Какой памятник нужен столице Татарстана?
Художник Нияз Хазиахметов недавно в «Фейсбуке», в открытой группе о татарской архитектуре, культуре и творчестве, напомнил об идее памятника хану Улу-Мухаммеду. Художник разместил фото Кабмина с виртуальной статуей этой исторической личности у входа в здание. В комментариях пошутили в отношении самого Кабмина, назвав его «ставкой хана». В последнее время пользователи соцсетей стали возвращаться к этой теме: запрос на нее есть уже не первый год. Имеется и достойный вариант, отмечает Нияз Хазиахметов. Он имеет в виду работу московского скульптора Владимира Демченко, «который настолько пропитан местной культурой, что упускать эту возможность сейчас было бы непростительно».
Откуда взялась идея и какие варианты предложили?
Идею статуи Улу-Мухаммеда как основателя Казанского ханства предложили московскому скульптору Владимиру Демченко в Институте истории имени Ш. Марджани. Чья была инициатива, научный руководитель института, доктор исторических наук Рафаэль Хакимов сейчас затрудняется сказать. В любом случае, он считает эту фигуру знаковой для татарской государственности и достойной памятника. К тому же с Москвой хан не воевал. Композиция, как отметил сам Демченко, почти что древняя, создана еще 23 года назад. В 1999 году памятник Улу-Мухаммеду оказался среди тех, которые скульптор представил президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву (наряду с памятником зодчим, скульптурой Зиланта и композицией с табуном лошадей - украшает сейчас камин Президентского дворца).
Лет пять назад свой вариант предложил татарстанский художник Рифкат Вахитов. Эскизы хранятся в его мастерской. Вахитов не решился пока воплощать задумку в миниатюре, поскольку нет уверенности, что идея вообще будет реализована.
Почему нужна конная статуя в Казани?
Оба варианта – конные статуи. Нияз Хазиахметов уверен, что в истории искусства конная скульптура раскрывает прошлое народов, поскольку это яркий символ цивилизации, без которого она просто не состоялась бы. Собеседник «Снега» также отмечает, что в Европе много конных памятников, и в Татарстане этот символ обязательно должен быть реализован. По его словам, туристов привлекает историческое прошлое Казани и ее памятники.
«Тема установки конного памятника Улу Мухаммеда поднимается уже не первый год, и запрос на это есть. Другое дело - наличие достойного варианта. Сейчас он имеется. Я говорю о работе Владимира Демченко - скульптора, который от всей души работает в теме исторического прошлого Татарстана. Он настолько пропитан местной культурой и желанием послужить ей, что упускать эту возможность сейчас было бы непростительно. Автор творит, полон энергии и у него есть готовый достойный макет этого памятника», - считает Хазиахметов.
Свою композицию Владимир Демченко задумал небольшой, камерной и почти ювелирной – с проработкой всех деталей. Она должна вписываться в городской ландшафт, а не давить на него. По бокам от статуи – рельефы: один изображает, как Улу-Мухаммеда принимают в ханы; на втором – как правителя казанского ханства встречают горожане. На заднем рельефе – мифические и символические для татарской культуры существа: уточка, барс, волчица, дуб; на рельефе спереди указано имя исторического персонажа, годы жизни и правления казанским ханством.
Где можно разместить памятник?
Владимир Демченко в беседе со «Снегом» вспоминает, что памятник предлагали разместить на Булаке, у театра Камала, внизу под мечетью «Кул-Шариф». В итоге остановились на месте развилки дорог у башни Сююмбике в Казанском кремле. Сейчас территорию Кремля из-за плотности исторической среды Нияз Хазиахметов называет не самым подходящим местом. Лучшая площадка, на его взгляд - «входная группа перед зданием Кабмина: это и символ власти, и приближенное к Кремлю место, и историческая граница средневековой посадской стены». Министр культуры РТ Ирада Аюпова видит этот памятник в будущем у ТЦ «Кольцо», на месте статуи Мулланура Вахитова, сообщил однофамилец героя Гражданской войны Рифкат Вахитов. Есть мнение, что памятник Вахитову утратил свою актуальность, и для него можно найти другую площадку.
Почему до сих пор не установили?
В 2005 году у Владимира Демченко был заключен договор на изготовление и установку мемориала, даже обещали перечислить аванс за работу. Но проект неожиданно свернули без какого-либо объяснения. Вариант памятника «вполнатуры» приобрел Национальный музей РТ. С тех пор к переговорам по поводу этой композиции не возвращались.
Недавно снова затронули волнующую тему: эскизы конной статуи Улу-Мухаммеда продемонстрировал на выставке Рифкат Вахитов.
«Идею оценила министр культуры Аюпова, изображение всадника фотографировал художник Рустам Габбасов. Возможно, у него есть какие-то мысли реализовать проект, но пока он молчит. Кто видел эскизы, всем нравится», - рассказывает художник.
Негативных высказываний он не слышал, но реализация идеи ему кажется маловероятной. Вахитов думает, что «Москва будет против».
«В Москве ставят памятники историческим личностям, не все из которых напрямую связаны со столицей. Например, Князь Владимир, вообще-то, на Днепре жил. Мы тоже можем устанавливать памятники знаковым фигурам. Понятно, что Москве это не понравится. Татар трактуют как завоевателей, которые пришли и пожгли все. Однако некоторые исторические даты показывают, что татары появились на Волге на несколько веков раньше, чем русские. В этом вопросе довлеют стереотипы», - высказался Рафаэль Хакимов. Он также напомнил, что по той же причине не установили и памятник нейтральной личности - булгарскому хану Котрагу.