Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Митрополит Феофан: Я уверен, Казанская икона Божией Матери вернется к нам

Митрополит Феофан: Я уверен, Казанская икона Божией Матери вернется к нам
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан в интервью ИА «Татар-информ» рассказал о предстоящих чтениях, посвященных чудотворному образу Казанской Богоматери, о передаче зданий, в которых сейчас находятся СИЗО, церкви, а также об изменениях в сфере духовного образования.

В эти дни в Казани во второй раз проходят научно-практические чтения «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». На мероприятие съедутся историки, богословы и священнослужители со всей страны. Владыка Феофан рассказал о значимости мероприятия и поделился предстоящими изменениями в жизни Митрополии. 

– 3 ноября Казань во второй раз примет научно-практические чтения «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации», расскажите об актуальности этого мероприятия. 

– Эти чтения – еще одно напоминание о важности Казанской иконы Божьей Матери не только для Казани, но и для всей России. Я скажу шире – не только для России, но и для всего православного мира. Этот образ очень почитаем среди православных за рубежом. И не случайно именно он находился в покоях Папы Римского. Это говорит об особом почитании Казанской иконы Божией Матери. 

Очень важна роль иконы не только в судьбе России, но и в судьбах народа. Ведь сколько чудес было вымолено перед образом! И не обязательно перед каким-то чтимым образом, а даже просто перед любимой иконой, которая находилась дома. 

Изучение аспектов почитания Казанской иконы Божией Матери, ее духовного и культурно-исторического значения не имеет предела. Каждый год накладывает новый след на историю образа. Очень важно чтобы мы, старшее поколение, передали эту любовь к образу нашим детям. 

– Каковы итоги первых проведенных чтений? 

– Нам удалось привлечь внимание широкой общественности к образу Казанской иконы Божией матери. Крестный ход, который мы проводили в прошлый раз, собрал ну если не в два, то в полтора раза больше верующих! 

МВД, конечно, дает свои цифры, но мы то тоже считать умеем – это было видно невооруженным взглядом. Собралось порядка 20 тысяч человек! Я считаю, что на это повлияло проведение нашей конференции. 

Иногда мне говорят, что такие массовые мероприятия проводить опасно. Но я считаю, что как раз такие, как крестный ход, наоборот безопасны. Опасны бывают одиночки, замкнутые в своем мире, как тот «керченский стрелок». А когда люди идут к святыне, они уходят от влияния вот этих темных сил. 

– Как вы считаете, мог ли сохраниться первоявленный образ? 

– Я всегда был глубоко убежден, у меня какое-то внутреннее интуитивное чувство – ну не могли так просто сжечь икону. Икона где-то живет. Как тогда, в том далеком 16 веке, все ведь горело – а икона осталась целая и явилась в полном сиянии. И без сомнения, именно та икона, которая явилась много веков назад, вернется к нам. 

– Четвертого ноября в Казани пройдет крестный ход в честь чудотворного образа. Какие мероприятия пройдут в этот день? 

– Торжественная литургия начнется в 9 утра в Благовещенском соборе Казанского Кремля, затем состоится крестный ход. Пройдут православные концерты – вся Казань будет торжествовать. Уже сейчас поступает много звонков от высокопоставленных лиц, все хотят поклониться этой величайшей святыне. 

Такое ощущение, что в день празднования Казанской иконы Божией Матери, над всей Казанью царит нечто такое особенное, благогодатное. И я очень рад, что в крестном ходе участвуют не только православные, но и мусульмане – это объединяет нас, что очень важно. Я не буду говорить, что они идут сотнями или тысячами, но конкретных людей я вижу постоянно. 

– В этот день состоится открытие памятника Петру и Февронии. Как пришла идея создания монумента? 

– Эта идея существует уже несколько лет. Она принадлежит Светлане Владимировне Медведевой, которая ее очень активно продвигала. И Сергей Вадимович Степашин, со своей супругой Натальей, тоже приложили очень много усилий, они также помогали восстанавливать монастырь в Муроме, и гробницу святых. Если говорить о Казани, то здесь с инициативой выступила руководитель Русского национально-культурного объединение Александровская Ирина Алексеевна, которая была поддержана Президентом Татарстана Рустамом Нургалиевичем Миннихановым. 

Петр и Феврония издревле являются символом любви и верности, преданности друг другу. Это ведь удивительно, когда князь из знатного рода и вдруг влюбляется в простую крестьянку. Несмотря ни на какие препоны, он женится на ней, проходит через большие трудности, и так до конца проводит с ней всю жизнь. 

Подумайте, чего сейчас не хватает в нашем обществе? У нас стало много пошлости. Вы посмотрите, на какой сленг переводят понятие любви? Опошляют ведь. Молодые не успеют еще зарегистрировать брак, как уже расходятся. И это национальная катастрофа. 

У нас богатая, большая страна, кто же в ней жить будет? Откуда у нас будет прирост населения, если не будет крепкой семьи, если не будет настоящей семьи? Если мы пойдем по пути опошления всего, вплоть до разрушения природного союза между мужчиной и женщиной. 

Поэтому такой памятник очень важен и, бесспорно, к нему пойдут многие и многие. И только одно напоминание, какой должна быть любовь, какой должна быть семья, какими должны быть взаимоотношения, невольно будут заставлять человека задуматься над смыслом жизни. 

– Место рядом с загсом выбрано не случайно? 

Я очень много работал над выбором места, вносил коррективы и мне очень понравилось, какое хорошее сочетание получилось – рядом и загс, и храм. Богу – богово, а кесарю – кесарево. 

Мне очень понравилось, насколько все с любовью сделано. Дай бог, чтобы он служил тому, ради чего эта идея родилась – любви и верности. Чтобы любовь и верность были бы основой взаимоотношений людей, решивших связать свою жизнь брачным союзом. 

– Недавно в Казани состоялось совещание митрополии и ФСИН, на котором обсудили вопрос передачи бывших храмовых комплексов церкви в Казани и Бугульме, используемых сейчас как СИЗО. Можно ли уже говорить о каких-то конкретных действиях по возвращению объектов митрополии? 

– Да, уже есть конкретный план действий. Это совещание было инициировано лично мной. Сначала мы встречались по этому вопросу в Москве, но потом я подумал, что мы все на пальцах-то объясняем? Надо ехать на место и показывать в каком удручающем состоянии находится храм (церковь Макария Желтоводского, Унженского и Свияжского чудотворца в Казани, сейчас СИЗО №2) и как кощунственно он используется. 

Этот храм был жемчужиной, визитной карточкой Казани, он хорошо виден с Волги. И он действительно очень красивый. До сих пор сохранились очертания храма, куполов… 

Уже прошло 30 лет, как нет Советского Союза, как нет атеистической идеологии, мы являем миру нашу толерантность, говорим о новом демократическом, свободном времени. Но простите, когда по сей день в храме находятся женские камеры! 

Я беседовал с женщинами, которые содержатся в этом СИЗО, и они говорят, что вдвойне чувствуют себя неуютно. Ведь по православным канонам женщина, которая находится в определенных циклах, не имеет права даже входить в храм до очищения. 

В храм запрещается входить с оружием, а там не только с оружием, там вообще безобразно. Извините, они же люди и все что производное от людей в храме. Там, рядом с храмом стоит трехэтажное здание, в котором раньше размещалась церковная школа, почему камеры там не разместили? И это в наш просвещенный XXI век. 

Этот храм является прямым укором всем нам в том, что до сих пор мы не можем восстановить самого главного – уважения к народным святыням. Без этого мы не возродимся. Это прямой молчаливый укор. С одной стороны, сияющие купола вновь возведенных храмов, с другой – красавец храм за колючей проволокой. Ужасно! 

Чиновники от УФСИНа начинают мне говорить, что нет средств. А когда вы говорили, что у вас есть средства? У вас никогда их не будет. Когда эти храмы строили наши предки у них что, было много средств? Они жили под соломенной крышей, а храмы строили. Поэтому и была Россия великой – потому что уважали свои корни. 

– Осенью вы предложили построить новую церковь в микрорайоне Салават Купере. Если ли какие-то подвижки в этом направлении? 

– Мы сейчас работаем над этим проектом, но существует проблема другого характера. Когда говоришь, что нужен храм, сразу начинается: «А вы знаете, этот участок уже продан, а этот – в частной собственности». 

Но мы все-таки постепенно находим взаимопонимание, и я очень благодарен Рустаму Нургалиевичу Минниханову – он всегда меня поддерживает. У нас строится много новых храмов. Вот к примеру храм Ксении Блаженной в районе авиамоторного завода – он уже стоит и служит. 

Мы строим три храма в Набережных Челнах. В Мамадыше тоже скоро появится новый храм на месте старого разрушенного, уже есть фундамент. 

– В этом году исполнилось сто лет со дня закрытия Казанской духовной академии. Давно идут разговоры о ее возрождении, насколько сейчас республика нуждается в таком учебном заведении? 

– Конечно, нам нужна академия. Сам Патриарх поставил задачу об ее открытии. Сейчас идет работа по возвращению исторического здания. Это особый вопрос. Есть закон, который обязывает вернуть здание, но я не сторонник вот таких резких движений. Ведем переговоры, ищем пути выхода, как разрешать возникающие в жизни коллизии. 

Идет работа по формированию профессорско-преподавательского состава. Планируется, что академия будет работать не в отрыве от семинарии, а семинария постепенно перейдет в академию. 

– Планируются ли еще изменения в сфере духовного образования? 

Во-первых, скоро в Набережных Челнах появится гимназия с православным уклоном. В этом году мы открыли новый корпус православной гимназии в Казани, при Духосошественском храме. Я думаю, сейчас это одна из лучших школ в России по оснащенности и по программам. 

Во-вторых, мы сейчас организовали при нашей семинарии катехизические курсы – основы православной веры. И очень важно, что там мы даем и знания о наших храмах для будущих экскурсоводов, чтобы они доносили до слушателей духовные, культурные и исторические аспекты без искажений. 

Мало этого, мы организовали в казанской семинарии курсы повышения квалификации для священнослужителей. Пока это экспериментальная площадка. Священники, которые даже окончили семинарии, обязаны пройти эти курсы. 

Конечно же, самая главная задача этих курсов повысить уровень знаний, но так можно посмотреть и что из себя представляет священник. Когда он служит в какой-нибудь деревушке в отдалении иногда непонятно, как он служит? Что у него в голове? Не всегда ведь может быть и правильно. А здесь все совершенно по-другому. Здесь видно кто есть, кто. Я бы сказал, некая проверка, перетряска, чтобы посмотреть, кто на что способен.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев