Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Митрополит Феофан: Народ без веры не народ – толпа

Митрополит Феофан: Народ без веры не народ – толпа
О вере в чудо возвращения утраченной иконы, о том, что удалось вернуть и воссоздать, и о том, что еще только предстоит, о своем отношении к автокефалии Украинской церкви и о том, почему отстраненный священнослужитель из Болгара напоминает сектанта: об этом и многом другом на пресс-конференции рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

Беседу с журналистами владыка Феофан начал с самых ярких событий года не только Татарстанской митрополии, но и всей республики.

«Год очень продуктивный, несмотря на сложности, которые не имеют отношения к церкви, такого, общепланетарного даже характера. Но мы все-таки начнем с того, что у нас прошел чемпионат мира по футболу. Я много раз участвовал в пресс-конференциях, в том числе для иностранных журналистов. Я думаю, и митрополия, и ДУМ РТ внесли большой вклад – мы дали возможность увидеть, как можно жить. Можно жить не просто толерантно, но и взаимоуважительно, сотрудничать и находить много точек соприкосновения», – отметил владыка.

«Я верю, что вернется первообраз»

Самой значимой и главной задачей митрополии владыка Феофан назвал строительство собора Казанской иконы Божьей Матери.

«Я никогда не забуду, когда я приехал и в первый раз обратился к пастве в Благовещенском соборе, мне задали вопрос: “Какие первостепенные задачи будут стоять перед вами?” Я ответил, что первостепенная задача – это воссоздание Казанского собора в Богородицком монастыре», – вспомнил митрополит.

Собор строится, как отметил владыка, с удивительной скоростью – сейчас купола храма уже во всем величии и красоте возвышаются над городом.

«Собор занял то место, которое исторически он занимал в казанском ландшафте. Я бы сказал, что вся Казань от этого выигрывает, и выигрывает не только по какому-то религиозному направлению. Это и архитектурный ансамбль, и свидетельство того, что мы – носители двух основных религий – и собор возрождаем вместе, как это было и с Болгаром», – отметил митрополит.

Подчеркнул митрополит Феофан особый вклад в возрождение собора Государственного советника РТ Минтимера Шаймиева.

«Шаймиев сегодня возглавляет Фонд “Возрождение”. И я восхищаюсь его запалом и всегда говорю: “Минтимер Шарипович, дай Бог вам здоровья! Заводы и прочее – это всегда будет помниться для вас, но воссоздание соборов – Болгар, Свияжск – это живое свидетельство, воплощенное в архитектурных шедеврах, которое вы так с любовью возрождали», – заметил митрополит.

Тема, которая давно обсуждалась, но впервые официально прозвучала на пресс-конференции: кто станет настоятелем воссоздаваемого собора?

«Настоятель Казанского собора уже выбран – по положению Русской православной церкви им является правящий епископ, то есть митрополит», – сообщил Феофан. 

Сейчас в соборе полным ходом идут работы – мастера трудятся над внутренней отделкой, лепниной и иконами, рассказал владыка.

«Внутренняя отделка – это сложная вообще-то вещь. Не просто штукатурка, там надо таким раствором, чтобы он ни в коем случае не дал потом трещины при росписи. Параллельно же делается лепнина. Очень красивая лепнина будет по всему собору. Делается она прямо в соборе. Уже пишутся иконы, режутся иконостасы, делаются из мрамора и из бронзы», – поделился архиерей. 

Кроме того, митрополит сообщил, что когда работы будут завершены, в храме найдет свое пристанище один из древнейших, так называемый ватиканский список первоявленной иконы Казанской Божьей Матери, который когда-то находился в личных покоях Папы Римского в Ватикане. И тут же с надеждой о возможности чуда. 

«Мне постоянно говорят: “Вот он фантазирует”, а я верю, что вернется первообраз. Потому что трудно поверить, что она была уничтожена, – не может этого быть. Ну никак не может этого быть», – высказался владыка. 


Об автокефалии 

Упомянул митрополит Феофан и непростую для Русской православной церкви тему – отсоединение Украинской церкви. 

«Вместо мира и согласия привносится разделение, что является самой опасной тенденцией. Совершенно трудно объяснить, как религия, которая, наоборот, призвана по своей природе быть миротворцем, подвержена вмешательству политических сил, государства и неких иностранных интересов, что делает не очень хорошую услугу для страны по имени Украина, а самое главное, для народа, населяющего Украину», – выразил свое мнение владыка.

Воссоздание и возвращение

В этом году завершились реставрационные работы в Макарьевском монастыре, расположенном на волжском берегу, напротив острова Свияжска. Пустынь имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

«Макарьевский монастырь стоит на отшибе – и очень хорошо. Мне говорят, что туда надо сделать дорогу, но я бы молился, чтобы как можно больше прошло времени, чтобы дорогу туда никакую не делали. Чтобы был хотя бы один уголок, где можно не глазеть всем подряд, а дать возможность монахам совершать то, ради чего они призваны, – молиться», – рассказывает епископ.

Владыка поделился, что в пустыни проводились противоаварийные работы – монастырь стоит на холме, который начал осыпаться и его было необходимо восстановить.

В уходящем году в храме преподобного Сергия Радонежского разместилась икона Божией Матери «Всеблаженнейшая» Паммакариста.

Еще недавно она обитала в стенах Национального музея республики и сейчас продолжает находиться на балансе заведения.

«Слава Богу, что сейчас она доступна для поклонения. А насчет баланса – там, даст Бог, будет видно. А то мы иногда сталкиваемся там, где можно все решить мирно», – отметил Феофан.

Владыка поделился, что в этом году выросло число именно юридически зарегистрированных приходов татарстанской митрополии. На сегодняшний день их 364.

«Есть увеличение, но ведь проблема другая была здесь. Часто были приходы, но они не были зарегистрированы. И вот эта юридическая сторона очень важна. Приходы – это же целая система. Это и церковное здание, и воскресная школа. У нас есть юридическая служба епархии, и я настойчиво требую, чтобы все приходы получили государственную регистрацию. Это и повиновение закону с одной стороны, и защита, когда они имеют официальную регистрацию, особенно в наше время», – рассказал митрополит.

Сегодня в республике 525 действующих православных объектов, из них 188 переданных и 164 заново построенных храма, 49 молитвенных домов, 108 часовен. В стадии строительства находятся 47 церквей и 65 храмов находятся в процессе реставрации.

Православная секта?

В этом году в Татарстанской митрополии не обошлось без скандалов – настоятеля храма в Болгаре протоиерея Владимира Головина обвинили в пропаганде религиозной практики, отличающейся от традиционной, проведении платных «молитв по соглашению» и прочих действиях, которые не приветствует РПЦ.  

«Предприняты конкретные меры – он запрещен в священнослужении. Для священника это очень опасная вещь. Равносильна тому, если бы врача дисквалифицировали. Как вы ни доказывайте, что он невиновен, но если медицинская коллегия дисквалифицировала, то, наверное, стоит задуматься. И, к сожалению, по его пути пошел и его сын – молодой человек. Они говорят о духовном возрождении, но посмотрите на этого Анастасия, на его внешний вид – он сделал все возможное, чтобы его не идентифицировали внешне как священника. Он побрил бороду, постригся, снял с себя церковную одежду, и при этом говорят, что они духовно возрождают людей... Поэтому те новшества, которые отец Владимир начал вводить: то “молитва по соглашению”, то еще что-то… Две тысячи лет церковь прожила, а тут явился он. Так ведь зарождались все секты. Такая оторванность от единого церковного организма чревата опасностями», – объяснил митрополит.

Анонимный Интернет

После трагических событий в керченском колледже владыка выступил с предложением запретить анонимный Интернет.

«Интернет стал проникать во все сферы жизни, и там можно анонимно и безнаказанно говорить разные пошлости. Если вы человек честный со своими идеями, даже противными, будьте добры обозначить себя и подпишитесь, кто вы такой. Анонимный Интернет – это лазейка для формирования террористических банд, различных группировок, это экстремизм – все через анонимный Интернет делается. Он начинает направлять детей на тропу войну и суицида. Это надо обществу?» – возмутился владыка Феофан.

Анонимность в Интернете, по мнению митрополита, ничего общего со свободой не имеет.

«Никакая это не свобода, никакая это не демократия. Это произвол и безнаказанность беззакония. Кстати, о демократии. Интересно, я недавно прочитал высказывания одного ученого, он говорил, что самые кровавые преступления совершались даже не деспотами, не автократами, а демократами, и приводит в пример Французскую революцию. Демократия во имя свободы? Ради какой свободы? Вы посмотрите, сколько человек хлопнули», – поделился своим мнением митрополит.

Про здание СИЗО

В этом году владыка Феофан стал инициатором встречи с руководством Федеральной службы исполнения наказаний. Главной темой стала возможность возвращения исторического здания храма Макария Желтоводского РПЦ.

Сейчас здание используется как СИЗО № 2 в Казани. На той встрече было решено вернуть церковь митрополии.

«В России нет такого юридического понятия, как реституция, то есть безоговорочное изъятие. Я очень жестко настаивал, чтобы здание вернули. Я инициировал выездную встречу с самым высоким начальством Министерства юстиции и центрального ведомства ФСИНа. Они приняли решение, что все-таки здание надо передавать», – поделился владыка Феофан.

По словам главы татарстанской митрополии, если здание не передадут в течение пяти лет, они имеют право обратиться в суд. При этом владыка подчеркнул, что против агрессивных мер.

«К этому вопросу нужно подходить разумно, с человеческим пониманием. Новое СИЗО еще не построили, и мы не можем сказать: “Выкидывайте преступников, расселяйте по квартирам”. Нужен разумный подход», – добавил митрополит.

«Для будущих пастырей – постоянный соблазн»

Несколько лет открыт вопрос о передаче РПЦ здания Казанской духовной академии. В этом году исполнилось 100 лет со дня ее закрытия.

«Насчет духовной академии все непросто. Там сейчас располагается больница, и сказать: “Выметайтесь!” – нельзя. Во-вторых, вспомните, где сейчас расположена духовная академия, в каком месте? Рядом с ”Корстоном”. А там чего только нет. Это не лучший пример для будущих пастырей. Это постоянный соблазн – давайте говорить открытым текстом», – высказался владыка.

При этом владыка отметил, что сейчас в Казани работает семинария, в которой недавно закончился ремонт. Учебное заведение оснащено всем необходимым для семинаристов. Также в планах митрополии строительство общежития для учеников семинарии.

В завершение встречи владыка Феофан поделился планами на следующий год.

«Громадье планов! Самое главное – это возрождение духовной жизни, я всегда буду об этом говорить. И я всегда ставлю в пример наших братьев-мусульман. Этнические мусульмане никогда не отрицают своей веры. Без веры у нас нет твердой основы в государстве и национальном нашем самосознании. Без веры народ не народ – толпа», – заключил митрополит.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев