Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Муфтий Татарстана: Шигабутдин значит «Звезда ислама»

Муфтий Татарстана: Шигабутдин значит «Звезда ислама»
16 января 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения великого татарского ученого, богослова, историка и мыслителя Шигабутдина Марджани. С арабского языка имя Шигабутдин можно перевести как «метеор религии» или «летящая звезда ислама». Действительно, наследие имама словно яркая комета осветило жизнь татарского народа. Неординарный, многогранный, уникальный, блистательный… Вы убедитесь в этих качествах хазрата, уважаемые читатели, как только узнаете десять неизвестных фактов из его биографии.

Поистине, ученые

являются наследниками пророков.

(Пророк Мухаммад ﷺ)

Факт первый. «Бойцовский»

Великий татарский просветитель и богослов Шигабутдин Марджани снискал славу непобедимого борца в национальной борьбе курэш и имел прозвище «Борец Шигаби». Обладая мастерством и природными данными, на майдане он положил на лопатки немало сильных и опытных борцов. Страстный борец Марджани был крепкого телосложения, на бойцовском ковре всегда побеждал и никогда не боролся дважды с одним и тем же соперником. Примечательно и то, что он владел стилем «каракаплан», о котором сейчас известно только в документальных источниках.

Факт второй. «Календарный»

Марджани хазрат жил только по мусульманскому календарю. И даже свой возраст считал по Хиджре, а не по Милади. «Если мы перестанем использовать Хиджру, настанет время, когда люди забудут, что такое Сафар и Мухаррам», – объяснял он свою позицию.

Факт третий. «Именной»

Полное имя Марджани – Шигабутдин Харун бин Багутдин бин Субхан бин Абдулькарим бин Абдультавап бин Абдульгани бин Абдулькутдус бин Ядаш бин Ядкарь бин Гумар аль Марджани аль Казани. Причем Марджани – это псевдоним, взятый от названия села Марджан, которое было основано дедом ученого.

Факт четвертый. «Абсурдный»

Марджани хазрат имел суровый и волевой характер. Принципиальность и жесткость не раз была причиной возникновения жизненных коллизий. Так, в свое время он был лишен статуса имама и разрешения вести преподавательскую деятельность, несмотря даже на то, что считался достойным стать муфтием мусульман Российской империи. Прибавьте к тому еще и тот факт, что Марджани основал медресе, в здании которого ныне располагается Казанский исламский колледж, и разработал собственную образовательную программу. А в период с 1876 по 1884 год он стал первым представителем мусульманского духовенства, назначенным на должность преподавателя мусульманского вероубеждения в Казанской татарской учительской школе.

Факт пятый. «Книжный»

Свой первый труд Марджани начал писать в 17 лет, сразу после окончания отцовского медресе. Учебник по морфологии арабского языка (по сарфу) значительно облегчила для шакирдов освоение этой науки. Всего же перу Марджани принадлежат более 30 трудов, преобладающая часть которых написана на арабском языке. Особую роль в его богословском наследии играет книга «Назурат ал-хак фи фардият аль-иша ва ин лям ягиб-ш-шафак» («Обозрение истины относительно обязательности вечерней молитвы, когда не наступают сумерки»), вышедшая в 1870 году и вызвавшая большой резонанс в религиозно-общественной и научной жизни российских мусульман. В своем произведении, написанном на арабском языке, Марджани дает разъяснения относительно соблюдения религиозных обрядов в непривычных для мусульман северных широтах, в связи с особенностями климата, которые порождали множество вопросов и не отражены в средневековых трактатах.

Еще один важный труд имама – «Китаб аль-хикма аль-балига аль-джаниййа фи шарх аль-акаид аль-ханафиййа». В ней автор делает особый акцент на доказательстве истинности ханафитского мазхаба и матуридитского вероучения.

Факт шестой. «Переписанный»

Во время учебы в медресе Бухары и Самарканда молодой Марджани зарабатывал себе на жизнь переписыванием научных трудов и редких книг. Один из таких – 10-томная книга «Шаграни Фатхуль Кадыйр ибн Хумам».

Факт седьмой. «Мекканский»

Яркий след Марджани оставил и в Мекке, когда принял участие в заседании Таухидуль михраб. Здесь он убедительно и воодушевленно выступил с призывом объединить михраб – в Мекке у Каабы на тот момент совершали молитвы одновременно с четырех сторон четыре имама. Позицию татарского богослова и ученого поддержали, и с тех пор для главной мечети мира назначают только одного имама.

Факт восьмой. «Суфийский»

Марджани был муридом и приверженцем суфизма. Марджани был учеником трех суфийских шейхов и получил иджазу от шейха Абдулькадира Нияза Ахмада аль-Фарку аль-Хинди. Таким образом, и сам стал шейхом Накшбандийского тариката. В своих книгах хазрат высоко оценивал суфизм в плане борьбы человека со своими страстями. Марджани подчеркивал превосходство суфиев над факихами и мутакаллимами в сфере познания Всевышнего, ставил суфийские идеи выше идей ученых-богословов. 

Факт девятый. «Языковой»

Ярый защитник татарского языка, Марджани тем не менее приветствовал изучение русского языка, но не признавал употребление русской лексики в татарском языке. Бескомпромиссно требовал: «Я не русский, говорите со мной на татарском».

Хазрата, придававшего огромное значение сохранению мусульманских и татарских национальных традиций, искренне задевали вывески без татарского языка и использование в татарских фамилиях окончаний -ов, -ин. «Никогда я подписывался под фамилией Багаутдинов и не использовал григорианское летоисчисление», – говорил он.

Шигабутдин Марджани, безусловно, внес неоценимый вклад в развитие национального самосознания у татарского народа. Это ему принадлежат известные сегодня слова: «В исламе нет трех вещей – национального народного языка, национальной одежды и народных обычаев, однако все они способствуют сохранению мусульманской религии».

Факт десятый. «Связанный с мечетью»

В возрасте 32 лет хазрат был назначен имамом первой соборной мечети Казани – той самой, которая ныне называется «Марджани». Это имя она стала носить только после смерти богослова. Сын Шигабутдина хазрата Бурханутдин также был имам-хатыйбом этой мечети. Любопытно, что он после получения образования у отца, учился в Стамбуле, а не в Бухаре и Самарканде, как сам Марджани.  

***

Бесспорно, сегодня, перед современным поколением мусульман Республики Татарстан стоит задача восстановить традиции татарского богословия, а также вырастить поколение мусульманских ученых, которые смогут встать в один ряд с блистательными учеными, такими, как Шигабутдин Марджани. Он поистине является наследником Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи вассалям), как об этом сказано в достоверном хадисе: «Поистине, ученые являются наследниками Пророков».

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев