Итоги онлайн-хакатонов DIGITAL SUPERHERO подведут в сентябре
Рифкат Нургалиевич, расскажите о международном цифровом форуме KAZAN DIGITAL WEEK, который пройдет в сентябре. Что ждет участников, какие планируются мероприятия? Какие ИТ-проекты представит Татарстан?
Правительство рискнуло принять решение провести крупный международный онлайн-форум KAZAN DIGITAL WEEK 2020. К конференции нужно готовиться как минимум год. Были предпосылки, связанные с планами по проведению Первого Центрально-восточного конгресса по интеллектуальным транспортным системам (ИТС). Но самым главным основанием было то, что на территории «айтишной» республики, где расположены профильные университеты и, в частности, Иннополис, крупные ИТ-компании и предприятия, не было мероприятия, которое объединяло бы всех вместе, позволяло показать достижения Татарстана в масштабе России, Европы и мира.
В рамках форума идет подготовка по пяти основным направлениям: интеллектуальные транспортные системы, ситуационные центры, кибербезопасность, финтех и инновации. Надеемся, в следующем году их будет больше и все павильоны Kazan Expo будут заполнены участниками офлайн-выставки.
Разработана программа форума, включающая все традиционные компоненты: пленарные и рабочие сессии, круглые столы, выставку, технические визиты, мастер-классы и ознакомительные экскурсии, адаптированные к онлайн-формату. К участию в новом для формирующейся цифровой экономики Российской Федерации событии приглашены отечественные и зарубежные ученые, эксперты, руководители регионов, министерств, разработчики стартапов, представители крупного бизнеса.
Проведение такого мероприятия в онлайн-формате позволит в следующем году более широко представить республику в офлайн. Мы надеемся, что форум KAZAN DIGITAL WEEK 2020 займет достойное место в международном сообществе.
Если говорить о проектах, то интересна тема беспилотников. «Яндекс» провел испытания в Иннополисе, проводятся испытания беспилотников в рамках проекта «Умная дорога», в Казани реализована адаптивная система управления дорожным движением, много наработок в части безопасных и качественных дорог. В республике есть проекты по ИТС, которые будут интересны в первую очередь гостям из регионов России и гостям со всего мира. В следующем году в офлайн-режиме мы покажем работающие прототипы.
Марафон хакатонов DIGITAL SUPERHERO, который проходит сейчас в РТ, приурочен к сентябрьской конференции. Расскажите, планируется ли на конференции подводить итоги работы серии конкурсов?
К международной конференции ведется большая подготовительная работа, в рамках которой проходит серия вебинаров и хакатонов. Вебинары по ИТС и ситуационным центрам уже прошли, 23 июля будет вебинар на тему «Инновации, интегрированные в бизнес», следующий вебинар — по кибербезопасности запланирован на 28 июля, и 20 августа состоится вебинар на тему «Экосистема финтех».
В рамках марафона DIGITAL SUPERHERO совместно с организаторами мы уже успешно провели первый хакатон на тему «Интеллектуальные транспортные системы и элементы ситуационных центров», в котором приняли участие 60 команд из 35 городов. Активно готовимся ко второму этапу на темы финтеха и кибербезопасности. Планируется проведение еще одного полуфинального хакатона, где постановщиками задач выступят Министерство цифрового развития и Министерство здравоохранения.
Финальный хакатон также пройдет в сентябре. Мы возлагаем большие надежды на конкурсы DIGITAL SUPERHERO. Их участники — это прогрессивная молодежь. Думаю, они достойно представят свои проекты на финальном хакатоне в сентябре.
Более 400 ИТ-компаний в Татарстане смогут претендовать на господдержку
Радик Расыхович, в начале июля Михаил Мишустин сообщил, что в РФ планируется предоставлять гранты отечественным IT-компаниям — лидерам новых разработок, была анонсирована поддержка инноваций и стартапов. Какие инициативы в этом направлении ждут ИТ-проекты в Татарстане?
9 июля в Иннополисе обсудили меры поддержки IT-отрасли. В целом для России и для нашей республики это знаковое событие. Шесть направлений получат государственную поддержку: новый налоговый режим, стимулирование спроса, помощь стартапам, развитие государственно-частного партнерства и расширение кадровой отрасли.
Правительство в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» до 2024 года выделит порядка 20 млрд рублей нашим российским компаниям-разработчикам для создания программных продуктов. Отдельно отмечу, что компании смогут получить до 250 млн рублей в год, но не более 50% от суммы собственных расходов. Это беспрецедентные меры поддержки, которых никогда не было.
Также предусмотрено выделение грантов стартапам на разработку прототипов новых продуктов и их вывод на рынок. Отдельно было объявлено о программе акселерации поддержки технологических компаний, которые разрабатывают решения в области искусственного интеллекта, больших данных, интернета вещей и блокчейна.
Несомненно, в рамках нашего международного форума республика покажет, что мы в тренде и движемся туда же, куда весь мир. В республике уже создан центр компетенций на базе IT-парка. Мы существенно преобразовываем его, чтобы он отвечал требованиям не только федерального центра, но и мировой практики. 15 июля прошло заседание правительственной комиссии по цифровизации под руководством Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова, где Президент РТ отметил, что важно ориентироваться не только на лучшие практики России, но и на решения в мировом масштабе, стремиться к более высоким результатам, чем мировые образцы. Мы четко поняли эту задачу, прорабатываем дорожную карту реализации в республике поставленных Президентом задач.
Для стартапов хакатоны — это прекрасная возможность заявить о себе, своих решениях. Пока нет четкой методики оказания поддержки стартапам, ее разрабатывает федеральный центр. Мы находимся в тесном контакте с экспертами, понимаем, какие ключевые задачи они должны выполнить и к чему мы должны прийти. Кстати, они обращаются к опыту нашей республики, чтобы услышать основные критерии оценки.
Сколько IT-предприятий в Татарстане могут претендовать на поддержку?
В целом порядка 400 компаний республики. Но четко прописано, что в том числе будут поддерживать стартапы. Однако их очень сложно подсчитать. В рамках хакатонов мы видим, что их очень много. Кстати, прошлогодние результаты показали, что из 11 проектов, получивших поддержку на федеральном уровне, большая часть была из Республики Татарстан. Я считаю, что это прекрасная возможность на поддержку для любого стартапа. То есть говорить о точном количестве очень сложно, но больше 400 наберется однозначно.
«Рассчитываем воспитать в республике "единорогов" и "минотавров"»
Что вообще такое финтех?
В пандемию все перешли на бесконтактные платежи — это одна из технологий финтеха. С ними криптовалюта, блокчейн и «ГосТех», который сейчас у всех на слуху. «ГосТех» — это государственные услуги, которые можно использовать с помощью телефона, ноутбука и не нужно никуда ходить. У этого огромное будущее, уже сейчас у финтеха есть колоссальный спрос и возможности для роста.
Дам два определения, которые активно используются: «единорог» и «минотавр». «Единорог» — это успешный стартап, который оценивается в сумму выше 1 млрд долларов. А «минотавр» — успешный стартап, который привлек больше 1 млрд долларов инвестиций. Я очень рассчитываю, что мы сможем воспитать в республике таких «единорогов» и «минотавров».
Тот же «Казань Экспресс» в период пандемии показал великолепный рост. Это как раз те финтех-технологии, которые будут колоссально расти, потому что спрос рождает предложение. А спрос сейчас очень большой. Во время пандемии услуги доставки развиваются очень сильно.
По себе и своим близким скажу, что многие уже привыкли покупать вещи через различные мобильные приложения и интернет-магазины, потому что никуда не надо ездить: ты выбрал, тебе доставили, ты померил, понравилось — взял, не понравилось — увезли. Главное — довольный клиент.
Даже сейчас Центробанк Российской Федерации фиксирует то, что первое полугодие 2020 года показало более 60% прирост технологий в области финтеха и запрос населения на данные технологии продолжает расти.
Насколько финтех-решения, которые создаются на рынке, подходят для развития госуслуг?
По старинке, чтобы получить водительское удостоверение, необходимо было получить квитанцию, сходить в банк или на почту, оплатить пошлину, записаться на прием в ГИБДД, представить документы и только потом получить водительское удостоверение, при этом отстоять в двух-трех очередях со всеми вытекающими «удовольствиями». Сейчас это можно сделать через портал и мобильное решение госуслуг — это дешевле, быстрее и удобнее. Внутри портала государственных услуг уже реализованы возможности оплаты госпошлин и других платежей через Google Pay и Apple Pay.
Сейчас у нас разрабатывается пять суперсервисов, которые будут подразумевать возможность оказания проективных услуг — никуда не ходить, с помощью мобильного устройства и приложения указать свои данные, платежные реквизиты, оплатить необходимые пошлины и тут же получить соответствующую услугу. К примеру, сервис «Мои субсидии» позволит получить необходимые меры поддержки от государства проактивно, на основании ваших данных система подскажет, какие меры поддержки вам положены, и предложит тут же их получить, включая денежные средства на указанный вами расчетный счет, не требуя никаких заявлений.
Наша команда смотрит на финтех-решения весьма оптимистично. Для нас в том числе как пример — Австралия, которая является флагманом в вопросах цифровой трансформации государственного управления и услуг. Они в большей степени предоставляют услуги для населения проактивно — то есть таким образом, что никуда не надо было ходить, а лишь использовать свой девайс, чтобы получить максимальные блага от государства и муниципалитетов.
Для сотрудничества ИТ-компании и банка нужен взаимный интерес, команда и опыт на рынке
Мераб Автандилович, в вашем банке функционирует собственная инновационная лаборатория для разработки проектов. Расскажите, как создается финтех-продукт, сколько проходит времени от идеи до ее воплощения?
Создание финтех-продуктов процесс достаточно ресурсоемкий. Время зависит от того, что мы создаем у себя в банке — уже существующий на рынке продукт или совершенно новый. Минимальный срок на создание продукта — полгода.
Создание нового продукта начинается с исследования. Проводится клиентское, межотраслевое исследование, поиск аналогов. По результатам этой работы мы определяем перспективы. Дальше идет общение с потенциальными пользователями продукта. Мы смотрим, каким образом можно улучшить клиентский путь. Потом принимается решение о пилотировании. Пилот нужно запускать с минимальными усилиями, в очень короткое время. Его задача — дать возможность понять, как клиент будет взаимодействовать с этим продуктом. По мере реакции клиента мы оптимизируем продукт, исправляем его и дорабатываем, пока гипотеза продолжает подтверждаться, что этот продукт востребован.
Как только принимается решение по масштабированию этого продукта, он начинает жить в классическом цикле. Мы его постоянно совершенствуем, уже в рамках управления этим проектом.
Можете дать три совета, что нужно учитывать в стартапе, чтобы работать с банком?
Основное условие успешного сотрудничества с банком — это соответствие критериям проекта, потребностям банка. Тогда у нас возникает взаимный интерес. Второе важное условие — наличие профессиональной устойчивой команды. Третье — это востребованность продукта, наличие трекшна — опыта работы на рынке. Естественно, нам важно, чтобы была положительная обратная связь от клиентов, от этого во многом зависят первые успехи стартапов.
По вашему мнению, какие тренды будут определять дальнейшее развитие финтех-индустрии в ближайшее время?
Первый тренд — это способность различных компьютерных программ взаимодействовать между собой. Второй — это цифровая идентичность, которая включает в себя цифровой профиль и биометрию. Третье — перспективность направления, цифровой и финансовый активы, иначе говоря — имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных, криптографических средств. Закон сейчас находится в стадии проработки и должен быть принят у нас в стране в ближайшее время.
Хакатон направлен на поиск команд, готовых решить поставленные задачи и создать новый проект
Айдар Фаилевич, крупные компании и корпорации с помощью стартапов стремятся улучшать свои бизнес-процессы. Расскажите, как в этом помогают хакатоны, что происходит после того, как команды решили задачи?
Почему крупная компания выходит на поиски стартапов? Во-первых, для ее задач на рынке может не оказаться готового решения. Во-вторых, собственная разработка — это игра вдолгую, которая плюсом упирается в высокую стоимость. В-третьих, стартапы — это гибкая история. Они оперативно могут перестроиться под потребности рынка и часто опережают технологические тенденции.
Как уже было сказано раньше, чтобы начать работать со стартапами, компании часто используют такой инструмент, как акселерационная программа. Она позволяет познакомиться с командами и увидеть, как они работают на протяжении определенного времени. При этом участие в программе принимают уже сформировавшиеся проекты, которые находятся в поиске своих клиентов.
Другая история — проведение хакатонов, которые направлены на поиск мотивированных команд, готовых решить поставленные задачи и в идеальном случае готовых продолжить работу над ней в дальнейшем и создать новый проект.
Хакатон позволяет в сжатое время получить различные подходы к решению поставленных задач и, соответственно, те самые компетентные команды. На примере нашего проекта — марафона DIGITAL SUPERHERO мы даем задачи и обеспечиваем участников семидневной удаленной работой с экспертами. Ребята получат кейсы, над которыми смогут штурмить, сделать первые прототипы, получая консультации от постановщиков задач, и на выходе защитить проект перед реальным заказчиком.
В рамках хакатона по темам финтеха и информационной безопасности у нас получилось собрать в числе постановщиков задач тех партнеров, которые проводят активную работу с внешними командами и проектами. В этом случае есть конкретный запрос, над которым работают замотивированные специалисты как со стороны партнеров, так и со стороны участников. Лучшие участники имеют возможность попасть в соответствующие лаборатории, которые взаимодействуют между собой.
Что необходимо сделать, чтобы внедрить стартап так, чтобы он прижился и показал свою эффективность?
Если все пазлы складываются, то появляется возможность довести до пилота созданную на хакатоне идею. Но стартапу и корпорации мало просто найти друг друга и совпасть по интересам и ценностям. Необходимо на старте программы четко определить поставленные цели и ожидаемые результаты.
Если смотреть со стороны стартапа, то им часто не хватает опыта в работе с крупными клиентами как в плане коммуникации, так и, например, стандартных процедур закупок. Также не самым простым оказывается этап интеграции решения в бизнес заказчика, у молодой команды может не хватить компетенций. А заказчик может оказаться просто не готов работать в таком формате. Это проблема и для заказчика, который по итогам акселерационной программы может получить ряд интересных решений и остаться с ними один на один.
Здесь как раз нужен опыт интегратора, который знает, как как внедрить ИТ-решение в процессы компании. Для заказчика привлечение такого партнера — это возможность снизить риски, поскольку у интегратора есть как опыт разработки ИТ-решений, так и соответственно опыт внедрения решений.
В рамках DIGITAL SUPERHERO мы нацелены объединить эти две истории — с одной стороны, мы имеем компетенции по работе с внешними командами, можем помочь командам упаковать их решения, делиться экспертизой, с другой — помочь внедрить их решение у конкретных заказчиков, имея большой опыт в этой работе. Кроме того, наши партнеры — это компании с внутренними инновационными лабораториями, с которыми мы планируем работать в единой связке. Поэтому нам совместно в рамках проекта удается создать уникальную рабочую среду и предоставить командам потенциальных партнеров, с которыми они смогут продолжить сотрудничество.
Нет комментариев-