Самая ранняя икона в экспозиции, датировку которой точно и достоверно удалось определить по надписи на оборотной стороне, 1877 года. Отдельная витрина большого зала представляет такие экземпляры, которые были подписаны самими мастерицами, писавшими в иконописной мастерской при Казанском Богородицком в те годы женском монастыре (сейчас он мужской). Это, например, иконы 1895 года, 1912 и т. д. Самая поздняя из точно датированных — 1920 года.
Образ Богородицы, причем тот, который называют Казанской иконой, преобладает в музее неспроста. Иконописная мастерская при монастыре работала с 1867 по 1928 годы. Иконы писались на заказ, и конечно наиболее часто заказывали именно Казанский образ Божией Матери, т. к. только в Богородицком монастыре писали с чудотворной иконы, явленной в 1579 году в Казани на месте воссозданного теперь собора. Но монахини писали и другие лики — часто те образы, которые особо почитались в Казанском крае: Тихвинская икона Божией Матери, Седмиезерная икона Богородицы, Грузинская икона Божией Матери, Николая Чудотворца и прочие.
«Изучив иконы, о которых мы точно знали, что они написаны в монастырской мастерской (они подписаны на обороте), специалисты выявили основные особенности иконописи мастерской Богородицкого монастыря», — рассказывает хранитель коллекции и экскурсовод Ольга Кузьмина.
Среди икон в экспозиции хочется отметить одну — с частицей мощей Казанского первосвятителя Гурия. Этот священнослужитель был поставлен в 1555 г. первым архиепископом Казанского края, охватывающего тогда все новые территории, присоединенные к молодому Российскому государству. Несмотря на то, что этот образ не подписан и точно дату его написания установить не удалось, ясно, что икона точно принадлежит кисти мастериц казанской иконописной мастерской и уникальна за счет присутствия реликвий.
За годы работы иконописной мастерской сложилось несколько типов написания Казанской иконы Божией Матери.
Наглядно разница между ними по размерам, по стилю письма и отделки хорошо видна именно в витринах музея. Они представлены в том же большом зале, что и датированные иконы.
«Средний ряд икон — узнаваемый иконописный стиль нашей мастерской. Если оглянуться, то большинство написаны именно так. Это полное покрытие сусальным золотом всей иконной доски, чеканка — продавленный рисунок по сусальному золоту и использование прозрачных цветных лаков красного и зеленого цветов. В верхнем ряду иконы, выполненные в сложной технике холодной эмали: иконописицы красками имитировали драгоценные камни, которыми была украшена будничная риза, находившаяся на явленном образе. Подобные иконы были достаточно дорогостоящими, не каждому было доступно приобретение. А иметь икону, написанную с явленного образа, да еще на месте обретения чудотворной иконы, хотели все, поэтому писали монахини и более доступные по цене. В них уже не используются дорогостоящие материалы», — пояснила экскурсовод.
Отдельный зал посвящен технологии производства икон. Здесь визуализирована мастерская, где представлены инструменты, и материалы, с которыми работали иконописицы.
Директор музея Елена Брыль особо отметила, что Музей Казанской Иконы очень современен и технологичен: в залах размещены планшеты, на которых можно найти дополнительную информацию по каждому выставленному экспонату.
«Это помогает людям самостоятельно ходить по музею: есть такие, кто приходят часа на три, сидят, слушают, глубоко погружаются в тему. В музее вы можете заказать индивидуальную и групповую экскурсию с экскурсоводом — сотрудником музея. А также посетители могут взять аудиогид и самостоятельно все изучать. Наиболее частая фраза, которую мы слышим от наших гостей: „Нам хочется вернуться, посидеть просто наедине с иконами“», — поделилась директор музея.
«С июля месяца по четвергам в музее проходят лекции с участием приглашенных лекторов: краеведов, архитекторов, историков — Сергея Саначина, Алексея Клочкова, Артура Тумакова, Марка Шишкина, Андрея Рощектаева, епархиального архитектора Степана Новикова. Лекции проводит и заместитель директора по научной работе музея Тимур Валиуллин. Он принимал активное участие в создании книги об иконах из экспозиции музея „Иконы мастерской Казанского Богородицкого монастыря — свидетели истории Казанского края“, которую вы можете приобрести в музейной лавке наряду с другими книгами о казанском краеведении. За время режима самоизоляции сотрудниками музея были выпущены познавательные ролики, которые представлены на ютуб-канале, создан 3D-тур и интернет магазин, которые доступны на сайте музея из любой точки мира» — рассказывает директор музея.
К 4 ноября, осеннему дню почитания Казанской иконы Божией Матери, здесь готовят лекцию о значении образа в истории России.
«Будем рассказывать о наиболее известных списках — московском и санкт-петербургском. Не все знают, что в Казани была явлена икона, что существуют списки с нее, что явленный образ был похищен и, как посчитало последовавшее расследование, уничтожен, а сейчас в Крестовоздвиженском храме монастыря находится список с Казанской иконы, который чаще называют Ватиканским. Поэтому готовится лекция, которая по полочкам разложит эти основные сведения.
Мы видим нашу задачу в том, чтобы не только показывать подлинные исторические артефакты, но и по мере возможностей просвещать людей, причем не только православных, а всех, кому интересна история нашего города, края и всей страны, ведь не каждый город имеет свою «именную» икону, а явленный Казанский образ связан не только с местными событиями, но и с историей России», — резюмировала Елена Брыль.
Немного фактов. За год музей посетило 2677 человек, проведено 103 тематических и индивидуальных экскурсий и 19 лекций, прошло 4 презентации книг, аттестовано 11 внештатных экскурсоводов.
Галерея: Музей казанской иконы
Нет комментариев-