– В первом полугодии 2017 года товарооборот между Татарстаном и Казахстаном вырос в 1,25 раза и достиг уровня в 268 млн долларов США. Что стало причиной позитивной динамики? Есть ли изменения в структуре товарооборота? Какая динамика отмечается по сравнению с прошлыми годами? О каком товарообороте можно говорить по итогам 2017 года?
– По последним данным таможенной статистики, за январь-сентябрь 2017 года товарооборот Казахстана с Татарстаном составил 404 млн долларов США. Это в 1,3 раза больше по сравнению с 2016 годом. Большую его часть, примерно 345 млн долларов, составил экспорт из Татарстана. В Казахстан поставляются энергоносители, нефть, пластмассы, автомобили, оборудование, механические устройства. Около 58 млн приходится на казахский импорт в РТ. Казахстан поставляет черные металлы, медь и минеральное топливо.
Товарооборот налаживается, увеличивается благодаря дружественным отношениям республик. Увеличивается количество официальных, рабочих и деловых визитов правительств и представителей бизнес-кругов, что отражается на развитии торгово-экономических отношений. Проводятся торгово-экономические миссии, презентуется продукция, предприятия Татарстана и Казахстана активно участвуют в выставках и форумах, чтобы выйти на рынок, заключить дистрибьюторские соглашения. Местами встреч с партнерами остаются такие крупные площадки, как Казахстанский международный автомобильный форум KIAF, ежегодная конференция «Казнефтегазсервис», Татарстанский нефтегазохимический форум. В ноябре 2017 года в Казани успешно прошел бизнес-форум «Казахстан – Россия», в котором приняли участие 30 казахстанских и около 80 российских предприятий. По его итогам подписано более пяти контрактов на поставку из Казахстана кондитерских изделий, мучной продукции, бытовой химии, изделий из металла и пластика, а также на оказание IT-услуг для сферы ЖКХ.
– Можно сказать, что потенциал для развития есть?
– Потенциал огромный, конечно.
– До каких числовых показателей можно увеличить эту цифру?
– Больше миллиарда, это точно. Если учесть, что был почти миллиард, то, думаю, миллиардов двух-трех может достигнуть.
– В каких отраслях интенсивнее всего развивается сотрудничество?
– Татарстан славится в России как один из передовых промышленных регионов. Очень хорошо развита нефтехимия, химическая промышленность, агропромышленный комплекс. Казахстан давно и в больших объемах покупает химические минеральные продукты, нефтехимию, автомобили «КАМАЗ». В Казахстане, в Акмолинской области, создано структурное подразделение ПАО «КАМАЗ» – ТОО «Акмолинский Автоцентр КАМАЗ», которое является официальным дилером и сертифицированным сервисным центром.
Казахстан очень внимательно следит за достижениями Татарстана. Радуемся вашему росту, стабильности и готовы к сотрудничеству, особенно в нефтехимической отрасли. Например, в своем недавнем послании Президент Казахстана – Лидер нации говорил про четвертый этап промышленной революции. Казахстан в данный момент ищет партнеров в химической, нефтехимической промышленности, чтобы наращивать свои производства.
Торгпредство занимается переговорами с ведущими компаниями Татарстана для создания совместных предприятий в Казахстане. Например, нам интересны АПК, IT-сфера, создание НПЗ. Торгпредством ведутся переговоры по вопросу создания совместного предприятия в сфере нефтехимии на территории Республики Казахстан.
Республика Татарстан является регионом-лидером в нефтехимической промышленности России. Торгпредство рассматривает сотрудничество с нефтехимическими предприятиями РТ, в частности, с АО «ТАНЕКО», ПАО «Татнефть», ПАО «Казаньоргсинтез», ПАО «Нижнекамскнефтехим», как приоритетное взаимодействие для индустриализации в обрабатывающем секторе энергетической отрасли Казахстана.
Казахстан наслышан о казанском IT-парке – сколько делегаций ни приезжало, в первую очередь все хотят посетить IT парк и Иннополис. Есть осведомленность о существовании таких инфраструктурных объектов и интерес у бизнес-сообщества, акиматов, руководства страны.
Казахстан в поиске стратегического нефтехимического партнера
– Химия, нефтехимия и машиностроение традиционно являются сферами, в которых Татарстан и Казахстан имеют тесные связи. Какие совместные проекты возможны в этих отраслях?
– В настоящий момент Торговое представительство ведет работу по поиску стратегического партнера для реализации инвестиционных проектов национального значения в Республике Казахстан. Ведется поиск инвестора для реализации химического проекта совместно с ТОО «Объединенная химическая компания» (дочерняя организация национального фонда АО «Самрук-Казына»).
Проект подразумевает производство полипропилена (мощностью 500 тыс. т в год) стоимостью 2,6 млрд долларов США, производство метанола (мощностью 1,6 млн т в год) ориентировочной стоимостью 2 млрд долларов США, производство полибутадиена (мощностью 245 тыс. т в год) ориентировочной стоимостью 2,5 млрд. долларов США.
Проект по производству полипропилена находится в активной фазе, начаты строительные работы. По проектам производства метанола и полибутадиена разработано предварительное технико-экономическое обоснование.
Интересны такие проекты, как строительство горно-обогатительного комбината по производству баритового концентрата мощностью 75 тыс. т в год, строительство завода по производству сульфата калия, строительство завода по комбинированному производству метанола и аммиака, производство карбамида, строительство завода по производству полиэфирполиолов.
– Что нужно для того, чтобы воплотить эти проекты в жизнь?
– Все эти проекты интересны Казахстану, нужны технические силы и люди с опытом реализации, готовые выступать соинвесторами.
Финансирование проекта стоимостью от 50 млн долларов США готова взять на себя компания ТОО «Самрук-Казына Инвест» – это инвестиционная компания Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына».
Учитывая, что Республика Татарстан является регионом-лидером нефтехимической и химической промышленности, Торговое представительство рассматривает это направление как основополагающее. Однако Казахстан готов участвовать одновременно в нескольких проектах, направленных на индустриализацию в обрабатывающем секторе, с упором на развитие конкурентоспособных экспортных производств в приоритетных отраслях.
Трансфер технологий для «Цифрового Казахстана»
– Отмечается ли сегодня взаимный интерес в сфере IT-разработок?
– В 2017 году во время ежегодного послания Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева была поставлена задача культивировать новые индустрии, которые создаются с применением цифровых технологий, развивать такие перспективные отрасли, как 3D-принтинг, онлайн-торговля, мобильный банкинг, цифровые сервисы, в том числе в здравоохранении и образовании. Для решения этих задач правительству поручено разработать новую программу «Цифровой Казахстан». Переход в эру цифровой экономики – актуальная задача для Казахстана, мы бы хотели перенять опыт, возможно, провести трансфер технологий и более плотно сотрудничать, так как Татарстан – один из лидеров России в сфере информационных технологий.
Насколько мне известно, в Татарстане разработана концепция, создана рабочая группа и структура цифровой трансформации региона, включающая цифровое здравоохранение, цифровое геопространство, «умный город».
Официальные делегации по линии IT-технологий достаточно часто посещают Казань, в год ИТ-парк посещают около 200 делегаций, из которых 25 – 30 – из Казахстана.
На данный момент меморандум о взаимопонимании заключен между ИТ-парком и АО «Казахтелеком», между ИТ-парком и региональным индустриальным технопарком «Актобе» (Актюбинская область) и так далее.
В декабре 2017 года Казань посетила делегация АО «Казахтелеком» во главе с заместителем Премьер-министра Аскаром Жумагалиевым для изучения вопросов внедрения электронного документооборота. Был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между ГАУ «ИТ-парк» и АО «Казахтелеком».
В апреле 2016 года представители Южно-Казахстанской области встречались с резидентами ИТ-парка и интересовались программой «Безопасный город», картой гражданина (Зеленодольск) и проектом по развитию общественных пространств Smart City.
«…с Татарстаном у нас очень теплые отношения. Казахи и татары очень близки по истории, культуре, языку и обычаям»
– С какими регионами Казахстана сотрудничество развивается более плотно?
– Это Алматинская область, Астана, Кызылорда. В январе делегация Кызылординской области во главе с акимом (руководителем региона) посетила Республику Татарстан для изучения опыта в сфере информационных технологий, сельском хозяйстве и других областях. Подписаны меморандумы о сотрудничестве между акиматом Кызылординской области и мэрией города Иннополиса, между акиматом Кызылординской области и ОАО «Региональный инжиниринговый центр медицинских симуляторов "Центр медицинской науки"». В настоящее время ведется разработка дорожной карты по сотрудничеству, где будут конкретно прописаны мероприятия и проекты.
Могу сказать, что руководство Татарстана имеет дружественные отношения с руководителями каждой из 14 областей Казахстана и двух городов особого значения – Астаны и Алматы.
Как говорит глава нашего государства Нурсултан Назарбаев, с Татарстаном у нас очень теплые отношения. Казахи и татары очень близки по истории, культуре, языку и обычаям. Столицы Татарстана и Казахстана являются городами-побратимами с 2004 года.
– Как татарский бизнес себя чувствует в Казахстане?
– Мы братские народы, менталитеты одинаковые. Поэтому татары легко находят общий язык с казахами и наоборот. У нас налажены хорошие экономические контакты.
– Что татарские предприниматели продают в Казахстане?
– Татарстанских предприятий, которые присутствуют в Казахстане, много. Это филиалы, представительства и дилеры. ПАО «КВЗ» активно расширяет поставки вертолетов для нужд различных организаций Республики Казахстан.
Если говорить об автомобилестроении, то Республика Казахстан исторически является для ПАО «КАМАЗ» одним из самых емких и приоритетных рынков сбыта большегрузной автотехники.
ОАО «ЕлАЗ» осуществляет поставки в Казахстан специальной техники для ремонта скважин в нефтегазовой отрасли, дорожно-строительной и коммунальной техники на базе тракторов МТЗ-82. Альметьевский трубный завод поставляет в Казахстан полный спектр продукции металлопроката.
Продукция КАМАЗа занимает 80 – 90 процентов нашего рынка грузовиков. Китайцы заходили на наш рынок, но Казахстан очень быстро понял, какая продукция лучше по качеству. Даже были такие случаи: стоят два идентичных грузовика китайского производства, один из них сломался, пытались из двух собрать один – запчасти не подходят, представляете? До такого доходило. Поэтому наши предприниматели быстро поняли и начали отказываться от китайского транспорта. Перешли на более традиционные и более надежные «КАМАЗы». Потому что грузовики этой марки можно и в городе отремонтировать, и в ауле.
– В Татарстане есть различные формы для привлечения бизнеса – особые экономические зоны, территории опережающего развития. Есть интерес у казахстанских компаний к тому, чтобы зайти на эти площадки с благоприятными условиями для ведения бизнеса?
– В апреле 2017 года представители холдинга «Байтерек» посетили ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Иннополис» и Агентство инвестиционного развития, ознакомились с территорией опережающего социально-экономического развития – городом Набережные Челны. По итогам встреч достигнуты договоренности о сотрудничестве по четырем направлениям: малый и средний бизнес, торговля, ИТ, сельское хозяйство.
В январе 2018 года состоялся визит казахстанской делегации во главе с председателем правления АО «УК СЭЗ "Оңтүстік"» для изучения опыта работы особых экономических зон в странах ЕАЭС. Представители Казахстана интересовались особенностями строительства и содержания инфраструктуры зоны, методами привлечения инвесторов. В настоящий момент ведутся переговоры для заключения меморандума о сотрудничестве.
Ведется работа по привлечению предприятий Республики Казахстан в ОЭЗ РТ, представители деловых и бизнес-кругов уже ознакомились с их работой, активно обсуждаются вопросы сотрудничества и развития взаимовыгодных отношений, в том числе создания совместных предприятий.
«У нас очень много запросов и писем идет из Казахстана с просьбой о помощи в продвижении своих товаров на рынке Татарстана»
– Как вы оцениваете динамику торгово-экономических отношений России и Казахстана, какое место здесь занимает Татарстан?
– Татарстан – один из лидирующих регионов по сотрудничеству с Казахстаном. Какое место он занимает, сказать сложно, потому что в торгово-экономических связях большое влияние оказывают приграничные связи и торговля. С российской стороны с Казахстаном активнее всего работают приграничные регионы – Свердловская, Челябинская, Оренбургская области и так далее, это уже исторически устоявшиеся приграничные связи.
В 2017 году исполнилось 20 лет со дня подписания первого договора между Казахстаном и Татарстаном – договора о торговых отношениях. 2017 год ознаменован 25-летием со дня установления дипломатических отношений между Россией и Казахстаном.
Особое место в развитии двусторонних отношений Казахстана и России занимает ежегодно проводимый Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана. В 2015 году он проводился в Сочи, в 2016-м в Астане (тематика – развитие транспортно-логистического потенциала Евразийского пространства), в 2017 году форум проходил в Челябинске (тематика – развитие человеческого капитала).
В Челябинске подписаны соглашение между Правительством Республики Татарстан и акиматом Актюбинской области по торгово-экономическому, научно-техническому, социальному, культурному и гуманитарному сотрудничеству, а также план мероприятий на 2018 – 2020 годы по реализации данного документа. В этом году форум пройдет в Петропавловске и будет посвящен развитию двустороннего туризма Казахстана и России.
– Насколько важна диверсификации структуры товарооборота?
– В данный момент Казахстан готов поставлять свои продукты питания, зерно, муку, мучные продукты, макароны. У нас очень много запросов и писем идет из Казахстана с просьбой о помощи в продвижении своих товаров на рынке Татарстана. Главная задача на сегодняшний день – наращивать экспорт несырьевых товаров.
Казахстан также готов продавать в Россию свои автомобили, которые производятся на территории нашей страны, но здесь есть нюансы, которые зависят не от Татарстана, а от РФ в целом. Это утилизационный сбор, разного рода сертификаты и так далее. Казахстанские производители еще идут к этому, они пытаются решить все эти вопросы. Думаю, в скором времени это получится сделать.
– О машинах какой классности идет речь?
– Отечественные заводы выпускают около 50 моделей легковых машин и джипов. Завод «СарыаркаАвтоПром» выпускает модели Chevrolet Niva, Ssang Yong Nomad, Hyundai (Elantra, Genesis, Santa Fe), Peugeot (2008, 3008, 301, 508), Partner van; «Азия Авто» – Skoda, Lada, Chevrolet (Aveo, Captiva, Cruze, Tracker), Kia (Sportage, Sorenro, Soul, Quoris), «КАМАЗ-Инжиринг» – грузовики, самосвалы; Hyundai Auto Kazakhstan – Hyundai (Accent, Elantra, Sonata, Tucson, Santa Fe); Daewoo Bus Kazakhstan, «СемАЗ» – «ГАЗ», «Урал», «ПАЗ», ЛиАЗ, Daewoo Shacman, Foton. Как вы понимаете, это достаточно широкая линейка транспортных средств на любой вкус и бюджет.
– Сейчас они в большей степени продаются на внутреннем рынке Казахстана?
– Да, на внутренний рынок. Из стран Средней Азии продаем только в Кыргызстан. В Узбекистане есть свой автопром, тем более что у них там таможенная пошлина очень высокая.
– Как развивается сотрудничество на уровне профильных министерств?
– На уровне министерств создана Казахстанско-татарстанская рабочая группа по торгово-экономическому сотрудничеству: от Казахстана участвует Министерство национальной экономики РК, от Татарстана – Министерство промышленности и торговли РТ. Группа создана для взаимодействия и углубления торгово-экономических связей в различных областях (это машиностроение, топливно-энергетический комплекс, IT-технологии, инвестиции, сельское хозяйство).
Прошли два заседания, по итогам подписаны протоколы по различным направлениям взаимодействия. Формат деятельности в виде двусторонней рабочей группы обещает стать эффективным инструментом дальнейшего углубления сотрудничества между Казахстаном и Татарстаном.
– Как влияет на экономическое сотрудничество создание Таможенного союза в рамках ЕАЭС и других интеграционных структур?
– Сейчас производителям, предприятиям стало намного легче. Таможни нет – это раз. Раньше, когда только создали Таможенный союз, был вопрос по НДС. В России, как известно, он составляет 18 процентов, в Казахстане – 12. Сейчас и этот вопрос уже урегулирован. Российская сторона продает товары без НДС. Казахстан привозит товар к себе, оплачивает НДС в размере 12 процентов и просто присылает документы российской компании. Та, в свою очередь, передает информацию в налоговую службу по месту регистрации и все вопросы решаются уже с российской компанией.
Татарстанские компании могут закрыть потребность в АЗС на трассе Западная Европа – Западный Китай
– Для развития связей между Европой и Азией начато строительство транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай. Логистическое решение сделает более доступными и качественными грузопассажирские перевозки между Татарстаном и Казахстаном. На каком этапе сейчас строительство этой трассы в вашей стране?
– У нас, как известно, проходит очень большая часть этого коридора из Китая в Европу. Дорога в Казахстане готова уже на 95 – 99 процентов, именно полотно. За этот год по этой и другим дорогам перевезли уже около 17 млн т грузов.
– Она уже работает в платном режиме?
– Нет, сейчас она в бесплатном режиме, инфраструктуры нет. В данный момент мы ведем переговоры с татарстанскими компаниями. В частности, хотим предложить создать сеть автозаправок с придорожной инфраструктурой. Возможны и другие варианты сотрудничества. Есть идея создать совместное предприятие по производству бензина, дизельного топлива или нефтеперерабатывающего завода на территории Казахстана, тем более что имеется политическое решение по строительству нового НПЗ.
Сейчас обсуждается этот вопрос, планируется учредить совместное предприятие Казахстана с Татарстаном для создания НПЗ, чтобы соответствовать потребностям внутреннего рынка, а также для обслуживания нового транспортного коридора и организации сети автозаправок.
– В дальнейшем есть возможность обеспечить АЗС всю трассу.
– Да. Я лично не ездил еще по этой дороге, не приходилось. Но там сейчас заправки могут находиться в значительном удалении друг от друга, в 300 – 500 км.
– То есть у татарстанских компаний есть возможность занять эту нишу?
– Да, у татарстанских компаний есть отличная возможность для развития этой инфраструктуры. Это очень интересная тема для обсуждения.
– Сейчас с партнерами уже идут переговоры? Как они реагируют на это предложение?
– Мы сейчас в ожидании решений именно с казахстанской стороны, чтобы достаточно ясно и полно сформулировать предложения для наших коллег из Татарстана.
Торгпредство выполняет не только представительскую функцию взаимодействия с госорганами, участия в совещаниях, официальных мероприятиях, но еще и лоббирования интересов внутри бизнес-среды с помощью личных контактов в B2B (Business to business) переговорах.
– На границе Казахстана с Китаем расположен международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос». Компании из Татарстана уже работают на его территории?
– Этот центр расположен на казахстанско-китайской границе и состоит из двух частей: казахстанской, расположенной на территории Панфиловского района Алматинской области, и китайской, расположенной на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района.
Уникальность проекта заключается в том, что в пределах территории центра лица, товары и транспортные средства перемещаются свободно, без необходимости оформления виз. Полномасштабный ввод центра «Хоргос» запланирован на 2018 год.
На сегодняшний день в МЦПСе функционирует Торговый дом «Татарстан» который открылся при содействии отделения Торгпредства. Представлена продукция Татарстана в основном в сегменте бакалейной продукции.
Также прорабатывается вопрос открытия представительства МЦПС «Хоргос» в Казани с целью привлечения потенциальных инвесторов, заинтересованных не только в открытии магазинов и производств, но и в консультациях по ведению бизнеса в приграничной территории между Казахстаном и Китаем.
Следует отметить, что рядом с МЦПС «Хоргос» расположен сухой порт СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», который включает в себя объекты и устройства для перегрузки вагонов между узкой и широкой железнодорожной колеей, приема автодорожного транспорта и терминально-складского хозяйства. На сегодня в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» зарегистрирован 71 участник. Общая сумма инвестиций составила 30,7 млрд тенге. Объем налоговых отчислений составил 0,14 млрд тенге. Объем произведенной продукции составил 0,45 млрд тенге, создано 195 рабочих мест, планируется реализация девяти проектов.
Потенциальный рынок очень большой, потому что в Китае, как известно, чуть ли не каждый день появляются новые миллионеры. Соответственно, когда есть большой достаток, любой человек хочет и может себе позволить питаться экологически чистыми продуктами. Китай испытывает потребности в продуктах питания, воды, поэтому они смотрят на Казахстан и Россию как на экологически чистые регионы.
Жители начинают искать «чистые» продукты – выходят на Хоргос, где представлена продукция из Казахстана и России. Есть еще выход на Россию через Владивосток, но жителям центральной части Китая проще выйти на РФ через Казахстан. Быстрее добраться до Хоргоса – полтора-два дня на машине, чем везти товар две-три недели до Владивостока.
Поэтому, пользуясь случаем, приглашаем к сотрудничеству экспортоориентированные субъекты малого и среднего предпринимательства, заинтересованные принять участие в реализации товаров и услуг на приграничной территории МЦПС «Хоргос». Со своей стороны, отделение Торгпредства в Казани готово оказать содействие во всех организационных вопросах.
Новые авиарейсы и железнодорожные маршруты
– Можно ли сегодня вести речь о появлении новых прямых авиарейсов из Татарстана в Казахстан?
– Когда открыли отделение Торгпредства в Казани в 2013 году, авиасообщение было представлено одним прямым авиарейсом по маршруту Казань – Алматы. Авиакомпания Air Astana выполняла два рейса в неделю (вторник, пятница).
Одним из направлений деятельности Торгпредства является развитие туризма между Казахстаном и Татарстаном. В настоящий момент Торгпредством ведется работа по формированию концепции туризма в Казахстане.
Поэтому вопрос развития авиасообщения был и остается актуальным. Торгпредством инициированы обращения кроссийским и казахстанским авиаперевозчикам. По итогам проведенной работы был открыт прямой авиарейс Астана – Казань, выполняемый авиакомпанией SCAT: летом самолет летает два раза в неделю, зимой – один раз в неделю (в понедельник). Время в полете составляет 2,5 часа.
Кроме того, в декабре 2017 года запущен международный пассажирский железнодорожный маршрут № 303/304 сообщением Алматы – Казань по маршруту Алматы – Казань – Алматы. Он курсирует круглогодично один раз в неделю: из Алматы отправляется по вторникам с прибытием в Казань по пятницам. Время в пути 62 часа, поезд проходит через города Караганда, Астана, Кокшетау, Петропавловск, Екатеринбург.
Нам бы хотелось открыть дополнительное авиасообщение Казань – Шымкент (центр Южно-Казахстанской области), Казань – Актау (центр Мангистауской области, жемчужина Каспия). Ояень перспективные направления для туризма, но пока это планы.
Air Astana c 3 июня открывает рейс Казань – Астана, так как много желающих посетить чемпионат мира по футболу. Стоимость билетов туда-обратно будет начинаться от 256 евро.
– Появление двух авиакомпаний на одном направлении повлияет на цену?
– Да, конечно, это же конкуренция, цена будет доступная. Там и график полетов, особенно в летнее время, очень удобный. Например, вылетаешь в пятницу в Астану, в понедельник ты уже в Казани. Два дня погулять достаточно. Тем более рядом с Астаной находится регион «Боровое», где сосредоточен игорный бизнес.
– Казахстанский Лас-Вегас?
– Да, казахстанский Лас-Вегас. Он есть в двух регионах Казахстана – в Акмолинской и Алматинской областях.
– Эта штука с созданием игорных зон себя оправдала?
– Я был летом прошлого года в Астане в отпуске, ездил в «Боровое». Я три года до этого там не был, раньше там находилось не более двух-трех игорных заведений, сейчас их порядка 20. Если их строят, значит, есть спрос.
– Много людей приезжает туда поиграть из зарубежья?
– Много и иностранцев, и гостей из стран СНГ. Приезжают люди из России, из дальнего зарубежья.
Казахстан активно перенимает опыт Татарстана в сфере туризма
– Чем Казахстан мог бы заинтересовать рядового татарстанца?
– Республика Казахстан обладает возможностями для развития различных направлений туризма: культурно-этнографического (национальные фестивали и праздники, колоритность и самобытность уклада жизни), делового MICE-туризма (семинары и конференции), гастрономического (фестивали еды и местная национальная кухня), духовного (поездки к святым местам).
Главной особенностью являются уникальные природные ресурсы – Казахстан сочетает в себе бескрайние просторы и степи, знойные пустыни и пески, снежные горы, реки и озера.
В плане туризма мы наблюдаем и радуемся успехам Татарстана и Казани, которая несомненно является третьей туристической столицей России. Даже вроде бы насколько в Крыму достаточно условий для отдыха – море, климат, но Татарстан намного опережает. Я вижу, что в Казань приезжает большое количество туристов, особенно в зимние каникулы и летом, в Кремле довольно часто слышу иностранную речь.
Вы знаете, это очень большой труд. Когда мы начали заниматься туризмом, мы думали – ну, что там, прорекламировал, привез туристические компании, провел пресс-тур, по итогам совещание и так далее. Нет, это титанический труд. Надо отметить, что Татарстан очень сильно в этом плане продвинулся. Поэтому Казахстан сейчас активно перенимает опыт Татарстана.
Мы совместно с профильными туристическими организациями ежегодно проводим роуд-шоу, презентации туристического потенциала, ознакомительные бесплатные инфотуры с льготными авиабилетами для туристических компаний не только из Татарстана, но и из регионов ПФО. Они приезжают, смотрят, и нам очень важно их мнение. Мы хотим понять, что у нас недоработано, для этого их и везем к себе, а не для того, чтобы получить хвалебные отзывы. Мы говорим: «Нам не надо хвалебных слов, нам нужен негатив, только негатив. Чтобы знать, над чем работать». А то хвалят – люди расслабляются.
– Какие направления сейчас интересны для туристических поездок?
– В Казахстане 14 регионов, у каждого есть своя изюминка. Основные направления – это Астана, столица, один из самых современных и красивейших городов Центральной Азии, рядом на расстоянии 220 км располагается национальный парк «Бурабай» – врачебно-климатический курорт «Казахстанская Швейцария», где расположены санатории, грязелечебницы; в 130 км от Астаны Коргалжынский заповедник – место обитания розовых фламинго. Заслуживает внимания национально-культурный комплекс «Этноаул» – реальная возможность ощутить себя кочевником, узнать его быт, пожить в юрте.
Алматы и Алматинская область – это горы и знаменитый Чарынский каньон, археологические петроглифы Тамгалы (объект ЮНЕСКО); Большое Алматинское озеро (бирюзовая жемчужина сразу же пленяет сердце каждого), озеро Кайынды (прямо из воды метров на 15 поднимаются стволы тянь-шаньских елей), соколиный питомник редких исчезающих видов птиц «Сункар» и другие достопримечательности.
Южно-Казахстанская область богата рекреационными ресурсами: минеральные воды (санаторий Сарыагаш), термальные скважины и источники. Кроме того, в ЮКО берет начало горная система Тянь-Шань, где расположены старейший биосферный заповедник Аксу-Джабаглы и озеро ледникового происхождения Сайрам-Су.
Есть еще один интересный регион – Мангистауская область, ее называют «Каспийские ворота». Здесь расположены Каракольский государственный природный заказник, сохранившиеся подземные мечети, курортная зона Кендерли.
Казахстан может предоставить туристические продукты как в сфере культурного (театры, выставки, фестивали) и делового MICE-туризма (Астана), так и в сфере природного и экологического туризма, приключенческого отдыха в горах и на озерах.
Надеемся, что туристам из Татарстана и России в целом интересен отдых в Казахстане. Приложим максимум усилий, чтобы развивать и улучшать условия для путешествий.
Оставляйте реакции
Почему это важно?
Нет комментариев-