Главный врач РЦК Рамиль Габдельхакович Тураев, конечно, сдает кровь регулярно. Очередная сдача – сразу после отпуска, а не во всемирный день донора, как предположила я. День донора крови отмечается во всем мире 14 июня с 2005 года. Именно эта дата была выбрана Всемирной ассамблеей здравоохранения в Женеве неспроста: в этот день в 1868 году родился первооткрыватель четырех групп крови австрийский ученый и врач Карл Ландштейнер, лауреат Нобелевской премии 1930года.
По словам Рамиля Габдельхаковича, в республике проживает порядка 40 000 доноров, благодаря чему возглавляемый им центр полностью покрывает потребности лечебных учреждений в крови и ее компонентах.
– Стать донором крови хотя бы единожды за жизнь – святая обязанность любого здорового человека, а уж тем более журналиста, иначе как вы собираетесь об этом писать? Как вы опишите вкус папайи, если никогда ее не ели? – улыбнулся мне главврач. «Только не начинайте меня агитировать», – хотела я ему ответить, но передумала.
Спустилась в холл на первый этаж. Мимо меня то и дело проходили люди, попробовавшие папайю. У всех был один отличительный признак – забинтованная у локтя рука. И я отправилась на ресепшен.
Сначала довольно долго заполняли анкету – я вместе с регистратором. Меня даже сфотографировали на крошечную камеру. В анкете, которую я заполнила, интересовались, каково мое общее самочувствие, употребляла ли я за последние 4 часа пищу, пила ли алкоголь за двое прошедших суток, удаляли ли мне за последние 10 дней зубы, принимала ли я лекарства и какие…
Вопросы анкеты доноров делятся на блоки. Первый блок посвящен общему состоянию здоровья. После вопросов об общем самочувствии, пище, алкоголе и т.п., следуют еще два: производились ли за последний месяц прививки и наблюдаетесь ли вы сейчас у врача?
Второй блок — о том, производились ли за последние 6 месяцев инъекции лекарств, подвергались ли хирургическим операциям, делалось ли переливание крови и ее препаратов, прокалывались ли уши и делался ли пирсинг и тату, были ли в контакте с больным гепатитом, желтухой, сифилисом, ВИЧ-инфекцией?
Третий блок состоит из вопросов: были ли когда-нибудь потеря веса, обмороки, гепатит, венерические заболевания, крово- или плазмосдача, выезд за рубеж за последние три года. Дополнительные вопросы — для женщин, например, о наличии беременности.
Я со своей стороны спросила у регистратора, сколько литров крови в человеке.
– В вас – литра 4, – последовал ответ.
Оказывается, объем крови сильно неодинаков, например, в человеке массой 50 кг может быть от 2,4 до 4-х литров. Однако есть средние показатели, принятые за норму. Считается, что в человеке кровь занимает 6-8% от общей массы тела. Так что 450 мл, которые обычно сдают доноры, составят каких-то 10% от всего объема моей крови…
От регистратуры – в кабинет врача. Там меня спросили о многом, в том числе и, как мне казалось, совершенно несущественном: был ли бутерброд, съеденный мною на завтрак, с маслом, хорошо ли я спала ночью…
– Вы не готовы к сдаче, – сделал вывод врач.
Во-первых, мне делали местную анестезию при лечении зуба всего неделю назад. Во-вторых, во время проверки у меня скакнуло давление. В-третьих, я не выспалась, а на завтрак ела бутерброд с маслом. И скорее боюсь, чем нет, вида крови.
– Не каждому быть донором, – утешил меня врач, но, видя мое огорчение (я с детства гордилась своим гемоглобином!), померил давление еще раз и все-таки оправил на пробный анализ крови.
Крови из пальца взяли больше, чем обычно берут в поликлиниках. Я смотрела на падающие в пробирку капли и почувствовала предательскую слабость. Нет, я правда считала, что давно переборола страх при виде крови.
– Как себя чувствуете? – спросила медсестра.
Мне стало стыдно.
– Хорошо, - ответила я.
Мне и правда было не так уж и плохо. Главное, поскорее выйти на воздух… Анализ крови на гемоглобин, тромбоциты, лейкоциты, эритроциты, гематокрит и сою был готов уже через минуту. К сожалению, проверку я не прошла: гемоглобин 110. А нужно – от 120. Что ж, врач, видимо, был прав: не выспалась, плохо позавтракала, в общем, не готова к сдаче крови! Я вышла в коридор. Не пройдя и пары шагов, присела. В глазах посерело, лица людей, сидящих в очереди, расплылись до пятен. Молодой человек – как выяснилось позже, студент семинарии (пришло много воцерквленной молодежи, были и священники, так как Казанская епархия участвует в дне донора уже не первый год) – позвал врача. Меня уложили, поднесли к носу нашатырь, померили давление. После чашки сладкого чая я вышла на воздух. Так и не попробовав папайи. Если и решусь когда-нибудь – то тоже в день донора, на общей донорской волне.
Советы тем, кто хочет сдать кровь
Завтрак должен быть легким. Не есть жареное и жирное – ни утром, ни предыдущим вечером. Конечно, не пить спиртное. Не рекомендуется сдавать кровь натощак. Нельзя – после бессонной ночи.
Права доноров
Права доноров и их здоровье находятся под защитой государства. Все доноры перед кровосдачей проходят бесплатное медицинское обследование (меня взвесили, померили давление, взяли кровь на анализ). После процедуры донорства выплачивают денежную компенсацию в размере 620 рублей на продукты, чтобы возместить кровопотерю. Донор освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, и в течение года имеет право на дополнительный день отдыха с сохранением средней заработной платы за эти дни. Сдача крови или плазмы укрепляет иммунитет и стимулирует защитные функции организма.
Однако будьте готовы потратить два-три часа своего времени. Будьте готовы к тому, что они будут потрачены впустую: вас могут не допустить к сдаче.
Марат Яркаев, 25 лет: Сдаю кровь и плазму регулярно. Сегодня пришел, потому что это день донора. Я рад, что могу помочь людям.
Елизавета и Анна Тугановы: Дочь предложила пойти сегодня. И мы решили сделать доброе дело, тем более что у меня уже был такой опыт, правда, давно.
Из этих же побуждений – сделать доброе дело – пришла Регина Миннебаева 23 лет. Для нее это вторая сдача. Донором она стала ровно год назад.
– Мне понравилось сдавать кровь. Было ощущение, что я сделала доброе дело, отдала внутренний долг людям. Сегодня чувствую то же самое. Сдала 450 мл. Чувствую себя прекрасно, сейчас на работу поеду, – улыбнулась она.
Андрей Германов, 33 года: Уже года три, как сдаю кровь для больных раком.
Азат Шайхутдинов, 42 года: Сдаю кровь второй год. Первое время ходил каждые два месяца, сейчас реже. Сегодня не думал приезжать, но увидел репортаж по телевизору про то, как доноры сдают кровь, и поехал.
Дмитрий Лобода, 20 лет: Второй раз здесь. Первый раз сдавал в ноябре прошлого года. Считаю, что это важно, это способ помочь людям.
Нет комментариев-