Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Мы» Джордана Пила: между фильмом ужасов и психологическим триллером

«Мы» Джордана Пила: между фильмом ужасов и психологическим триллером
Добравшийся до России второй фильм режиссера Джордана Пила вызвал у публики противоречивую реакцию. Одни зрители возмущаются, не увидев в картине анонсированного фильма ужасов, другие восторгаются, оценив наделение философской притчи притягательным сюжетом. Если не в самой киноленте, то в своих впечатлениях от нее постарался разобраться корреспондент ИА «Татар-информ».


«Мы» – далеко не стандартный фильм ужасов, поэтому невозможно ограничиться обзором сюжета и персонажей. Необходимо обратить внимание и на его метафорику.

Первым режиссерским опытом Джордана Пила стал вышедший в 2017 году фильм «Прочь», в итоге завоевавший Оскар за лучший оригинальный сценарий. Новую работу от прежней отличает куда меньшая значимость игры с социальным контекстом, в полной мере понятной только американскому зрителю.



«Наблюдения, которые я делаю в фильме, в большей степени общечеловеческого порядка. Вообще свою миссию как автора я бы описал так: я обращаю внимание людей на то, что, объединяясь в группы, мы зачастую становимся самыми страшными монстрами. Но где-то в нашем ДНК заложена способность подавлять чувства вины и ответственности до такой степени, чтобы идти на чудовищные зверства», – объяснил в интервью «КиноПоиску» свой интерес к хоррору Пил. В своем новом фильме он использовал его неожиданным образом.



Ожидаемый сюжет и смесь ужасного со смешным

Сюжет картины строится вокруг превращения беззаботного отдыха в почти что райской местности в битву с силами зла – мотива, не раз уже реализовывавшегося в кинематографе. Собственно, синопсис фильма на популярном российском ресурсе этим и ограничивается, что представляется не совсем логичным ходом.

Около получаса у режиссера уходит на знакомство зрителя с семейством Уилсонов: Аделаидой, Гейбом, их дочерью Зорой и сыном Джейсоном. После этого он, успев привыкнуть к персонажам и оценить их человеческие качества, сталкивается  с долгожданными ужасами. Ночью на пороге пляжного домика появляются четыре странных силуэта, которые оказываются точными копиями Уилсонов. Как и положено двойникам, они жаждут смерти героев. Оставшаяся часть фильма посвящена борьбе между людьми и доппельгангерами.



Несмотря на стандартность фабулы, происходящее на экране затягивает, и зритель самым наивным образом начинает сопереживать персонажам. Неискушенная часть публики при этом еще и оказывается поражена неожиданными поворотами сюжета. Впрочем, искушенная часть публики, несмотря на узнавание используемых режиссером приемов, тоже вполне способна оценить развитие действия. От подобных фильмов даже насмотренный человек ждет не оригинальности, а искусности. Ставить же качество работы под сомнение нет никакого желания. На этом, собственно, и заканчивается разговор о сюжете, так как впадения в смертный грех раскрытия спойлеров все же хотелось бы избежать.



Отдельно следует сказать о юморе ленты. Это, конечно, неудивительно, ведь Джордан – профессиональный комик, изначально ставший известным именно в этом амплуа. Иногда комическое даже намеренно заглушало у зрителя чувство ужаса, позволяя переключиться и напоминая об условности, присущей любому произведению искусства. «<...> если давать людям передышку, возможность выпустить пар, они скорее получат удовольствие от фильма. Напряженные моменты будут лучше восприниматься», – так сам режиссер объяснил пристрастие к подобным перебивкам.

Актерские работы – триумф двойничества

О работе сыгравших главных героев и их антагонистов актеров – Уинстона Дьюка (Гейб), Лупиты Нионго (Аделаида), Шахади Райт Джозеф (Зора) и Эвана Алекса (Джейсон) – невозможно говорить без восхищения. Каждый из них сумел с блеском воплотить на экране два полностью противоположных образа, сошедшихся в смертельной схватке.



Особо впечатляет, разумеется, Нионго, сыгравшая и переживающую за своих детей испуганную мать, и, кажется, пожирающее себя изнутри из-за собственной злобы чудовище.

Зритель, кстати, начинает переживать и за людей, и за доппельгангеров. И это совсем не случай Джеймса МакЭвоя, сыгравшего 24 личности в одном человеке. Наверное, не будет большой ошибкой надеяться, что задействованные в фильме артисты будут как минимум номинированы на Оскар, если не станут его обладателями.

Двойничество при этом проявляется в «Мы» на разных уровнях, становясь лейтмотивом картины. Недаром доппельгангеры используют ножницы, состоящие из двух лезвий, чтобы разрезать связи со своими оригиналами.


 
Несколько слов об обязательных для хоррора вещах

Трудно представить себе хоррор без адекватного саундтрека, и тут у зрителя не может быть к создателям «Мы» никаких претензий. Зловещую атмосферу дополняет музыка Майкла Эбилса, местами напоминающая тему из «Тетради смерти» Адама Вингарда. Казалось бы, на экране не происходит ничего страшного, а смотрящего картину бросает то в жар, то в холод. Ощущение приближающейся чуждости и скрытой опасности не дает расслабиться и доставляет специфическое удовольствие, ради которого и стоит смотреть такие фильмы.

Недаром Пил уверен в притягательной силе жара хоррора: «Я убежден, что те, кто их якобы не смотрит, просто однажды увидели какой-то ужастик, который совсем не в их вкусе, и решили, что все остальные такие же. И теперь говорят: “Я не люблю хорроры“. На самом деле в мире существует хоррор для каждого».



Метафорическая притча

Восходящая еще к романтикам двойственность является главной темой фильма. Слоган картины таков: «Наш худший враг – это мы». Режиссер убежден, что никакими усилиями невозможно спрятаться от темной стороны человеческой натуры. Зло всегда сопровождает человека, и подавление дурных чувств и животных инстинктов не спасет от их проявления – может быть, в самый неблагоприятный момент. Да, Вильям Вильсон Эдгара По, к которому, как заметил Антон Долин, отсылает фамилия персонажей, может в конце концов заколоть доппельгангера. Но полезность этого поступка была столь же сомнительна двести лет назад, как и сейчас.

При этом двойники, в отличие от их оригиналов, лишены возможности желать и выбирать. Эти искаженные копии напоминают зрителю, в кого может превратиться человек. И никакой социальный подтекст, в отличие от предыдущей картины Пила «Прочь», не придет ему на помощь. Формально, правда, подобное объяснение происходящего в фильме присутствует, но оно является лишь издевательством над конспирологическими теориями. Даже возмущаться тут нечему – потому что возмущение законами мироздания объяснимо, но бессмысленно.



Постскриптум

В завершение своего любительского обзора корреспондент «Татар-информа» рискнет посоветовать читателю этого текста  посмотреть фильм «Мы». Особенно в том случае, если предыдущая картина его создателя показалась интересной. И, может быть, ему удастся немного избавиться от страха, вызванного жизнью в современном мире. Ведь именно ради этого люди смотрят ужастики.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев