Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Многовековые храмы в районах и капризные инвесторы: какие проблемы сохранения объектов культурного наследия обозначили татарстанские историки и краеведы

Многовековые храмы в районах и капризные инвесторы: какие проблемы сохранения объектов культурного наследия обозначили татарстанские историки и краеведы
В Татарстане при Комитете по охране объектов культурного наследия создали экспертную группу краеведов и историков. На ежемесячных встречах специалисты будут прорабатывать вопросы, связанные с оценкой исторических событий и фактов республики. О чем говорили специалисты на первом заседании? Кто вошел в состав группы? Какие планы поставили перед собой специалисты? Об этом в материале ИА «Татар-информ».

«Инвесторы сегодня находятся в состоянии капризности»

Президент РТ Рустам Минниханов ежегодно выделяет порядка 1 млрд рублей на сохранение объектов культурного наследия, однако не всегда этих денег хватает на необходимые работы, поэтому зачастую к ним привлекают инвесторов. Но, по словам Ивана Гущина, сегодня в этом направлении есть некоторые проблемы – «инвестор сегодня не идет».

«Зеленодольский район – 26 домов в «Полукамушках», республика взяла на себя реставрировать 8 из них. Здесь будет соответствующий подвод коммуникаций, деревянный надстрой. Французский культурный слой пробился на четыре метра вглубь», – напомнил председатель комитета.

Остальные дома в историческом квартале будут восстанавливать инвесторы, однако делать это им придется, соблюдая определенные условия – важно сохранить исторический облик объекта культурного наследия. Однако инвесторы «находятся в состоянии капризности» и просят разрешить им сделать больше, чем положено по закону.

Создатель Telegram-канала «Архитектурасы» Ян Гордеев также напомнил о проблеме, касающейся собственников объектов культурного наследия и мерах воздействия на них. В пример он привел дом Сурина, расположенный на улице Горького в Казани.

«Я хотел спросить: можно ли применять какие-то методы воздействия на собственников? Стоит дом, вроде бы закрытый, но на деле там можно свободно гулять. Там сохранились оригинальные деревянные рамы, дореволюционные стекла, чугунная лестница, деревянные перекрытия, богатейшая лепнина и многое другое. Такое ощущение, что человек купил это здание в собственность и ждет, пока оно не развалится», – выразил обеспокоенность мужчина.

В свою очередь руководитель Комитета по охране объектов культурного наследия Иван Гущин подчеркнул, что инструменты воздействия на собственников есть.

«Самая законная мера — отнять памятник. У государства есть такая возможность — забрать памятник в свою пользу. Если ты им не занимаешься — не содержишь, не сохраняешь, есть такой документ — акт технического состояния и охранные обязательства, где четко прописывается, что ты должен сделать, в зависимости от состояния памятника», – напомнил чиновник, отметив, что меры по дому Сурина примут в ближайшее время.

«Нет смысла делать запрос в архив — надо там посидеть и покопаться»

Еще одна проблема, которая остро стоит перед сообществом историков и краеведов, – работа с архивами. Так, по словам Сергея Саначина, зачастую государственные эксперты по архитектурному наследию предоставляют недостоверные данные на официальные запросы.

«Ко мне обратилась Олеся Александровна Балтусова, когда проходил первый «Том Сойер Фест». Они хотели как-то атрибутировать отремонтированные здания: повесить таблички с информацией о том, кому они принадлежали, когда были построены и так далее. Она не просто обратилась ко мне — она подала официальный запрос в Национальный архив Республики Татарстан. Архив дал ей официальный ответ по всем домам ТСФ», – вспомнил Саначин, отметив, что перепроверил его, обнаружил лишь около 8% правдивых сведений. Причина была в том, что исполнитель не учел многократную смену адресов.

В свою очередь председатель Комитета по охране объектов культурного наследия отметил, что важно уметь работать с архивами и «нет смысла делать запрос — надо там посидеть и покопаться». Гущин также добавил, что Президент РТ Рустам Минниханов дал поручение комитету совместно с Министерством цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ (бывшее Министерство информатизации и связи. – Прим. Т-и) разработать информационную систему по учету исторических мест.

«Конструктор мы уже сделали, пока начали с археологии – в этой области годами все лежит, археологические исследования надо оцифровывать, прокомментировал Гущин, предложив Сергею Саначину также проинвентаризировать книжки со сведениями об исторических местах Татарстана.

«Нет юридического обоснования, как нам охранять дебаркадеры»

В рамках встречи историки и краеведы также обсудили вопрос охраны волжских дебаркадеров – плавучих пристаней 50 – 60-х годов XX века. Всего их в Верхне-Услонском районе Татарстана восемь – наибольшее количество среди других регионов на Волге.

«По дебаркадерам пока нет юридического обоснования, как нам их охранять. Я предлагал и Минтрансу, и Татфлоту вытащить один на берег — тот уникальный, который располагается в Верхнем Услоне, нетиповой — и сделать для него соответствующую границу, привязать к конкретным точкам земли. Тогда его можно было бы откадастрить и признать объектом культурного наследия. Но мне говорят, что его будут использовать и он им нужен там», – посетовал Иван Гущин.

Он также поделился идеей, что дебаркадер можно было бы привязать к земельному участку и сделать береговое укрепление к нему. Это необходимо, чтобы весенний ледоход попросту не уничтожил пристань.

Напомним, о вопросе сохранения волжских дебаркадеров ранее говорила и помощник Президента РТ, член Татарстанского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников и культуры (ТРО ВООПИиК) Олеся Балтусова. Она предлагала присвоить им особую категорию объектов культурного наследия.

«В прошлом году петербуржская студия кинохроники сняла именно о наших дебаркадерах документальный фильм — потому что они у нас живут. Вот что интересно. На некоторых из них даже летние магазинчики есть, дачники их как-то используют. То есть у них большой потенциал стать точками роста, но остается вопрос методики и предмета охраны», — отмечала тогда помощник Президента РТ.

Мамадышский район – это «медвежий угол», в который никто не ездит: татарстанцы своими силами восстанавливают храмы и мечети в районах

Самый молодой член экспертной группы Артур Тумаков поднял еще один значимый для специалистов вопрос – признание объектами культурного наследия, сохранение и реконструкция старинных православных храмов и мечетей, а также исторических памятников в районах Татарстана.

«Есть у нас огромнейшая проблема по православным церквям. Всего в республике 40 объектов деревянного зодчества, из них выявлено 5 – 6 в лучшем случае. Также насчитывается 149 каменных объектов, где за последние лет 40, как говорится, никто кирпич не выбросил, который там обвалился», – посетовал молодой человек. Он также добавил, что восстановлением 60 православных объектов жители поселений занимаются самостоятельно.

В пример Тумаков привел Петропавловскую церковь в одноименном селе Новошешминского района, урочище Чернышевка в Камско-Устьинском районе, а также село Соколка в Мамадышском районе РТ, где до сих пор сохранились памятники культуры XVIII века. «Мамадышский район – это вообще медвежий угол, в который никто не ездит», – считает историк.

В свою очередь Ян Гордеев напомнил экспертной группе о домовой церкви на улице Клары Цеткин. В советские времена ее встроили в производственный цех механического завода, который обанкротился в начале нулевых. Сейчас же от церковной постройки остались только три стены, однако при этом сохранились детали фасада и ниша для икон на аттике.

«Татарстан очень сильно заботится об имидже межнационального, межконфессионального согласия регионов. Последнюю православную церковь у нас снесли в 2005 году», – напомнил Гордеев, посетовав, что если не предпринять меры, то в ближайшее время мы можем потерять еще один памятник архитектуры XIX века.

Архитекторы, историки и руководитель Telegram-канала: кто вошел в экспертную группу при Комитете по охране объектов культурного наследия

В понедельник, 30 сентября, в Министерстве культуры РТ состоялось первое заседание экспертной группы краеведов и историков при Комитете по охране объектов культурного наследия. Специалисты обсудили проблемы охраны, реконструкции татарстанских памятников культуры, а также определили план работы группы на ближайший год. 

«Как и договаривались, мы сделали приказ о создании такой экспертной краеведческой группы, с соответствующими полномочиями экспертно-консультационного характера. Я надеюсь, что основным нашим направлением будет инвентаризация, актуализация и учетная политика и объектов культурного наследия, и объектов, охраняемых государством не только в таком статусе», — отметил председатель комитета Иван Гущин, добавив, что в планах проведение собраний не только в рамках круглого стола, но и с выездом на объекты.

В состав экспертной группы вошли казанские историки, краеведы: Алексей Клочков, Сергей Саначин, Лев Жаржевский, Анатолий Елдашев, Ильдар Валеев, Артур Тумаков, а также создатели Telegram-канала «Архитектурасы» Ян Гордеев и группы Kazan Nostalgique Андрей Шритт и другие.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев