– В этом году фестиваль пройдет во второй раз, чем он будет отличаться от предыдущего? Какие будут новые площадки?
– Наш фестиваль «Восток — Запад: две Отечественные войны России», действительно, пройдет во второй раз в здании Национального музея Республики Татарстан, если быть точнее, то во внутреннем дворе по адресу Кремлевская, 2. Первый день – 5 августа, суббота, второй день – 6 августа, воскресенье. Как и в прошлом году, это, получается, стандартный формат нашего фестиваля, он будет посвящен Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне. 5 августа — война 1812 года. В отличие от прошлого фестиваля, он у нас был в какой-то степени пробный, у этого будет немножко более обширная программа, при чем программа мирного времени. К примеру, устроим лекцию-показ предметов холодного оружия из фондов Национального музея Республики Татарстан, где расскажем об этом холодном оружии, проведем ликбез. Причем больше привяжем это к эпохе рубежа XVIII - XIX веков. Расскажем, какие тогда были сабли, откуда они взялись, чем шамшир-сабля отличается от клыча-сабли, в чем различия между драгунской саблей и гусарским клинком.
– Гости фестиваля смогут что-то потрогать, прикоснуться к истории?
– Вещи раритетные, музейные, мы их покажем, но потрогать особо доверенным товарищам, может, разрешим. Но это все-таки музейный экспонат, к нему нужно относиться достаточно бережно.
В рамках фестиваля опять же расскажем о форме солдат того времени, покажем, буквально оденем на глазах от исподнего до полного снаряжения. Это что касается войны. Будут у нас там и мирные программы. Готовим, в отличие от прошлого года, например, такую программу, как забытые детские игры, во что играли детишки того времени – эпохи наполеоновских войн, 200 лет назад. В какие они бабки играли, какие у них ручейки были. Кроме того, к нам обратились казаки из казачьего общества, они хотят провести соревнования по рубке шашками. У них есть такая штука, называется казарла – соревнования по самым разным способам рубки шашкой всяких предметов: глиняных валиков, вязанки хвороста. Это то, что описывается в уставах и наставлениях еще российской императорской армии, есть у них, оказывается, такое соревнование. Кульминацией фестиваля будут как всегда реконструкции боя, эпохи наполеоновских войн и Великой Отечественной. Соответственно, 6 числа у нас будет день, посвященный ВОВ, а именно 1944 году, боям за город Витебск.
Дело в том, что в Казани, кроме всего прочего, была сформирована такая 334-я стрелковая дивизия. Военно-исторический клуб «Витязь», который работает при Национальном музее РТ, восстанавливает одно из подразделений этой дивизии, его взяли за тему реконструкции. А дивизия отличилась в боях за город Витебск и носит почетное наименование этого города, поэтому решили рассказать эту историю. Опять же будут у нас там боевые действия, стрельба из пулемета, такой эпизод с прорывом фашистских оккупантов через наши позиции в ближних тылах. Ну опять же, кроме этого, мирная программа – школа молодого состава, песни военных лет, показ мод, танцплощадка. То есть ребята из клуба покажут, что танцевали наши дедушки и бабушки, какой у них был вальс.
– А что такое школа молодого состава?
– Это нечто вроде прохождения полосы препятствий с измерением роста, силовых качеств, потом «Штыком коли, прикладом бей», немножко тир и небольшое приписное свидетельство, которое выдается в конце.
– Школу могут пройти только мальчики или девочкам тоже можно?
– Да пожалуйста, девочка пройдет — девочка, мальчик, значит, мальчик. Программа обширная.
– Откуда приедут участники? Где самые активные клубы исторической реконструкции?
– Фестиваль в основном охватывает регионы Поволжья: Нижний Новгород, Самара, Ульяновск, Тольятти, Казань. Что касается самых активных, то во многих городах есть достаточно сильные клубы, в Нижнем Новгороде достаточно большой клуб, в Самаре. Из Сарова в прошлом году приезжало очень много народу, в этом году, к сожалению, нет, просто фестивалей очень много, приходится ездить часто.
– А в Казани как представлены военно-исторические клубы?
– У нас есть несколько клубов, которые занимаются тематикой Великой Отечественной войны и наполеоновскими войнами. Прежде всего по последним это военно-исторический клуб «Витязь», это мы, есть клуб «Арсенал», который занимается восстановлением 21-го егерского полка российской императорской армии времен наполеоновских войн. Есть довольно большой клуб «Цитадель», из него делают и Красную Армию, и Вермахт. Недавно у нас всю зиму работала их выставка «Дорогами Победы», где они показывали свои коллекции, а они у них замечательные. Есть еще один клуб, который занимается немецкими парашютистами, по-моему, это все те, кто реконструируют Великую Отечественную войну в Казани. Они будут представлены на фестивале.
– Какие мастер-классы, интерактивные площадки зрители смогут посетить? Что можно будет потрогать своими руками?
– Да, все очень любят потрогать (смеется). На 1812 год будет такой мастер-класс «Веера легкий ажур», на котором будут рассказывать о традициях: что можно сделать веером, как не только обмахиваться, но и показать с его помощью, довольна женщина или нет, ну и прочие такие моменты. Будет показ мод 1812 года и 1940-ых. Организуем небольшую выездную торговлю, наверное, это больше интересно для реконструкторов, хотя памятные сувениры, начиная от портянок, заканчивая пилотками со звездочками, смогут купить все. Опять-таки запланированы детские развлечения на 1812 год, школа рекрута. Можно будет понять, в какой род войск вы бы попали в эпоху наполеоновских войн, оказались бы, например, в гренадерах, егерях или мушкетерах, судя по вашим ростовым данным, попробуете себя в строевых упражнениях.
– Можно будет примерить исторические костюмы?
– У нас будет работать фотосалон. Что касается одежды, то обмундирование, все вещи, которые реконструкторы используют, это не музейные экспонаты, это их личные. Поэтому если примерять, надо договариваться. Опять же люди самые разные по возрасту и комплекции, кому-то одно подходит, другому - другое. Поэтому предоставить весь спектр одежды нам тяжеловато. Хотя будет работать фотосалон в стиле 1940-ых годов, можно даже получить фотографию на руки.
– Какие планы по развитию фестиваля?
– Средневековье у нас в Татарстане есть очень большое, обширное — это фестиваль «Великий Болгар». Там, кстати, тоже очень многое делают ребята из нашего клуба, поэтому чтобы не повторять два раза одно и тоже средневековье, мы взяли тему Великой Отечественной войны и наполеоновской, потому что в Болгаре не показывают это, а у нас второй раз показывать средневековье — кажется, немножко не то. Ну и наш план – расширять фестиваль, делать его более обширным, может быть, выходить за рамки Национального музея. На будущий год ведь у нас будет исполняться 100-летие событий Гражданской войны, которая затронула Казань очень активно. У нас есть мысль, не попробовать ли сделать одну из тем фестиваля будущего года именно про Гражданскую войну. То есть белые, красные, бои за Казань, белочехи, Каппель, Азин, волжская военная флотилия, то есть такая история, которую сейчас уже, наверное, подзабыли, а зря.
– Что говорят о фестивале зрители, какие у них пожелания?
– Отзывы, конечно, самые положительные, и люди в прошлом году немножко жаловались, что не все узнали заранее, что фестиваль был, и не смогли посмотреть заранее. В прошлом году у нас было 150 участников, где-то порядка 500-600 зрителей, которые посетили фестиваль. Надеюсь, что в этом году цифры окажутся не меньше. Еще раз повторяю, что здание Национального музея, весь комплекс не позволяет в себя вместить десятки тысяч человек, это не стадион. Возможности по организации есть, осталось только чтобы республиканские или городские власти пошли на встречу и активно заинтересовались этим проектом.
– Сколько уходит на изготовление одного исторического костюма?
– Это все движение реконструкции. Оно во многом подразумевает, что люди заинтересовываются эпохой, готовят костюм, снаряжение, потом как бы погружаются в эту эпоху, поэтому процесс бесконечный. Нельзя сказать, что я себе сделал костюм и на этом успокоился. Человек, если занимается реконструкцией, будет постоянно что-то дошивать, докупать, перешивать, при чем это будет независимо от того, какую эпоху выбрал. Казалось бы, Великая Отечественная Война, там есть устав, в котором прописано все до каждой мелочи. Нет, все равно будут какие-то нюансы, этот процесс бесконечный, он не заканчивается никогда. Я этим делом занимаюсь с 92-го года, постоянно каждый выезд я судорожно начинаю с того, что в автобусе дошиваю какую-нибудь очередную вещь.
– Реконструкция – это ведь не только соответствующая одежда, но и предметы быта, обстановка. Как подбирают эти детали?
– Во внутреннем дворе Национального музея мы поставили декорации: двухэтажный дом, сельский дом, заборы, линия обороны, чтобы это была не просто беготня в чистом поле. А дальше залы музея сами по себе способствуют проникновению духом, и да, действительно, многие из реконструкторов, изготовив себе комплект обмундирования или гражданской одежды, в дальнейшем начинают собирать бытовые вещи: палатки, котлы, какие-то ящики, в общем все, чем больше, тем лучше. Это несколько больше, наверное, развито в средневековье, хотя сейчас, чтобы выехать по-человечески на серьезный фестиваль типа Бородинского сражения, где одних зрителей собирается до 50-60 тысяч человек, там привозят весь полевой лагерь российской императорской армии, начиная от пирамид для складывания оружия, заканчивая палатками, котлами, столами, тентами.
– Вы говорили, что некоторые экспонаты вынесут из запасников музея. Может, что-то будет представлено впервые?
– Кроме реконструкторских вещей, из которых многие сами по себе вполне музейного уровня, будут еще представлены экспонаты из фондов Национального музея Республики Татарстан. Какие-то показывали в старых экспозициях, какие-то вещи нет, наверное. К примеру, был такой Людвик Свобода, президент республики Чехия, чешский генерал, который командовал челословацким корпусом во время Великой Отечественной войны. Мало кто знает, что у нас в музее хранится ружье, которое Людвик Свобода подарил товарищу Табееву, когда приезжал в Казань. Мы покажем ружье, которое лично ему принадлежало. У нас, например, хранится знамя одного из полков той самой 334-й дивизии 1124-го полка, с которым этот полк прошел от Москвы до штурма Кенигсберга. Боевое знамя мы тоже вынесем, его еще не показывали.
– Возвращаясь к зрителям фестиваля – как они реагируют на тех, кто реконструирует наших противников, например, фашистские или французские войска?
– Да, хочу сказать по поводу ребят, которые занимаются Вермахтом.
Нас могут обвинить в пропаганде нацизма и тому подобное, хочется сразу обратить на это внимание, что те реконструкторы, которые занимаются противной стороной, французами или немцами, не являются ни нацистами, ни фашистами, просто надо для реконструкции иметь противоположную сторону. И если мы ее имеем, то она должна быть представлена тоже правильно. А участие зрителей бывает немножко иногда неадекватное, восприятие «Ах ты паразит, надел немецкую форму! Мои деды воевали, да я тебя...» и прочее. Хотелось бы отметить еще раз, что люди, которые надевают эти костюмы, не являются нацистами, их следует больше воспринимать как актеров.
– Значит, не совсем адекватная реакция все-таки случается.
– Ну да, иногда бывает, к сожалению. Очевидно, Великая Отечественная война особняком стоит, эта боль для нас и сейчас не угасла, тем более, пересматривают итоги Второй мировой войны. Все это свежо, не хотелось бы, чтобы люди так воспринимали наших ребят.
Нет комментариев-