«Загрязнитель платит»: Как полиция выявляет нарушителей мусорного порядка
Ранним утром 50-летний почтальон Урс Фанкхаузер начинает свой маршрут по Цюриху. Нам удается его застать, когда он только садится на свой велосипед. У него мы и интересуемся, действительно ли за стерильной чистотой города стоит оруэллианский контроль сортировки мусора.
«Я слышал, что если просто выкинуть мусор на улицу в обычном мешке, полиция проведет расследование и вычислит нарушителя. Штрафы в районе 250 франков, не знаю точно, я закон никогда не нарушал», - признался Фанкхаузер.
Сам почтальон дома сортирует мусор в разные ведра: стекло, бумага, металл, органика. Несортируемые отходы необходимо класть в специальные мешки, в Цюрихе они называются Zurich sack и стоят в районе 2 франков (около 300 рублей) за 5 кг. Учитывая, что на жителя Швейцарии приходится в среднем 708 кг отходов в год, на пакеты уйдет до 283 франков – 17,5 тыс. рублей. Так ты платишь за то, что твой мусор отсортирует кто-то другой.
Среди местных ходят слухи о том, как полиция тщательно копается в нелегальном мусоре и по обрывкам писем, квитанций и газет обнаруживает загрязнителя. Некоторые утверждают, что местное население более дисциплинированно в этом плане, а главные нарушители – это иммигранты.
Еще одна ловушка – это особо дотошные и бдительные соседи, которые могут «настучать» на загрязнителя. Однако, как позже отметил экс-глава ведомства по управлению отходами в федеральном органе охраны окружающей среды Ганс-Петер Фарни, чаще разбираются без полиции.
«Мы можем прийти и сказать: „Знаешь, ты мусор вон туда выкинул“. Дело даже не в том, что вы боитесь штрафов. Главное - понять, почему человек так сделал, это что, лучше для экологической системы? Или это ему очень дорого? В чем проблема?» — пояснил он.
Действительно, швейцарцев не беспокоит строгий контроль и траты на сортировку, жить в чистом городе для них гораздо приятнее.
По словам почтальона, он помнит те времена, когда в стране был кризис с полигонами и кучи мусора загрязняли грунтовые воды. Побывав во многих странах, он заметил, что другие города грязно выглядят и дурно пахнут по сравнению с Цюрихом, поэтому ради такой чистоты Фанкхаузер не прочь раскошелиться и уделять время тщательной сортировке.
«Сейчас к этому все привыкли, что за мусор надо платить, понимаем, что так и должно быть. Это помогает избежать большого количества мусора», — рассказала ИА «Татар-информ» жительница города Винтертур Сюзэн Фонтиль.
«В сознании швейцарцев заложено, что нужно меньше мусорить»
Если платить за мешки неохота, то можно сортировать отходы дома самостоятельно, на улице и у супермаркетов есть контейнеры для приема бумаги, картона, алюминиевых банок, стеклотары, батареек и т.д. Чаще всего местные жители комбинируют спецпакеты и сортировку.
Еще на улицах Цюриха встретить диковинные для России подземные контейнеры, где оставляют стекло разных цветов. Подобные баки позволяют избавиться от разлетающегося мусора, грызунов, плохого запаха и неэстетичного вида мусорок.
По словам программиста Андреаса Нойншвандта, на то, чтобы донести сортированный мусор до этих площадок, в неделю уходит около 15 минут, сам процесс доведен в семье до автоматизма и не вызывает никаких трудностей.
«В сознании швейцарцев заложено, что нужно меньше мусорить», — отметил он.
Действительно, местные жители показали завидную осведомленность относительного всего, что касается мусора. Так, почтальон Урс Фанкхаузер рассказал, что отработанное масло стоит выливать в специальные баки.
«Его нельзя выливать в туалет, одна капля такого масла загрязняет тысячу литров воды», — поделился с агентством житель Цюриха.
«Знаете, что такое совесть?»
Все, что нельзя выкинуть возле дома или магазина, можно отвезти на пункт сбора отходов, который есть практически в каждой коммуне. В некоторых общинах в определенные дни ездят машины, собирающие те или иные виды мусора. Обычно жители приезжают в такие места раз в месяц, в остальное время довольствуясь обычными контейнерами.
Одну из таких станций недалеко от Цюриха показали татарстанской делегации. Семья Шмид, Приска и Альфред, владеют пунктом с 2005 года. Если раньше сюда приходили по 50 человек в день, то сейчас, особенно в субботу, — около 800.
За мусор клиентам не платят, экономия только в том, что швейцарцы таким образом не разоряются на пакеты.
Удивленные журналисты не могли понять, почему местные жители не могут просто свалить все бесплатно в один мешок и надеяться на удачу, что они не попадутся.
«Совесть! Знаете, что такое совесть?» — ответила на это Приска Шмид, даже не ожидая подобных рассуждений.
Уже здесь можно заметить, как швейцарцев приучают к правильному обращению с мусором малых лет, — многие клиенты приезжают на пункт с детьми и вместе раскладывают мусор в разные секции.
А секций на станции приличное количество: батарейки, пробки, картонные упаковки, свечки, кофейные капсулы, бутылки для молока и т.д. Можно принести уже отсортированные вещи, можно разделить их по ходу дела.
В этом секрет успеха SCHMID AG, признаются владельцы компании, — они открыты каждый день и способны принимать почти все виды отходов, в отличие от конкурентов.
Отправлять отходы на сжигание невыгодно
Задача семьи Шмид — собирать отходы и подготавливать их к утилизации. В дальнейшем они поступают на предприятия по переработке, часть отходов идет на сжигание. Батарейки собираются в специальные бочки, которые отправляют на спецзавод по переработке опасных отходов.
«Система такова, что в стоимость электрических продуктов (компьютер, телевизор и т.д.) заложена стоимость утилизации. Есть специальные организации, которые собирают средства, а мы получаем с этого отчисления», — рассказала Шмид.
За некоторые виды отходов посетителям придется платить — к примеру, за мебель. Чтобы избавиться от старого дивана, потребуется отдать около трех франков.
Заработать на мусоре обычные жители могут через ценное вторсырье. Но принять могут только от 20 кг такого материала.
«Прибыль нам дает цветной металл. Для нас это как золото. В частности, медь», — делятся Шмиды.
Журналистам показали мусор, который отправится на МСЗ, — за услугу придется заплатить. Таким образом, семье невыгодно отправлять отходы на сжигание, это стимулирует более тщательную и качественную сортировку вещей. От этого растет и уровень переработки ТБО.
Владельцы компании не стали оглашать, сколько именно им приносит бизнес, однако судя по тому, что недавно Шмиды приобрели новый пресс стоимостью в полмиллиона франков, можно предположить, что дела у них идут в гору.
В Швейцарии перерабатывают 53 процента отходов
Сейчас Швейцарии перерабатывают 53 процента всех отходов (355,1 кг на человека в год), рассказал Фарни.
Уровень переработки бумаги достиг 90 процентов, стекла — 96 процентов, ПЭТ-тары — 82 процентов, алюминиевых банок — 92 процентов, батарей — 71 процента.
При этом 47 процентов ТБО отправляется на сжигание, полигоны и свалки в стране запрещены.
В Казани раздельный сбор мусора введут с 1 августа
Европейские тенденции дошли и до Татарстана — с начала августа в Авиастроительном районе Казани в пилотном режиме начнут внедрять раздельный сбор отходов, рассказал замруководителя исполкома Искандер Гиниятуллин.
На 109 контейнерных площадках установят 428 контейнеров для раздельного сбора мусора. На каждом из них разместят информационные цветные наклейки с надписями на русском и татарском языках.
Так, контейнеры с желтой наклейкой предназначены для сухих отходов, пригодных для промышленной переработки (газеты, стеклянные банки, полиэтиленовые пакеты), с серой — для несортируемых влажных отходов (пищевые отходы, рекламные буклеты, одежда), сообщил замруководителя исполкома Казани.
Для опасных отходов (батарейки, градусники) в Авиастроительном районе планируется установить 10 экобоксов.
Содержимое контейнеров с желтыми наклейками направят на сортировочные станции для разделения на фракции и дальнейшей переработки, с серыми — отправят на полигон ТБО для захоронения. Опасные отходы вывезут на переработку в специализированные предприятия.
До конца года данную такую сортировки хотят запустить и в других районах города, отметил спикер.
Группа из РТ в составе 11 человек отправилась в Швейцарию на ознакомительную экскурсию в завод Renergia в Люцерне, потому что похожие технологии будут использованы в Татарстане при строительстве мусоросжигательного завода.
К 2022 году в Татарстане запустится завод по термической обработке отходов мощностью 550 тыс. тонн в год. Тогда же в столице республике придут к нулевому уровню захоронения отходов. Инвестор проекта — «РТ-Инвест» (входит в Ростех) вложит в предприятие 28 млрд рублей. Предполагается, что МСЗ появится в поселке Осиново.
Нет комментариев-