О творце
Кенго Кума – японский архитектор мирового масштаба. В прошлом году журнал Time включил его в список 100 самых влиятельных людей мира, поставив на одну ступень с Илоном Маском.
Увлечение архитектурой появилось у Кенго в десять лет после того, как он увидел по телевизору строительство спортивного стадиона в Токио к Олимпиаде 1964 года. Старт карьеры молодого архитектора пришелся на трудное время: к концу 80-х начался спад в строительстве, и заказов не было. Тогда архитектор решил уехать из города и поработать в сельской местности. В тот период Кенго Кума и выработал собственный стиль — приверженность традициям и любовь к экологичным постройкам.
Его творения легко узнать: дома, спроектированные архитектором, кажутся легкими и прозрачными. Они продолжают ландшафт, а не доминируют над ним. Любимый материал Кума — дерево.
Пожалуй, ярче любых слов о творце расскажут его творения. «Снег» собрал десять самых интересных его проектов.
Исследовательский центр музея в Японии: фасад без единого гвоздя
Эффектный фасад с решеткой из дерева украшает Исследовательский центр музея в Касугаи, Япония. Источником вдохновения архитектора стала традиционная японская игрушка чидори, которая собирается из деревянных палочек и складывается в разные фигуры. Весь фасад здания построен без единого гвоздя.
Ночью свет проникает через деревянные планки и десятиметровое здание становится похожим на фонарик.
Музей дизайна в Шотландии: здание-скала
Музей VA& Dundee находится на скале, недалеко от реки Тэй в Данди, Шотландия. Архитектура здания вдохновлена горными пейзажами страны.
Своей сложной геометрией музей напоминает скалы. Монолитные каменные пластины не пропускают ветер и солнце, а интерьер полностью выполнен из дерева.
Музей народного искусства в Китае: деревня на склоне чайной плантации
Музей народного искусства Китайской Академии Искусств стоит на склоне бывшей чайной плантации и напоминает небольшую китайскую деревню. Множество крыш, образующих зигзаг, покрыты старой потолочной плиткой из местных домов.
Проволока, натянутая на остекленный фасад, похожа на рыболовную сеть. Поперек вставлены кусочки черепицы, что дает дополнительную тень в интерьере.
Сколько уровней имеет здание понять невозможно. Высота и масштаб стерты.
Лаборатория искусств в Швейцарии: под одной крышей
В здании, построенном из местных пород дерева, стали и камня, находятся павильон искусства и науки, галерея технологий и информации, а также джазовое кафе Montreux.
Лаборатория искусств EPFL состоит из трех коробок под наклонной крышей длиной 235 метров.
Музей современного искусства в Турции: османская традиция
Образ постройки определен фасадом из деревянных штабелей и вдохновлен традиционными османскими консольными домами. Архитектор делает жест в сторону истории города, процветающего за счет рынка древесины.
Здание состоит из блоков прямоугольной формы, которые отлично вписываются в городской пейзаж, словно продолжая его.
Сложенные друг на друга деревянные балки делают интерьер теплым и привлекательным, пропуская естественный свет.
Библиотека сообщества Юсухара в Японии: кедр и сталь
Общественная библиотека сделана из местного кедра и стали. Вместо пола — волнистая поверхность. Дерево здесь используется во всем интерьере, в котором игривые детали, такие как сетчатый пол, создают уютное и гостеприимное пространство.
Библиотека горячо любима всеми поколениями японцев.
Общественный центр The Exchange в Австралии: танцующее веретено
Архитектор здания хотел передать динамику района, который известен как «улей деловой активности». Поэтому общественный центр в районе Дарлинг Харбор в Сиднее похож на танцующее веретено.
Завитая в спираль деревянная лента фасада как будто сшивает между собой этажи здания, укрывая посетителей здания от взглядов прохожих. На крыше находится ресторан с открытой террасой, с которой открывается вид на деловой район и залив.
Национальный стадион в Токио: железобетон и сталь
Здание выполнено в форме овала. Его основная конструкция сделана из железобетона и стали. Крыша ламинирована лиственницей, на ней поставили фермы из кедра. Кедр собирали из 47 префектур Японии.
Карнизы спроектированы как современная интерпретация нависающих карнизов традиционных японских домов.
Ночью стадион освещают лампы, дизайн которых вдохновлен традиционными японскими каменными и бумажными фонарями.
Шлюз Таканава в Токио: железнодорожная станция-парадокс
Дизайн железнодорожной станции парадоксален. Его эстетика вдохновлена оригами, с освещением, которое напоминает традиционные двери сёдзи. А крыша у здания полупрозрачная, тефлоновая с фотокаталитической функцией самоочистки. Вот так традиции соединили с технологиями.
Внешний вид станции подчеркивается ее широкой белой крышей, которая ночью светится теплым янтарным светом. Ламинированное дерево, мягкий свет и открытость — все в духе архитектора Кенго Кумы.
Культурный и информационный центр района Асакуса, Япония: типичный Кенго Кума
В этом здании выделяются два отличительных элемента архитектуры Кенго Кумы: беспорядочно расположенные жалюзи и удлиненные карнизы.
Серия из семи сложенных друг на друга карнизов и нависающих крыш делает структуру похожей на одноэтажные здания разной высоты, наложенные друг на друга.
Теплый и органичный многоярусный дизайн здания имитирует знаменитую пагоду Сэнсо-дзи.
Культурный центр стильно отличается от обычных квадратных зданий, расположенных по соседству, чтобы привлекать внимание туристов.