В Раифском монастыре состоялось долгожданное событие – открылся музей, посвященный 400-летней истории обители. Идея возникала еще у первого после возрождения монастыря настоятеля – отца Всеволода. Воплотить в жизнь замысел удалось его преемнику – игумену Гавриилу.
Расположился музей в юго-восточной башне, недалеко от главного входа. Раньше здесь располагалась мастерская, а до революции делали бочки.
«Четырехъярусная башня, как и весь монастырь, относится к XVII веку. Изначально монастырь был полностью деревянным, но в 1689 году сгорел дотла. Восстановить его решили уже в камне – на это ушло 20 лет. Тот архитектурный ансамбль, который мы сейчас видим, сложился как раз в то время», – рассказывает настоятель обители.
Специально к открытию здесь обустроили дорожку, которая тянется вдоль цветников с яркими лилиями.
«Когда мы искали место под музей, мы решили, что он не должен мешать монастырской жизни, поэтому разместили его в угловой башне, которая находится недалеко от входа», – рассказывает отец Гавриил.
Сейчас вокруг музея кипит работа – скоро здесь появятся стенды с историей православия, с информацией по основам вероучения. Настоятель мечтает, чтобы туристы получали как можно больше пользы от посещения Раифы.
Работы по созданию музея продолжались около года. За это время удалось отреставрировать помещение внутри башни. Сейчас уже полностью готов первый ярус – работы по остальным трем ярусам планируют завершить в августе.
Для чего монахам пушки
В процессе создания музея было сделано интересное открытие – в стене около башни обнаружили бойницы для пушек.
«Буквально месяц назад мы начали реставрировать стену, и я увидел кусочек арки. Я сразу понял, что это бойница, потому что у нас есть такой же участок стены с бойницами около детского корпуса», – рассказывает настоятель.
Как оказалось, пушки в монастырях явление не новое, ведь изначально монастырь был крепостью, которая охраняла братию от внешних угроз.
«В архиве мы нашли информацию о том, что здесь действительно были пушки вплоть до XVIII века. Потом их сдали в Казань, в оружейную палату. Неизвестно, приходилось ли монахам их применять, но мы знаем, что монастырь долгое время находился во враждебном окружении», – рассказывает отец Гавриил.
Есть версия, что под стенами монастыря проходил Пугачев. Правда, не известно, пустила ли братия его внутрь или держала оборону.
Кроме пушек на стенах монастыря раньше были крытые галереи, по которым защитники могли пройти по всему периметру, не спускаясь вниз. Отец Гавриил поделился, что хочет восстановить такую галерею рядом с музеем и расположить в ней информационные стенды для туристов.
История по крупицам
Экспонаты для музея собирали с самого начала восстановления обители. Что-то находилось тут же, на месте, что-то приносили люди. Много времени в архивах провела монахиня Серафима, которая по крупицам собирала всю информацию, которая касалась Раифского монастыря.
Сейчас можно увидеть лишь малую часть из того, что удалось собрать. Среди экспонатов серебряная ложка и разломленная панагия 1670 года (небольшой образ Богородицы, который носили на груди – прим. Т-и), некогда принадлежавшие митрополиту Лаврентию, а также прекрасно сохранившийся Апокалипсис XVII века Иоанна Богослова.
Пока готов только первый этаж. В августе планируется открытие еще трех залов.
400-летнюю историю монастыря решили разбить по векам и посвятить каждому отдельный уровень башни. Первый этаж расскажет о создании монастыря, второй о XVII – XVIII веках. Третий посвящен тому времени, когда монастырь был разорен, – это самый мрачный этаж без окон, атмосфера соответствует тому времени. Последний уровень посвящен возрождению – здесь планируют сделать смотровую площадку. Таким образом, познакомившись со всей историей, можно выйти и увидеть, каким стал монастырь спустя много лет.
Первый этаж башни находится в небольшом углублении. Чтобы пройти внутрь, нужно спуститься вниз на несколько ступенек. Вход бесплатный, все желающие могут оставить пожертвование или купить информационные брошюры, иконки и диски знаменитого раифского квартета «Притча».
«Помещение небольшое, поэтому мы постарались задействовать каждый уголок. Здесь есть выдвижные ящики, в которых расположены реплики документов из госархива. На полу изображена карта местности XVII века», – рассказывает игумен.
Масштабы карты не соблюдены, иначе не удалось бы показать другие монастыри, расположенные в Татарстане: Свияжский, Макарьевский, Кизический, Семиозерный.
Макет монастыря
В центре зала расположился макет монастыря. Миниатюрный монастырь изобразили таким, каким он был в XIX веке. Более ранних данных об изменениях не сохранилось, и чтобы ничего не додумывать, решили воспроизвести именно этот период, рассказывает отец Гавриил.
Глядя на макет, можно заметить, что главный вход раньше находился рядом с Софийским храмом. По словам настоятеля, там до сих пор сохранились старые ворота.
«Люди, которые заезжали в монастырь, видели Грузинскую церковь с другой стороны, которая намного красивее – на ней оформлены арка и полуколонны. Получается, что сейчас мы входим через старый запасной вход», – отметил игумен.
В здании детского приюта раньше располагалась гостиница, где останавливались паломники. Это очень старое здание, примерно XVIII века.
По макету видно, что Троицкий собор раньше был однокупольным.
«Он был деревянным, и его разобрали в конце XIX века за ветхостью. Уже в начале века на его месте вырос новый каменный храм в том виде, в каком мы видим его сейчас», – объясняет отец Гавриил.
На макете нет привычной нам колокольни. Построена она была только в 1903 году. Раньше на ее месте была въездная башня с надвратным храмом Николая Чудотворца. Со строительством новой колокольни связана интересная история, которую нам рассказал настоятель монастыря.
Раньше колокольня находилась при храме Преподобных отцов – она была невысокой. Местность там очень неустойчивая, и сооружение начало разрушаться. Настоятель – игумен Вениамин долго раздумывал, строить или не строить новую колокольню. Нужда заставляла – колокольня уже разваливалась, к тому же из-за низкой высоты жители близлежащих сел не слышали звон. Но денег на строительство не хватало.
Игумен, не зная, браться за строительство или нет, решил: «Сейчас выйду со службы и первого попавшегося спрошу – как он скажет, так и будет». Выйдя за ворота, он встречает маленькую девочку Масю. На вопрос игумена она ответила: «Строй».
Тут же навстречу настоятелю попался купец Михаил Атлашкин, который спросил отца Вениамина: «У меня с последней стройки кирпича много осталось, тебе не надо?» Помощь пришла сама собой. Так купец и помогал строить колокольню целых десять лет. В честь его небесного покровителя, Архангела Михаила, позже был освящен надвратный храм над колокольней.
Соседство с язычниками
Интересна не только история монастыря, но и самого места, где он находится.
До того как здесь был построен храм, на этой земле жили черемисы – предки современных мари. Исповедовали они язычество, и место, где сейчас стоит монастырь, считалось у них священным. На берегу раифского озера росли семь священных деревьев – онапу и главный жертвенник - Кереметь.
«Они были очень недружелюбны к чужакам, поэтому удивительно, как Филарет, основатель монастыря, придя сюда, смог с ними ужиться, да еще и построить скит, собрать братию, которая впоследствии переросла в монастырь», – рассказывает отец Гавриил.
Со строительством Раифского монастыря рядом начали образовываться другие храмы и монастыри.
«С Раифы пошло продвижение православия дальше, то есть это был такой миссионерский монастырь, форпост по распространению православия. Причем это было мирное распространение – людей просвещали именно истинной красотою православия. И мы знаем по истории, что Раифа помогала открывать близлежащие храмы. В архивных документах некоторых церквей сохранились отметки о том, что они были освящены игуменом Раифского монастыря», – рассказывает отец Гавриил.
Но языческое прошлое этого места до сих пор дает о себе знать – люди приходят и повязывают ленточки на деревья.
«В 90-х годах здесь снимался фильм. Чтобы показать священное дерево, режиссер повязал ленточки на иву. С тех пор люди начали приходить и повязывать ленточки, считая это дерево священным, хотя ему было всего лет пятьдесят», – вспоминает игумен.
Со временем дерево стало трухлявым, и его срубили – это вызвало возмущение у мари. Пришлось объяснять, что дерево не было древним онапу (сердце священной рощи мари – прим. Т-и), которое когда-то росло здесь.
«После этого они начали на другие деревья повязывать ленточки. Мы их периодически срываем – под стенами православного монастыря это ну ни в какие ворота», – разводит руками настоятель.
Сейчас в первом зале музея можно увидеть церковную утварь XVII века, книги и исторические документы. Здесь можно посмотреть интерактивный фильм о монастыре и побывать на экскурсии. Несмотря на пока еще скромную экспозицию, гости монастыря смогут узнать много интересных фактов о богатой истории обители.
Пока ведутся работы, подниматься на смотровую площадку запрещено, но для ИА «Татар-информ» сделали исключение – вид с этой точки открывается великолепный. Можно полюбоваться с высоты на золотые купола Троицкого собора, озеро, мозаичную икону Грузинской Божией Матери и увидеть Раифский монастырь с необычной стороны.
Еще в обители появилось настоящее монастырское кафе – «Монастырская трапеза». Здесь готовят блюда в дровяной печи и всегда присутствует постное меню. Как отметил отец Гавриил, необходимость в таком заведении здесь появилась в связи с растущим потоком паломников, которых просто физически негде было накормить.
Нет комментариев-