства Татарстана и Башкортостана приняли решение оставить воду на отметке 62 метра. А в 2002 году Татарстан, Башкортостан и Удмуртия пересмотрели проект и подписали соглашение довести уровень воды до 63-63,5 метра. Потому что на отметке 62 метра ГЭС работает не в полную силу.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/10/8/ab1eae75c38883ba3e7a4ee06ab48e4ffbcaf692a97f863e7c8460561027.jpeg)
«Приезжали из района, говорили, уезжай, тут все затопит. Ответил, как и прежде: придет вода — тогда и уйду. А вода так и не пришла. Даже в весеннее половодье вода близко не подбирается.
Моя мать родилась в селе Старое Балтачево, расположенное на другой стороне Актанышского района. Она рассказывала, что ее даже не хотели выдавать замуж в Семиострово, якобы тут все равно всё затопит. Она умерла в 96 лет. Провела тут всю жизнь — а деревню так и не затопило…» — рассказывал Габдулла Хайбуллин.
Воду — из озера, электроэнергию — из генератора
Прошлое Габдулла бабай вспоминал с грустью, но человек он был жизнелюбивый. Его дом — как маяк среди бескрайнего моря. Проезжающие мимо непременно заезжали к нему. Кто-то заготавливает сено поблизости, приезжают отдыхать и ловить рыбу на озеро, что совсем рядом с домом. А многие наведывались просто так — узнать самочувствие, проведать. Каждого гостя хозяин встречал добродушно, с улыбкой на лице.
Хозяйство у Габдуллы бабая было немаленькое. Несмотря на свои 82 года, он держал двух коров, трех лошадей, пятнадцать овец и бычка. Сено заготавливал сам. Рядом с домом стоят два трактора. Одному, правда, требуется ремонт. Прикупил электрокосилку. «У меня тут раздолье, куда ни ходи — везде трава растет», — говорил он.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/10/8/280d1df1e1697dafcd38a3bd1d9c5449a29fa70abf5849411a9f8388f030.jpeg)
Домашнюю птицу он не держал — лисы. Голодным плутовкам и замки нипочем, и собаки не страшны. «Как-то раз к утру лиса убила 18 куриц. Сейчас обхожусь без птицы, не лис же мне ими кормить», — говорил Габдулла бабай.
Дом, в котором хозяин жил, он достроил лишь в 80-х годах. До этого жили в доме по соседству. Да и этот дом уже не новый — комната всего одна, с одной стороны стоит большая печь — источник тепла в холодное время года. Плита на газу — из баллона, а электроэнергию подает генератор.
Совсем недавно про единственного жителя Семиострова сняли документальный фильм «Между семью островами». По инициативе съемочной группы главному герою фильма подарили новый электрогенератор.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/10/8/ad98bbebced60820a1796920f53ce6a0f9f2985909ca4588032b03ed8701.jpeg)
Когда жизнь в деревне еще кипела, тут были и газ, и электричество. «Сами проводили электричество, а потом сами же и пообрывали провода», — вспоминает он.
В доме даже комнатные растения имеются. Герани утопают в цветах. В огороде хозяин посадил немного картошки. За бабаем всюду следовали коты, а псы Фунтик и Байкал защищали «усадьбу» от чужих.
Совсем рядом есть небольшой водоем. Чтобы было удобно брать воду и купаться, Хайбуллин смастерил мостик. Рядом стоят две лодки. «Рыбу не продаю, ловлю только себе на еду. Но если кто-нибудь просит, отдаю», — говорил он. Питьевую воду хозяин дома брал из того же озера. Недавно пробурил скважину.
«Жить хорошо!»
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/10/8/8c4d67c64b023dfaf11bd36228f2d827e129496f5f1d4fc7830ae923a87f.jpeg)
«Жизнь хороша, Габдулла бабай?» — не могла я не спросить героя.
«Жить хорошо-о-о! Пока не болею, и слава Аллаху. Я ведь постоянно в движении, без дела не могу. С утра как встану, так до вечеру и тружусь. Приходят люди, общаюсь с ними. Лишь в зимние метели иногда мысль закрадывается, вроде как зачем это всё. Но весной и летом у меня от посетителей нет отбоя, грустить не приходится».
«Судьба целой исчезнувшей деревни соединилась с судьбой одного человека — Габдуллы Хайбуллина. Хотя нет, не так, это большая трагедия всего татарского народа, а не только отдельно взятой деревни. Масштаб трагедии тем более ощущается в наш современный век, когда судьбы тысяч сел и деревень висят на волоске. Потеряны корни, следы предков, многие даже не знают, где похоронены их родители. А последний из могикан — Габдулла бабай, благодаря Аллаха за каждый новый день, встречает на своей исторической и единственной родине вот уже 82-ю осень», — так хотелось мне закончить свой рассказ.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/10/8/df1f9a98ecbbfc04af96429811f56cbce9400ef48d61b78d6060643a400d.jpeg)
Но Габдуллы бабая уже нет. Несколько дней назад его на скорой доставили в больницу в Набережные Челны с воспалением легких. Вскоре сердце Габдуллы бабая перестало биться. По неподтвержденной информации, причиной смерти мог стать коронавирус.
Нет комментариев-