«Мы» – далеко не стандартный фильм ужасов, поэтому невозможно ограничиться обзором сюжета и персонажей. Необходимо обратить внимание и на его метафорику.
Первым режиссерским опытом Джордана Пила стал вышедший в 2017 году фильм «Прочь», в итоге завоевавший Оскар за лучший оригинальный сценарий. Новую работу от прежней отличает куда меньшая значимость игры с социальным контекстом, в полной мере понятной только американскому зрителю.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/2a4903d94fd72c1acc5b580ebd23c84b3887591c26b7aa3bc4e9d1a861bf.jpg)
«Наблюдения, которые я делаю в фильме, в большей степени общечеловеческого порядка. Вообще свою миссию как автора я бы описал так: я обращаю внимание людей на то, что, объединяясь в группы, мы зачастую становимся самыми страшными монстрами. Но где-то в нашем ДНК заложена способность подавлять чувства вины и ответственности до такой степени, чтобы идти на чудовищные зверства», – объяснил в интервью «КиноПоиску» свой интерес к хоррору Пил. В своем новом фильме он использовал его неожиданным образом.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/f43bbdf5a83eb7fea7e68659d11dc6a0bc8151a88cefd2a3d30541a93036.jpg)
Ожидаемый сюжет и смесь ужасного со смешным
Сюжет картины строится вокруг превращения беззаботного отдыха в почти что райской местности в битву с силами зла – мотива, не раз уже реализовывавшегося в кинематографе. Собственно, синопсис фильма на популярном российском ресурсе этим и ограничивается, что представляется не совсем логичным ходом.
Около получаса у режиссера уходит на знакомство зрителя с семейством Уилсонов: Аделаидой, Гейбом, их дочерью Зорой и сыном Джейсоном. После этого он, успев привыкнуть к персонажам и оценить их человеческие качества, сталкивается с долгожданными ужасами. Ночью на пороге пляжного домика появляются четыре странных силуэта, которые оказываются точными копиями Уилсонов. Как и положено двойникам, они жаждут смерти героев. Оставшаяся часть фильма посвящена борьбе между людьми и доппельгангерами.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/a0bf390a776466e797a26e7e9ba45fdbc652fefb078a4fe65a113b933e68.jpg)
Несмотря на стандартность фабулы, происходящее на экране затягивает, и зритель самым наивным образом начинает сопереживать персонажам. Неискушенная часть публики при этом еще и оказывается поражена неожиданными поворотами сюжета. Впрочем, искушенная часть публики, несмотря на узнавание используемых режиссером приемов, тоже вполне способна оценить развитие действия. От подобных фильмов даже насмотренный человек ждет не оригинальности, а искусности. Ставить же качество работы под сомнение нет никакого желания. На этом, собственно, и заканчивается разговор о сюжете, так как впадения в смертный грех раскрытия спойлеров все же хотелось бы избежать.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/151652a653915cf274b977f6421bae42e6217414b1147f3f78c3ebe72ba2.jpg)
Отдельно следует сказать о юморе ленты. Это, конечно, неудивительно, ведь Джордан – профессиональный комик, изначально ставший известным именно в этом амплуа. Иногда комическое даже намеренно заглушало у зрителя чувство ужаса, позволяя переключиться и напоминая об условности, присущей любому произведению искусства. «<...> если давать людям передышку, возможность выпустить пар, они скорее получат удовольствие от фильма. Напряженные моменты будут лучше восприниматься», – так сам режиссер объяснил пристрастие к подобным перебивкам.
Актерские работы – триумф двойничества
О работе сыгравших главных героев и их антагонистов актеров – Уинстона Дьюка (Гейб), Лупиты Нионго (Аделаида), Шахади Райт Джозеф (Зора) и Эвана Алекса (Джейсон) – невозможно говорить без восхищения. Каждый из них сумел с блеском воплотить на экране два полностью противоположных образа, сошедшихся в смертельной схватке.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/4e118ce4a9bcbe50b89583a845f3f970961a26da99308be63f191f8d77c1.jpg)
Особо впечатляет, разумеется, Нионго, сыгравшая и переживающую за своих детей испуганную мать, и, кажется, пожирающее себя изнутри из-за собственной злобы чудовище.
Зритель, кстати, начинает переживать и за людей, и за доппельгангеров. И это совсем не случай Джеймса МакЭвоя, сыгравшего 24 личности в одном человеке. Наверное, не будет большой ошибкой надеяться, что задействованные в фильме артисты будут как минимум номинированы на Оскар, если не станут его обладателями.
Двойничество при этом проявляется в «Мы» на разных уровнях, становясь лейтмотивом картины. Недаром доппельгангеры используют ножницы, состоящие из двух лезвий, чтобы разрезать связи со своими оригиналами.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/3b897ae61683b8cf7a0492eaba06927c3a50a228e88bef9210e6db613a77.jpg)
Несколько слов об обязательных для хоррора вещах
Трудно представить себе хоррор без адекватного саундтрека, и тут у зрителя не может быть к создателям «Мы» никаких претензий. Зловещую атмосферу дополняет музыка Майкла Эбилса, местами напоминающая тему из «Тетради смерти» Адама Вингарда. Казалось бы, на экране не происходит ничего страшного, а смотрящего картину бросает то в жар, то в холод. Ощущение приближающейся чуждости и скрытой опасности не дает расслабиться и доставляет специфическое удовольствие, ради которого и стоит смотреть такие фильмы.
Недаром Пил уверен в притягательной силе жара хоррора: «Я убежден, что те, кто их якобы не смотрит, просто однажды увидели какой-то ужастик, который совсем не в их вкусе, и решили, что все остальные такие же. И теперь говорят: “Я не люблю хорроры“. На самом деле в мире существует хоррор для каждого».
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/373041d36cfb15f76560a8221d86e156b72d0518f5e943423314ce4ccd85.jpg)
Метафорическая притча
Восходящая еще к романтикам двойственность является главной темой фильма. Слоган картины таков: «Наш худший враг – это мы». Режиссер убежден, что никакими усилиями невозможно спрятаться от темной стороны человеческой натуры. Зло всегда сопровождает человека, и подавление дурных чувств и животных инстинктов не спасет от их проявления – может быть, в самый неблагоприятный момент. Да, Вильям Вильсон Эдгара По, к которому, как заметил Антон Долин, отсылает фамилия персонажей, может в конце концов заколоть доппельгангера. Но полезность этого поступка была столь же сомнительна двести лет назад, как и сейчас.
При этом двойники, в отличие от их оригиналов, лишены возможности желать и выбирать. Эти искаженные копии напоминают зрителю, в кого может превратиться человек. И никакой социальный подтекст, в отличие от предыдущей картины Пила «Прочь», не придет ему на помощь. Формально, правда, подобное объяснение происходящего в фильме присутствует, но оно является лишь издевательством над конспирологическими теориями. Даже возмущаться тут нечему – потому что возмущение законами мироздания объяснимо, но бессмысленно.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/81da7dfffcc5a1c96c9fa6df1df22f7e198a6ce9366acb85866792c3e33a.jpg)
Постскриптум
В завершение своего любительского обзора корреспондент «Татар-информа» рискнет посоветовать читателю этого текста посмотреть фильм «Мы». Особенно в том случае, если предыдущая картина его создателя показалась интересной. И, может быть, ему удастся немного избавиться от страха, вызванного жизнью в современном мире. Ведь именно ради этого люди смотрят ужастики.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/955efc713055e70b539ea8024063bf84007ef12992fe05bccefeadc48c56.jpg)
Оставляйте реакции
Почему это важно?
Нет комментариев-