Коллектив Салавата прибыл на место в полном составе: два баяниста, две бэк-вокалистки, ведущий и ученики певца. Стоит отметить, что Салават приезжал сюда и ранее, правда, очень давно – около 20 лет тому назад.
«Вы, наверное, скучаете по красоте женщин»
«Для меня неважно, где петь. За деньги приходят на концерт или смотрят бесплатно – не вижу разницы в зрителе. Петь перед детьми, инвалидами или заключенными – мне все равно. Любую работу надо делать с душой. Мы поем о красоте жизни», – говорит мэтр татарской эстрады.
Ведущий Ядкяр Хабибуллин самым первым объявил студента Салавата Фаниля Галиуллина. Фаниль исполнил одну песню.
Затем конферансье со словами «Вы, наверное, скучаете по красоте женщин» пригласил на сцену Айгуль Миндиярову. Она исполнила песню Альфреда Якшимбетова «Дэу этием» («Дедушка мой»).
Стоит отметить, что большинство сидящих в зале были в том возрасте, что годились певице в дедушки.
«Правильный татарин должен говорить по-русски с акцентом»
После выступлений учеников сцена полностью перешла в распоряжение Салавата.
«Вы, наверное, не все поймете, о чем я пою, о чем я говорю», – сказал певец по-русски.
Пел он на татарском, а общался со зрителем на русском.
«У меня еще и акцент такой, одному мне понятный. Дети мне всю жизнь говорят: “Папа, ни в коем случае не говори по-русски!” Но я самому себе постоянно повторяю: “Правильный татарин должен говорить по-русски с акцентом”. Смыслы песен, о чем они – я вам тем более сказать не могу. Поэтому хотя бы название буду говорить по-русски», – сказал Салават. Так, он сначала спел песню “Донья тэгэрмэче” (“Колесо мира”).
Затем исполнил знакомую многим песню “Балачагым” (“Детство мое”).
«Песня написана лет пятнадцать назад. Она не стареет. Пою ее с удовольствием. Вспоминаю свою школу, учителей, всех помню. Поэтому я эту песню каждый год беру в репертуар», – сказал Салават.
«Я В КУРСЕ ВАШЕГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Салават Фатхутдинов также ознакомил заключенных со своей командой. По привычке упомянул, что со своим бессменным баянистом Альфредом Якшимбетовым они дружат уже 36 лет. Отметил, что второй баянист Илфат Шаехов – парень из соседнего села. Бэк-вокалисток обеих зовут Айгуль. «Это мои студенты. У них все еще впереди, а может, и позади. Обе талантливые», – сказал певец о девушках.
«Меня уж, наверное, знаете, в этой республике живу 30 лет. Сам из Башкортостана. Здесь учился и здесь остался. Преподаю в институте культуры», – сказал профессор Фатхутдинов.
Оказалось, что тюремная жизнь Салавату не так уж и незнакома.
«Я более-менее в курсе вашего образа жизни. Потому что мой отец сидел четыре раза. По самой популярной тогда 206-й статье. Четыре раза! Сейчас это 213-я статья – за хулиганство. Когда в первый раз сюда пришел, я сказал: “Мой отец сидел четыре раза и все четыре раза без какой-либо причины”. Посмеялись. Конечно, просто так не сажают, – сказал певец. – Папа умер в 54 года. Мне сейчас 58 лет. Я уже на четыре года старше него. До сих пор очень люблю, как приеду в деревню, первым делом спешу к нему, стою, разговариваю с ним».
«В колонии есть тихий час?»
Там, где Салават, всегда песня, веселье и шутки. И в этот раз певец постоянно шутил, желая хоть ненадолго отодвинуть от заключенных их серую реальность.
«Сегодня один из студентов спрашивает, во сколько начинается концерт. В два, говорю. Он спрашивает: “А у них в это время не тихий час случайно?”» – рассказал Салават.
Не обошлось и без казусов – певец, вышедший на сцену, обнаружил, что его полосатый сценический костюм очень сильно напоминает тюремную робу. «Так вышло случайно», – поспешил уточнить Салават. Зрители, приняв это за шутку, снова посмеялись.
«Вот вы тоже смотрите на меня и не замечаете, сам я потом только понял – не тот костюм надел. Он же полосатый – не хватает только бейджика. Давайте сделаем так: у меня много песен, а у вас – времени. Поэтому я пойду сменю костюм», – сказал Салават. На эти его слова зрители ответили бурными аплодисментами и смехом.
Пока певец переодевался, на сцене выступили ученики мэтра – Эльмира Гильфанова и Рафил Залялиев. Каждый исполнил по три песни.
«Желаю, чтобы вас всегда ждали»
Во второй раз Салават Фатхутдинов вышел в темно-синем блестящем костюме.
«Эту песню я впервые спел в 1988 году, когда приехал из Башкортостана в Казань. Это была моя визитная карточка», – сказал Салават о песне «Урсал тау».
Перед тем как спеть песню «Котмэ син» («Не жди»), Салават говорить ничего не стал. Лишь после сказал:
«Эта песня называлась “Не жди”. Поэтому ее даже объявлять не стал. Я желаю, чтобы вас всегда ждали», – сказал певец.
«У меня теперь не берут интервью в прямом эфире»
После этой песни надо было развеять повисшее в зале напряжение. Салават обычно за словом в карман не лезет. На этот раз ему на глаза попались журналисты, и он решил их «подколоть».
«Вот этих операторов, журналистов я не звал. У меня с ними отношения такие – уже 30 лет “воюем”. Может быть, причина во мне. Стараюсь интервью не давать. Потому что я информационно богатый человек, у меня есть мои зрители. Как-то у меня взяли интервью, при этом не учли, что я слишком открытый. В каком это было году, не помню, давно уже, в 90-х годах. С тех пор у меня в прямом эфире интервью не берут. Записывают, режут, добавляют. Как хотят, так и делают. Что поделать, у них своя работа, у меня своя. И сегодня тоже я не звал их, поймите правильно», – сказал Салават.
Заключенные от этих слов Салавата с удовольствием посмеялись. Мастер сцены с 30-летним опытом хорошо знает, что после этого зал надо еще сильнее “зажечь”.
«У меня жена Лейсан. Есть две дочки Алина и Лиана. Через 15 лет родился сын Рустем. Когда после двух девочек рождается мальчик – общественности ведь интересно. Есть такое поверье: чтобы после двух девочек родился мальчик, якобы под кровать надо что-то положить. Это такой обычай. Когда родился сын, меня спрашивают: “Вот у тебя родился сын, ты теперь самый счастливый человек. Чтобы сделать мальчика, что надо положить – вилы или топор, что?” А я говорю – “я жену положил”. Вот после этого у меня в прямом эфире интервью не берут», – рассказал Салават.
Без этой песни Салавата представить невозможно. Где бы он ни выступал, какого бы сезона ни был концерт – зритель ждет «Энкэмнен догалары» («Молитвы моей матери»).
«Пожалуй, это лучшая песня в моем репертуаре. О матерях. Тяжелая песня. Эта песня не просто о том, какие у нас мамы святые, эта песня сама по себе святая», – объявил Салават.
«Один из моих студентов получил пожизненный срок»
Загрустившего от тоски по родному дому зрителя Салават вновь увлек в свою волну юмора.
«У меня учился один талантливый парень. Вырос. Как-то подошел ко мне и говорит: “Салават абый, женюсь”. Будущая жена – адвокат, теща – судья, тесть – прокурор. Женился и таким образом получил пожизненный срок. Голос был такой красивый, я ожидал, что из него выйдет прекрасный артист. Раньше времени радовался, видимо. Всего год продержался. Не развелся, нет. Работает сейчас в УФСИНе. Он сидит здесь, в зале, Зульфат Фахрутдинов», – объявил своего бывшего студента Салават.
«Зульфат, может, споешь?» – предложил он ему.
«Голоса нет», – сказал тот.
«Если голоса нет, то он и не кончается», – «подколол» его Салават.
Заключенные исправительной колонии № 2 посмотрели концерт Салавата на одном дыхании. В конце брали у певца автограф, фотографировались с ним.
«Я бы с вами встретился в Камаловском театре. Даст Аллах, в августе. Я уже 10 лет пою на одной и той же сцене. В этом году дал 22 концерта. Я уже не молодой, тяжело столько. В следующем году, наверное, будет 10 концертов. В этом году моему театру песни исполняется 30 лет. За забором тюрьмы – прекрасная жизнь. Там лучший город России – Казань. Самая лучшая республика – Татарстан. Я не хотел бы называть Татарстан просто республикой. Она хоть и небольшая, но страна. У нее свои законы, свои песни. Надеюсь, наша следующая встреча будет в концертных залах. Всем желаю успехов, будьте здоровы, терпения вам», – сказал Салават на прощание.
В память об этой встрече певцу и известному автогонщику подарили изготовленную заключенными игрушечную машину и Благодарственное письмо от УФСИН.
«Такие концерты приближают к жизни»
«Салават Фатхутдинов выступает в этой колонии второй раз. Впервые он здесь был лет двадцать назад. И в этот раз не отказался от нашего предложения. Сказал, что приедет, как только появится время, сам назначил день. Всего пять дней назад сам позвонил и сказал, чтобы ждали 23 октября», – рассказал директор Центра социальной реабилитации и адаптации Азат Гайнетдинов.
Сотрудник клуба исправительной колонии № 2 Николай Сергин подчеркивает, что такие мероприятия очень важны для заключенных.
«В прошлом году нам дали три концерта, недавно был Дюмин. Такие концерты нужны для смены атмосферы, это хоть какое-то утешение для заключенных. С точки зрения социальной адаптации это хороший концерт. Потому что в колонии сидят очень долго. Есть даже те, кто попал сюда в начале 90-х. Салавата любят не только татары, но и русские. Я тоже люблю его песни, но названий не знаю. Эти концерты дают стимул, чтобы скорее выйти на волю. Приближают к цивилизации», – сказал он.
Уроженец Челнов Николай осужден на 16 лет.
«Четыре с половиной года сижу здесь. Еще столько же осталось сидеть. До этого был в 16-й колонии. Когда с меня сняли статью опасного рецидивиста, перешел сюда», – сказал заключенный.
Нет комментариев-