Обращаемся в полицию
Порядка четырех тысяч обращений, связанных с пропажей людей, поступило в 2018 году в полицию Татарстана. Как рассказывают полицейские, далеко не каждое обращение становится розыскным делом – большинство «пропавших» возвращаются сами или их находят родственники и полицейские в первые часы-сутки.
Из всей массы обращений 366 случаев в прошлом году стали делами о розыске без вести пропавших.
«Если человек вдруг пропадает и у родственников есть основания полагать, что с ним что-то случилось, они могут по истечении трех часов обратиться с заявлением в полицию или просто позвонить по 02. Когда это касается несовершеннолетних, то обращаться нужно сразу. Если родители считают, что ребенку не свойственно так пропадать, они могут сразу обратиться в полицию. Поисковые мероприятия будут начаты немедленно», – рассказала старший оперуполномоченный Управления уголовного розыска МВД по РТ Гульнара Ахметова.
Как объяснила эксперт, совсем не обязательно обращаться в отдел полиции по месту жительства – идите в тот, который ближе к вам. Даже если пропавший человек живет в другом городе.
После того как вы позвоните в полицию, к вам направят следственно-оперативную группу. Полицейские уточнят все обстоятельства, при которых пропал человек, и примут заявление на его розыск.
На фото: старший оперуполномоченный Управления уголовного розыска МВД по РТГульнара Ахметова
«Если человек пропал не в лесу, а в городе, то нет смысла звонить в "112". Такой звонок все равно переадресуют в полицию. Но если человек шел из одной деревни в другую и пропал, то, конечно же, лучше звонить на единый номер вызова экстренных служб», – рассказала Гульнара Ахметова.
Следственно-оперативная группа осмотрит квартиру, где жил пропавший или где он находился в последнее время. Эксперты заберут вещи, на которых могут находиться биологические образцы пропавшего человека.
«Первым делом ставится вопрос о генетике, а биологические следы можно обнаружить на нестиранных вещах без вести пропавшего, например на воротнике или в подмышечной области. Сотрудник должен грамотно их изъять, чтобы генетика была не нарушена. Эксперт попытается взять генетический материал с одежды», – объяснила сотрудник уголовного розыска.
Как объяснила эксперт, это делается для того, чтобы человека можно было узнать, если он, к примеру, потеряет память и окажется в больнице, или опознать, если с ним произошла трагедия. Мера крайняя, но необходимая.
«Я всегда прошу сотрудников, чтобы они подробно расспрашивали о всех обстоятельствах и подробностях исчезновения. Потому что чем подробнее мы составим портрет пропавшего, тем легче нам будет его искать», – рассказала эксперт.
Вопросы, которые задают полицейские родственникам пропавшего, не от любопытства – ответы позволят понять, как и где эффективнее искать человека.
«У нас был случай – на Сабантуе девочка ушла от родителей. А там лес, много людей, нас всех подняли по тревоге на поиски. Оказалось, что девочка просто уехала домой. В любом случае, если пропадает несовершеннолетний, а тем более малолетний ребенок, мы сразу предполагаем криминальные обстоятельства исчезновения», – рассказала Гульнара Ахметова.
Уголовное дело, когда пропадает ребенок, возбуждается практически сразу – все силы и средства бросаются на поиск. Эксперт вспомнила случай исчезновения маленькой жительницы Татарстана, который произошел около двух лет назад.
«11-летняя девочка вечером не вернулась из музыкальной школы. Оказалось, что по пути домой ее заманил к себе в квартиру какой-то мужчина и там изнасиловал. Утром он вывел ее на улицу и потащил в сторону лесопосадки. Возможно, там он хотел избавиться от свидетеля тяжкого преступления. Но на пути встретился сосед девочки. Он закричал: “Тебя же ищут!” Девочка вырвалась от похитителя. Можно сказать, что ей просто повезло», – приводит пример Ахметова.
Девочка жила одна с дедом. Он обратился в полицию только в 7 утра – думал, что внучка заигралась с подружками. Возможно, если бы он обратился за помощью раньше, ребенок бы не пострадал. Если ребенок не пришел домой из кружка, школы, библиотеки – звоните в полицию сразу, не тяните драгоценное время.
Миф о штрафах за ложный вызов
Что если «потерявшийся» просто засиделся в гостях, а родные написали заявление в полицию? Бытует мнение, что за ложный вызов их могут оштрафовать.
«У нас нет никаких санкций за ложный вызов. Конечно, есть статья Уголовного кодекса о заведомо ложном доносе, но по ней могут привлечь, если человек сознательно, намеренно обманул сотрудников полиции. За двадцать лет, что я работаю в органах, таких случаев не припомню», – объяснила эксперт.
По словам Гульнары Ахметовой, был случай, когда мать прибежала в отдел полиции с заявлением, что ее сын пропал. Рассказала, что живет он один, дверь не открывает, на звонки не отвечает. Сотрудники выехали на место, зашли в квартиру и увидели, что ее сын попросту ушел в запой. Даже в таком случае штрафа не последовало.
«Любое обращение должно быть рассмотрено в течение трех суток. Если информации собрано недостаточно, то рассмотрение продляется до десяти суток. Если человек не нашелся и нет веских оснований для прекращения поисков, то по пропавшему заводится розыскное дело», – рассказала Ахметова.
Уголовное дело возбуждается в том случае, когда налицо признаки преступления. Допустим, была найдена машина, на которой уехал пропавший, салон которой в крови или есть следы волочения поблизости.
Поиски могут прекратиться, если после исчезновения человек где-то официально «засветился»: задерживался сотрудниками полиции, на него составлялись какие-то документы и его личность была удостоверена, получал какие-то документы, например, новый паспорт, совершал какие-то сделки, используя свои документы.
«Недавно был случай – мужчина заявил о пропаже жены. Рассказал, что она ушла с ребенком и пропала. Мы позвонили женщине, она рассказала, что собирается разводиться с супругом и не хочет, чтобы он знал, где она находится. Обещала прийти в отдел и написать встречное заявление, что искать ее не надо», – рассказала эксперт.
В любом случае родственник пропавшего имеет право пойти в прокуратуру и обжаловать решение о прекращении поиска.
Бюро регистрации несчастных случаев
«В первые сутки мы обязаны проверить все данные о пропавшем человеке по всем имеющимся базам данных МВД по РТ. Мы проверяем, не задерживался ли он за административные правонарушения, не доставлялся ли в лечебные учреждения, обязательно звоним в Бюро регистрации несчастных случаев (БРНС) города Казани. Связываемся со станцией скорой помощи, где нам предоставляют информацию, есть ли человек с такими данными. Также проверяем, не доставлялся ли он в следственный изолятор и не арестован ли он», – объяснила Ахметова.
Если человека, к примеру, доставили в больницу без сознания и при себе у него не было документов, медики сообщают о нем в отдел полиции района, где он был найден, и в БРНС.
В Бюро регистрации несчастных случаев может позвонить любой человек: со стационарного телефона – 053, с сотового – (843) 291-21-21.
«Если граждане не хотят обращаться в полицию, например если человек регулярно уходит из дома, но хотят убедиться, что его нет в больнице, СИЗО или, не дай бог, в морге, они могут позвонить в БРНС», – рассказала сотрудница уголовного розыска.
Оператор БРНС обязательно спросит, захочет ли обратившийся завести электронную карточку на пропавшего – в нее вписывают все данные потерявшегося и в случае его обнаружения позвонят родным.
Помощь волонтеров
Часто на помощь полицейским и сотрудникам МЧС приходят волонтеры – это люди, которые оказывают весомую помощь в поисках. Волонтер поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» Екатерина Ковальчук рассказала о самых простых и важных правилах профилактики и необходимых действиях в случае беды.
Заявить о пропаже человеке можно, позвонив на круглосуточную горячую линию «Лизы Алерт»: 8 800 700 54 52. Вызов бесплатный из любой точки России. На линии одновременно работают три оператора, на ваш звонок обязательно ответят.
Оператор горячей линии задаст несколько основных вопросов и передаст заявку в нужный регион тем, кто будет заниматься поиском. После этого с вами свяжутся для уточнения деталей.
«Пожалуйста, давайте достоверную информацию! Важны любые обстоятельства и подробности. Наши добровольцы задают вопросы для создания максимально полного представления о пропавшем и об обстоятельствах его исчезновения. Ведь поиск человека, страдающего каким- либо заболеванием, будет существенно отличаться от поиска абсолютно здорового, а поиск подростка, сбежавшего из дома, совсем не то же самое, что поиск ребенка, пропавшего по дороге из школы», – предупреждает волонтер отряда Екатерина.
Вопросы, которые задают добровольцы, – это не проявление праздного любопытства, даже если они вам кажутся слишком личными. Например, если пропал человек с возрастным расстройством памяти, волонтеры тщательно выясняют, где он работал и жил много лет назад, что иногда вызывает недоумение и даже раздражение у тех, кто не знает, что люди с такими расстройствами могут отправиться по местам, которые хранятся в памяти.
Личная информация о пропавшем конфиденциальна, доступ к ней есть у строго ограниченного числа лиц.
«Мы никогда не выдаем подробности частной жизни тех, кого ищем, третьим лицам или СМИ. Поэтому, пожалуйста, не рисуйте улучшенный портрет пропавшего! Не скрывайте то, что с вашей точки зрения, его не красит: запои, плохие отношения с близкими, то, что вы побили ребенка за проступок, и так далее. Для нас это просто необходимая для эффективного поиска информация, без какой-либо моральной расцветки», – объяснила Екатерина.
Обзвоните родственников, друзей и знакомых пропавшего
Если пропал ребенок: звоните друзьям, одноклассникам, учителям, родителям одноклассников, авторитетным для него взрослым, например любимому тренеру, бабушкам и дедушкам.
Не забудьте, когда он найдется, снова обзвонить всех по списку – поблагодарить за помощь и извиниться за беспокойство. Но пока ребенок не найден, не думайте о том, что это неловко, что о вас подумают и так далее, – звоните!
Подключите к поискам как можно больше людей, в особенности тех, кто знает пропавшего в лицо: родственников, знакомых, друзей, коллег, соседей. Под руководством опытного поисковика эти люди могут сыграть решающую роль в поиске пропавшего. Ваши родные и близкие – самые мотивированные участники поиска.
Один человек должен остаться дома на случай, если пропавший вернется. Другой может отправиться по маршруту, по которому ребенок должен был ехать или идти домой, еще один – лично поехать в школу или к друзьям, и так далее.
Если пропал взрослый, все равно кто-то должен остаться дома: пропавший может вернуться, важно вовремя об этом узнать.
Когда ваши родные, знакомые, коллеги и соседи узнают о том, что в вашей семье пропал человек, а особенно если начат поиск с распространением ориентировок, вы услышите от них миллион советов.
«Мы рекомендуем, если у вас есть предположение, что совет дельный, обсудить его с полицией или координатором “Лиза Алерт”, который ведет поиск», – советует Екатерина.
Если вы отслеживаете социальные сети, не вступайте в переписку в комментариях, а лучше не читайте их – пусть это делают информационные координаторы поиска, потому что «диванные эксперты» часто, не вставая с места, «могут» сказать, где ваш пропавший, и, ничего не зная, заклеймить всех его родных и близких.
«Обычно в таких ситуациях активизируются экстрасенсы. У нас нет ни одного достоверного случая, когда они смогли бы верно указать местонахождение человека. Случается, что могут появиться и мошенники, которые готовы рассказать, где пропавший, за определенную сумму и скучающие любители подробностей. К сожалению, все они не помогут поиску, а ваши душевные силы потратят», – рассказала волонтер.
Не размещайте ориентировки без согласования с полицией и «Лиза Алерт».
«Могут быть причины, по которым мы и полиция решили не распространять ориентировки – например, если есть предположение, что человек мог уйти в запой, и мы не хотим, чтобы о том, что он пропадал, после его нахождения знали все социальные сети. Также, если мы ищем убежавшего из дома подростка и предполагаем, что он находится в своем районе, расклеенные по кварталу или развешанные в соцсетях ориентировки могут его напугать и он может убежать еще дальше», – рекомендует Екатерина.
Не размещайте свой личный номер телефона – вряд ли вы сможете отделить ложные свидетельства от достоверных. Кроме того, к сожалению, известны случаи, когда родителям пропавших детей, указавшим свой адрес и телефон, годами не давали спокойно жить «неравнодушные» люди.
Для родителей маленьких детей волонтеры разработали ряд рекомендаций, которые помогут малышам не потеряться, а если все-таки беда случится, их можно будет найти быстрее.
Торговый центр
Ажиотаж в выходные дни – настоящий кошмар не только для взрослых, но и для детей. Часто дети отвлекаются на яркие витрины или специально убегают, устав от скучного шопинга взрослых. Чтобы избежать неприятных ситуаций, нужно заранее объяснить ребенку, как себя вести.
1. Чтобы ребенка было легко найти в толпе, надевайте на него яркую приметную одежду, которая станет хорошим ориентиром не только для вас, но и для людей, которые будут помогать вам в поиске.
2. Даже если ребенок сам помнит все адреса, телефоны и фамилии, все равно на всякий случай положите во внутренний карман его одежды информационную памятку. В случае беды он может растеряться и не вспомнить или просто запутаться.
3. Объясните своему малышу, если он потерялся – пусть остается на месте. Так его будет проще найти.
4. Будет безопаснее, если вы научите его обращаться за помощью к персоналу торгового центра или к полицейским.
5. Не тяните время и поспешите к информационной стойке ТЦ, где по громкой связи сообщат приметы ребенка.
Зимний лес
Покататься на лыжах, сноуборде или скатиться с горы – едва ли найдется ребенок, который не любит зимние забавы. Все эти развлечения часто находятся за городом, где потеряться еще проще, чем в городе. А вот выжить в зимнем лесу гораздо сложнее.
1. Яркая одежда – лучший помощник потерявшегося. На природе также будут полезны световозвращающие элементы.
2. Позаботьтесь, чтобы у ребенка с собой был сотовый телефон с полностью заряженным аккумулятором. Если ребенок потерялся, не разговаривайте с ним долго, экономьте зарядку.
3. Настройте на гаджете ребенка GPS или сотовую услугу от оператора, с помощью которой можно отследить его местоположение.
4. Дайте ребенку свисток, чтобы он мог позвать на помощь.
5. Научите ребенка, что ходить нужно только по тропинкам, чтобы он не провалился в глубокий сугроб. Строго-настрого запретите ему выходить на лед!
Город
Пожалуй, город таит для ребенка еще больше опасностей, чем природная стихия, – здесь нет голодных зверей, зато есть не всегда добрые люди, огромный поток транспорта и открытые люки.
1. Малыш должен наизусть знать ваш сотовый номер, домашний адрес, имена и фамилии своих родителей. На всякий случай сделайте нашивку на одежде с этими данными.
2. Так же, как и в лесу, тут помогут GPS-гаджеты, но даже обычный телефон может помочь выследить местоположение ребенка.
3. Объясните малышу, что разговаривать с чужими людьми на улице может быть опасно. Научите его просить о помощи только людей в форме.
4. Научите ребенка громко кричать в случае опасности. Он должен уметь привлечь внимание других людей, если его пытаются похитить.
Люди преклонного возраста
Рекомендации для родственников пожилых людей, пожалуй, мало чем отличаются от тех, что дают родителям маленьких детей. Старики, особенно те, что страдают от возрастных заболеваний, могут забыть дорогу домой, свой адрес и даже собственное имя.
1. Предупредите соседей о том, что ваш родственник склонен теряться. Если они увидят его растерянного на улице, сообщат вам или помогут дойти до дома.
2. Прикрепите к одежде нашивку с адресом и телефоном.
3. Можно использовать детские GPS-часы. Правда, пожилой человек может их снять.
4. При обращении в полицию сообщите о заболеваниях, приеме лекарств и особенностях поведения.
Кроме полиции, МЧС и «Лиза Алерт» за помощью можно обратиться в поисковый отряд «Василиса» в Набережных Челнах по телефону 8-917-915-86-85 и общественный региональный спасательный отряд (ОРСО) 8-927-444-11-27.
По данным МВД по РТ, за 2018 год удалось найти 499 человек, которые числились без вести пропавшими, часть из них на протяжении нескольких лет. 322 татарстанца признаны утратившими родственные связи, то есть теми, кто сознательно не желает общаться с родственниками.
На сегодня в розыске как без вести пропавшие числится 471 житель Татарстана, некоторые из них в розыске уже не первый год.
Нет комментариев-