Психоаналитический онлайн-сеанс
Когда я наблюдал, как проходит 7-е заседание экспертного клуба «Волга» на тему «Жизнь после карантина: общественные настроения и ожидания», то ощущал себя именно адресатом для объяснений приглашенной на онлайн-дискуссию экспертократии про некий психоаналитический сеанс между властью и обществом. Эксперты неоднократно подчеркивали, что нужен доверительный диалог, что нужно развеивать страхи и тревожные настроения.
«В общем, необходима типичная психоаналитическая практика на кушетке Фрейда между властью и обществом, в которой общество в конце концов осознает свои страхи и подозрения и тем самым излечится. И не только от коронавируса» Альберт Бикбов
Эксперты размышляли о стабильности мироощущения, о том, каким будет мир после коронавируса. И почти все были единодушны: мир остается прежним. Пусть Гераклит говорил «всё течет, всё изменяется», но эта диалектика не касается базовых глубинных ценностей как основы этого мира. А они, эти вечные ценности, собственно, и скелетизируют этот самый мир, спасая его от распада. И, как писал незабвенный Иосиф Бродский в далеком 1958 году:
Мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
Мир изменился еще до коронавируса
Кирилл Родин, директор по работе с органами государственной власти, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), высказал парадоксальную мысль: «Страхи, что „мир никогда не будет прежним“ преувеличены. Мое мнение — мир изменился уже до коронавируса. Коронавирусный кризис действительно катализирует ряд процессов, таких как, например, развитие проекта „Цифровая экономика“. Мы видим изменения форматов потребительского поведения, многое ушло в онлайн. Наверное, эти форматы останутся, но если говорить о глобальных трендах, то революционные изменения произошли накануне, в том числе и цифровизация». И он же подытожил в формате презентации, что все сложности, с которыми столкнутся или столкнулись россияне, еще не в полной мере рефлексируются.
Алексей Куртов, президент Российской ассоциации политических консультантов, продолжил этот «этюд в психоаналитических тонах»: «Я считаю, что мир не изменится, он останется стабильным. Консервативное желание „мир остается прежним“ будет как воздух заполнять всевозможные поры после кризиса. Мы разделяем понятия страхи и тревоги. Страх — это ощущение какой-то конкретной опасности, страх оценивается, он понятен, на него можно понятно реагировать. Гораздо хуже, когда есть ощущение тревожности. И мы наблюдаем именно огромное увеличение тревоги, иррационального чувства, это недостаток информации, несовпадения картинки между телевизором и реальной жизнью. Люди видят несовпадения и начинают заполнять этот когнитивный диссонанс тревожностью. И главная тревога для человека — это то, как он будет выходить из всей этой ситуации».
Необходимо деневротизировать чиновников
Михаил Виноградов, политолог, президент фонда «Петербургская политика», регионовед, посочувствовал чиновникам: «Надо понимать, что чиновник сегодня находится в тяжелом невротическом состоянии. Часть сотрудников отпустили по домам, живое общение страшновато. Необходимо как-то деневротизировать чиновников, как-то разговаривать с ними, чтобы им можно было хоть куда-то выплеснуть свою невротизацию. Второй урок для чиновников — сопровождать все негативные моменты, как по ограничениям, так и по их снятию, какими-то позитивными, положительными моментами, какими-то пряниками. Кроме того, необходимо делиться положительными региональными практиками».
Растет эмпатия, растет доверие
Алексей Коннов, руководитель Центра аналитических исследований и разработок (ЦАИР), буквально воспел то самое явление переноса, то есть глубокой эмпатии между психоналитиком и пациентом, возникающее в процессе психоанализа. И здесь население как пациент начинает испытывать все большее и большее доверие к власти: «Если мы говорим о положительных вещах, то, в отличие от соседних регионов, система СМС-пропусков дала ощутимый эффект, для населения это понятный ресурс. В других регионах мы видим много неопределенности: где разрешено, а где запрещено, и такая грань между этими вещами для населения этих регионов менее понятна, чем в Татарстане. Если мы говорим об уровне доверия к власти, то у нас в республике уровень доверия к власти был неизменно высоким даже в период вхождения в пике, а сейчас доверие даже немного подросло как к федеральному центру, так и к власти республики. В Татарстане эта самая определенность больше, чем в целом по России и по отношению к соседним регионам».
Алексей Фирсов, социолог, основатель Центра социального проектирования «Платформа», председатель комитета по социологии Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО), был в унисоне с Алексеем Конновым: «Мы сейчас проводим опросы, и уже есть гипотеза, что в Татарстане процент населения, поддерживающего антикризисные действия власти, окажется гораздо выше, чем в России».
Новые привычки, но ничего нового
Лариса Паутова, директор проектов Фонда «Общественное мнение», социолог, диагностировала новые поведенческие паттерны россиян: «Мы постоянно мониторим социологию, как российскую, так и зарубежную, и видим перезагрузку общества, новые поведенческие схемы и практики, поэтому мы открыли новый проект «КоронаФОМ (к-ФОМ)», где показываем именно эти новые схемы и практики. Эксперты отмечают три важных явления:
- новая гигиена, новые осторожные привычки населения, осознание преимущества общения онлайн;
- возврат в старые привычки 90-х годов, режим экономного потребления;
- нарастание страхов, политических и экономических. Нарастает ксенофобия, люди не могут адаптироваться к новой реальности. Это серьезно беспокоит. Таких людей около 25% опрошенных».
Понятно, что все эти новые привычки населения и неспособность у некоторых к адаптации к текущим кризисным условиям представляют достаточно большой интерес в плане изучения, но все же это не глобальные, основополагающие изменения, мир по-прежнему остается стабильным.
Хороший пример неизменности этого мира привел Аббас Галлямов, политолог: «Прогнозы относительно того, что „мир уже не будет прежним“, касаются закрытия границ, антиглобализма. Но мы видим и другое. На прошлой неделе создали Альянс малых государств, сумевших заблокировать коронавирус (Австрия, Дания, Греция, Израиль, Чехия, обсуждается присоединение Австралии и Сингапура), этакий Посткоронавирусный Шенген. Они открывают внутри себя, в рамках Альянса не только деловой, но и массовый туризм между собой. То есть мы видим, что глобализация никуда не уходит. Да, мир закрылся вынужденно, но мы видим, и не только на примере Альянса, как мир ждет, когда можно будет полностью открыться».
Страхи появляются очень быстро, а исчезают очень долго
Александр Малькевич, член Общественной палаты РФ, президент Фонда защиты национальных ценностей, воздал должное Татарстану как образцу правильной психотерапии: «Республика Татарстан находится в первой пятерке по сбалансированной и понятной информационной политике. Во многих регионах не все власти готовы вести такой доверительный диалог с населением. Необходимо делать поправку на местные реалии, и снова можно отметить положительный пример Татарстана, и здесь он в числе пяти ведущих регионов России, делами поддерживая известную инициативу «Единой России» по сбору денежных средств для медиков. Сейчас люди находятся в ожидании реализации поэтапного плана по выходу из ограничений. И здесь важны ежедневные выступления ведущих лиц региона с разъяснениями этого плана. Нужно ежедневно заниматься таким информационным просвещением».
И все-таки наиболее важным и компетентным на экспертном клубе прозвучало мнение Лейлы Фазлеевой, заместителя Премьер-министра Республики Татарстан, руководителя оперативного штаба по противодействию коронавирусной инфекции: «С населением республики коммуникации выстраиваются с учетом той неопределенности, с учетом того самого страха, связанного с экономикой, который испытывают люди. Страхи появляются очень быстро, но исчезают очень долго. Это действительно очень важно: психическое здоровье нации с точки зрения эмоциональной устойчивости — это очень важно».
Нет комментариев-