Фактически невозможно найти человека, которому бы не были знакомы мотивы «Травиаты» Джузеппе Верди. Сложно поверить, что самая исполняемая опера в мире потерпела фиаско на премьере в 1853 году в Венеции. История любви умирающей падшей женщины не зацепила ни зрителей, ни критиков.
Причин было несколько. Во-первых, вывести на первый план куртизанку и пытаться вызвать к ней сопереживание у зрителей было заведомо провальной идеей. Во-вторых, внешний вид тучной солистки, исполнявшей партию Виолетты, настолько не вязался с образом умирающей от чахотки женщины, что вызывал в зале скорее смех, чем сочувствие. В-третьих, современные для XIX века костюмы на исполнителях также подняли волну недоумения у публики.
Однако Верди был уверен, что его опера займет полноправное место на мировой сцене, и не ошибся: спустя более полутора веков «Травиате» рукоплещут во всем цивилизованном мире. В том числе и в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля.
В программе оперного фестиваля имени Шаляпина «Травиата» заблистала в исполнении солистов Мариинского театра: возлюбленного Виолетты Альфреда исполнил заслуженный артист Башкортостана Сергей Скороходов, а образ его отца Жоржа Жермона воплотил Владислав Сулимский.
В партии Виолетты на сцену должна была выйти заслуженная артистка России и народная артистка Татарстана Альбина Шагимуратова, однако в кратчайшие сроки — за два дня до спектакля — театру пришлось искать замену. Она нашлась в Михайловском театре в лице уже знакомой казанцам по гала-концерту и «Травиате» Шаляпинского фестиваля 2019 года Светланы Москаленко.
«Исполнением я довольна, всё получилось прекрасно. Другое дело, вот так вливаться с ходу в спектакль всегда сложно. К тому же с солистами, с которыми работаю впервые. Буквально влетела в спектакль — и сразу с Альфредом в кровать. Ну что же, нормально. Такая у нас работа!» — посмеялась Москаленко.
Партия Виолетты одна из самых сложных в музыкальном мире. Для того чтобы наиболее приближенно к идеалу исполнять ее арии, нужно быть обладателем трех голосов: лирического, чтобы выражать любовь к Альфреду, драматического, чтобы показать борьбу с судьбой, и колоратурного для исполнения всех музыкальных мелизмов — украшений, которых в ее партии предостаточно.
«Эта та партия, которую надо петь годами и все равно что-то будет не получаться. Верди очень сложно петь. У меня легкий голос по природе, и мне проще петь, скажем, Моцарта, то есть подвижные партии. А здесь помимо верхов есть и драматика. Например, в сцене с Жермоном-отцом нужно быть драмсопрано, чтобы вывезти. И раньше мне это не удавалось, было очень тяжело. Постоянно приходилось что-то из себя доставать. Но с каждым годом петь становится легче, потому что голос обрастает мясом», — поделилась солистка.
У музыкального критика, члена экспертного совета «Золотой Маски» Владимира Дудина вопросов к исполнителям не было. Особенно им был подмечен дебют на казанской сцене Владислава Сулимского, ведь ранее известный не только в Мариинке, но и успевший себя зарекомендовать в Европе баритон не выходил на сценическую площадку Татарского музыкального театра.
«Спектакль удался, солисты прекрасны. Собрался цвет Мариинского и Михайловского театров. Это был хороший Верди: вердиевский стиль вердиевскими певцами соблюден. […] Претензий к вокалу вообще нет, как и к спектаклю в целом. Да и эта постановка не тот “перпендикуляр”, который мы ждем от Германии, например. Сюда мы прежде всего приезжаем слушать солистов. За “перпендикулярами” нужно ехать в Германию, но она закрыта. Поэтому радуемся тому, что предоставляет нам Татарский театр оперы и балета», — поделился своим мнением Дудин.
Он также заметил: несмотря на то что в мире подобных форматов фестивалей много, в России такая практика редкость.
«Показать парад чужих голосов не все готовы. Даже Валерий Гергиев (худрук Мариинского театра. — Ред.) делает акцент на своих солистах. Поэтому, между прочим, татарский театр в этом смысле свободный. Здесь дают возможность слушать лучших солистов», — уверен критик.
Нет комментариев-