– Я работаю в полиграфии более 20 лет. «Идел-пресс» – самая крупная в республике типография, она является филиалом АО «Татмедиа». Служба, в которой тружусь, занимается контролем качества выпускаемой продукции. Когда вся страна стала потихоньку входить в движение WorldSkills, Казань не осталась в стороне. АО «Татмедиа» обратилось к нам с просьбой проконсультировать педагогов, которые начали подготовку ребят к соревнованиям. Это были первые шаги, которые привели меня в WorldSkills. Сертифицироваться было очень тяжело, но мы победили. Сейчас выполняю роль наставника, помогаю в решении теоретических вопросов, подборе производственной базы для тренировок. Эти соревнования курирую уже третий год, у меня есть свои ученики.
– Сколько ребят по данной компетенции занято в татарстанском движении?
– В этом году во время регионального чемпионата у нас на площадке соревновались шесть человек. Есть ребята, которые были в нашей региональной сборной в прошлом году. Кто-то из них получил среднее профессиональное образование и стал студентом высшего учебного заведения. Победительница прошлого регионального чемпионата получила приз «За мастерство» в нашей компетенции. В этом году она выступала на площадке как начинающий эксперт. Получается, что мы растим свои кадры. В основном в нашей сборной шесть-семь человек. Ребята приходят и уходят.
Один из наших студентов на сегодняшний день является членом расширенной национальной сборной России. В национальную сборную входят четыре человека, которые борются за право представлять нашу страну на международном чемпионате. В их числе и представитель Татарстана Федор Шадрин. Чемпионат будет проходить в августе 2019 года. Сейчас ребята активно участвуют в тренировках. Все члены национальной сборной тренируются в своих городах. Федор – наша звездочка, поэтому мы подбираем для него базу для тренировок. Сложностей на самом деле много.
Основная сложность заключается в том, что в отличие от некоторых регионов центральной части России в Татарстане отсутствует полиграфическая учебная база со сложившимися образовательными традициями и собственной производственной площадкой. Всего этого нет в Казани. Мы вынуждены искать площадки в городе на базе типографий для ребят, которые проявляют интерес к данной специальности. Чаще всего это небольшие типографии, которые имеют подходящее оборудование. Получается, что основным помощником, направляющим и руководителем во всем этом движении выступает АО «Татмедиа». Агентство нам помогает договариваться с типографиями. Добиться допуска молодого и неопытного специалиста к дорогой технике, каковой является печатная машина, очень сложно. Нам довелось побывать в других регионах, там есть профессиональные колледжи, свои мастерские, где стоит необходимое оборудование.
– Из общения с руководителями казанских типографий я сделала вывод, что в Татарстане существует острая нехватка профессиональных печатников. Как вы думаете, почему так обстоят дела?
– Кадров у нас точно не хватает. Печатник в полиграфическом производстве на сегодняшний день – самая востребованная профессия. Это тот участок работы, куда нельзя просто прийти с улицы и через два-три дня встать за станок. Оборудование сложное, требует особого обучения и внимания. Процесс обучения печатника достаточно сложен. Кроме того, у человека должно быть желание и призвание к этому делу. Поэтому все типографии Казани испытывают потребность в хороших печатниках. С другой стороны, всем хочется, чтобы к ним сразу пришел готовый печатник – опытный, профессиональный, встал и начал работать. Мало кому хочется тратить время на обучение.
– А у самих молодых людей есть интерес к печатному делу?
– Сначала они не совсем понимают, что это такое и хотели бы они этим заниматься или нет. Но когда мы переходим к практике и они видят результат своего труда, то интерес появляется. В данном вопросе есть еще один момент. Печатник – это серьезная профессия, которая востребована и достаточно неплохо оплачивается. Когда ребята это понимают, то интерес у них, конечно, возрастает.
– Каков размер зарплаты у хорошего печатника в Казани?
– В среднем по городу в зависимости от масштаба типографии она составляет от 40 тыс. до 80 тыс. рублей. В принципе это такая сумма, которую приятно озвучить.
– В ноябре в республике прошел третий по счету региональный чемпионат «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)». Изменился ли, на ваш взгляд, за эти годы уровень подготовки участников чемпионата и уровень конкурсных заданий?
– Если сравнивать первый и третий чемпионат, то конкурсные задания изменились кардинально, они стали в десятки раз сложнее. Большую роль в данном вопросе сыграл международный чемпионат в Абу-Даби. Мы увидели, на каком уровне выступали там ребята, какую планку мировое сообщество выставляет для полиграфистов. В прошлом году мы стали усложнять наши задания по всем модулям. В этом году ребята вели себя на площадке как профессионалы, которые понимают, что делают и какой результат должны получить. Задания сложные. Правила WorldSkills гласят: уровень задания на площадке должен быть трудновыполнимым для любого работника типографии. Планка изначально ставится очень высоко. Это делается специально, чтобы не было ощущения, что ты легко это сделал. У ребят должен быть стимул к профессиональному росту. Они должны видеть динамику в своем развитии.
– По каким критериям оцениваются участники на соревнованиях по стандартам WorldSkills? В чем отличие от привычной системы оценок?
– Иногда у печатника – участника соревнований складывается впечатление, что он вроде бы до финиша с хорошим результатом не дошел. Он не отпечатал до конца весь тираж, но набрал какие-то баллы. Уровень профессионализма оценивается по нескольким ступенькам, которые должен пройти молодой специалист на конкурсной площадке. У полиграфистов, как правило, есть три рабочих модуля. Они себя показывают как печатники офсетной печати, печатники цифровой печати и проходят допечатную подготовку. Есть такие задания, как техническое обслуживание оборудования и дополнительные задачи. Любое задание разделяется на множество критериев. Поэтому сходу на площадке очень сложно оценить, кто станет победителем. Слишком много совокупных факторов, которые учитываются при подведении итогов. На своей площадке мы оцениваем ребят по 100-балльной шкале, а в системе WorldSkills идет пересчет по 700-балльной системе. Есть такой критерий, как средний балл по профессии. Система оценивания очень сложная.
– На днях вы вместе с победителем чемпионата Татарстана в компетенции «Печатные технологии в прессе» Элеонорой Агеевой вернулись из Уфы, где принимали участие в соревнованиях вне конкурса регионального чемпионата WorldSkills Республики Башкортостан. Поделитесь своими впечатлениями о чемпионате?
– Мы впервые выступали на площадке другого региона. Это был региональный чемпионат, и наша участница выступала вне зачета. Нам было важно посмотреть, как работают люди в других регионах, как проводят соревнования. В Башкирии сильный полиграфический колледж. У них есть хорошая производственная база. Соревнования проходили на одной площадке. Поскольку мы участвовали вне конкурса, наши результаты были названы после полного закрытия чемпионата. Элеонора разделила второе место с участником из Уфы. По баллам она встала на одну ступень со студентом, который занял второе место на чемпионате. Я считаю, что это очень хороший результат, тем более что для девушки это первый опыт выступления за пределами Татарстана. Она молодец, справилась на отлично.
– Какие учебные заведения представляют участники данной компетенции из Татарстана?
– У нас все ребята, которые участвуют в этом движении, – студенты Казанского химико-технологического университета. Они все получают образование, так или иначе имеющее отношение к полиграфии: графический дизайн либо упаковка. У ребят есть специальные предметы, которые помогают им участвовать в этом конкурсе.
– Насколько важна поддержка Правительства Татарстана для развития движения WorldSkills в данной компетенции?
– Я думаю, что поддержка Правительства в принципе важна для всего движения WorldSkills, потому что движение для нас новое. Несколько десятков лет назад у нас существовала образовательная система, были полиграфические учебные заведения и училища, проходили конкурсов профмастерства. Однако всего этого уже не существует лет 20, поэтому навыки утрачены. На сегодняшний день данная практика возобновляется, но уже на более высоком уровне. Без поддержки Правительства мы не смогли бы за такое короткое время собрать сильные команды.
– А профессиональное сообщество Татарстана поддерживает движение WorldSkills?
– На сегодняшний день есть несколько типографий, в том числе наша крупная типография «Идел-пресс», которую я представляю. Понятно, что я не одна занимаюсь подготовкой этих ребят. Мы организовываем площадки в наших цехах. В Казани есть ряд небольших коммерческих типографий, которые с нами сотрудничают. Их двери открыты для молодых специалистов, и они готовы их взять к себе на работу.
– В чем сложность профессии печатника?
– В том, что оборудование само по себе сложное. Механика, электроника, машины нового поколения на сегодняшний день сложны в обслуживании. Существует множество факторов, которые печатник в одну секунду должен оценить. Скорость печатной машины составляет 8 тыс. оттисков в час. Если я в течение нескольких секунд принимаю неправильное решение, а машина продолжает печатать, значит, я отпечатаю бракованный тираж и испорчу материал.
У печатника должно быть очень хорошее чутье цвета. Он должен уметь правильно понимать баланс между краской и водой и дружить с машиной, чтобы она на все его действия давала правильный отклик. И все это нужно выполнить за несколько секунд. Нельзя остановить машину и постоять, подумать. Все делается на ходу. Поэтому уровень мастерства должен быть высок.
Это не узкая специализация, когда я работаю только на одной машине. При выполнении задания в типографии может быть задействовано несколько единиц оборудования. Наши ребята на площадке демонстрируют работу как минимум на пяти единицах оборудования на время.
– Плохой печатник может запороть целый тираж?
– Да. Причем есть печатные машины, которые работают со скоростью 40 тыс. листов в час. Я назвала скорость небольшой печатной машины.
– В следующем году в Татарстане пройдет целый ряд крупномасштабных событий – национальный и мировой чемпионаты WorldSkills. Кто, на ваш взгляд, может претендовать на место участника мирового чемпионата?
– Мы говорим про международный чемпионат, который пройдет в Казани в августе 2019 года. На этом чемпионате Россию будет представлять один участник. Конечно, у него будет дублер, но на соревновательную площадку выйдет только один человек. На сегодняшний день в состав российской сборной входят четыре человека. Один из них – Федор Шадрин из Казани. Также есть представители Саратова, Уфы и Москвы. Это ребята, которые за последние два-три года стали победителями национальных чемпионатов. Их возрастная категория позволяет им продолжать соревноваться на уровне национальных и международных турниров. Я очень рассчитываю на то, что мы сможем победить. Федор имеет все шансы войти в сборную и представлять Россию.
– Каковы функции дублера?
– Он только страховщик. Мы все живые люди, и если что-то вдруг случится с основным игроком, то дублер его заменит. Поэтому тренируются всегда два человека. К моменту, когда будет определен список участников, уже будет понятно, кто из них первый, а кто является дублером.
– Когда мы узнаем конечный результат?
– WorldSkills – это информационная система, где регистрируется любой участник чемпионата и любой эксперт. Эти данные забиваются за три месяца до начала чемпионата. К маю следующего года все соревнования между ребятами, которые входят в национальную сборную, должны завершиться. Но тренировки начнутся раньше, поэтому, я думаю, что где-то к концу марта эта фамилия будет известна. Недавно все ребята национальной сборной ездили на сборы в Новосибирск. Наш международный эксперт проводил там для них обучение. После Нового года у них будет еще одна встреча. На какой площадке она пройдет – пока не известно. После второй встречи состоится внутренний отборочный турнир.
– Шансы у Федора высокие?
– Очень высокие. Сейчас Федор вернулся после сборов из Новосибирска и продолжает работать в нашей типографии. Я каждый лень наблюдаю за его успехами и динамикой развития. Он показывает хорошие результаты. Сначала Федор тренировался на машинах маленького формата, но в нашей типографии таких нет. У нас все машины большие, полноформатные.
– Вопрос о будущем полиграфии. Как вы думаете, цифровые технологии победят бумагу?
– Я считаю, что бумагу победить невозможно. Это показывает практика столетий. В последние годы появились дискеты, на которых можно хранить информацию. Потом появились дисковые накопители, флешки. Но практика показывает, что нет ничего ценнее информации на бумаге. Книгу как бумажный носитель заменить невозможно.
– Возможно, в будущем печатников заменят «умные» машины?
– Новые печатные машины автоматизированы. Все идет к тому, чтобы печатник стал просто оператором. Так или иначе, человеческий фактор во время печати присутствует. Без хорошего печатника все-таки невозможно обойтись. Только человек может оценить красоту того, что он печатает, и правильность того, что он делает. Робот есть робот. Печатник все равно остается, просто ему становится легче работать.
Оставляйте реакции
Почему это важно?
Нет комментариев-