Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Минтимер Шаймиев: «Я не могу представить исламскую академию нигде, кроме Болгара»

Минтимер Шаймиев: «Я не могу представить исламскую академию нигде, кроме Болгара»
Болгарская исламская академия и захоронение останков казанских ханов стали темами интервью Государственного Советника Республики Татарстан, Председателя Попечительского Совета Республиканского Фонда «Возрождение» Минтимера Шаймиева агентству «Татар-информ». Первый Президент Татарстана поделился своим мнением о предстоящих событиях.

– Открытие в восстановленном Болгаре Исламской академии – историческое событие. Как вам видится её содержание? Какие с ней связываете надежды? Какова, по-вашему, будет её роль в развитии татарской нации, веры и духовных ценностей?

– Идеология 70-80-х годов не позволяла на государственном уровне  заниматься  воссозданием системы религиозного образования. Мы начали работать в руководстве республики в перестроечные годы, тогда проблем хватало. И религия только начала возрождаться, и мы стали вникать в эти проблемы. И, признаюсь, в условиях начала перестройки они многих из нас волновали. Позже были созданы медресе и Российский исламский институт в Казани.

И вот, покинув пост Президента республики, я смог вернуться к своей заветной мечте о возрождении исторического наследия. Я благодарен Владимиру Владимировичу Путину и ставшему после меня Президентом республики Рустаму Нургалиевичу Минниханову за огромную поддержку моего замысла.  Я очень рад тому, что после того, как я проработал долгие годы на высоких должностях, среди народа, появилась возможность заниматься нашей историей и наукой,  воссстановлением памятников и сегодня строительством Болгарской исламской академии. Возрождение Болгара в целом удаётся благодаря огромной, слаженной работе ученых-историков, геологов, археологов, архитекторов. 

Почему исламская академия нужна именно сегодня? Потому что сегодня в России нет системы исламского образования. В нашей республике живут  представители многих национальностей, у каждой - своя религия. Поэтому мы должны создать российскую систему исламского образования в условиях многонациональности и республики, и страны в целом. Да, в настоящее время работают медресе, дающие начальное религиозное образование, в Казани действует Российский исламский институт. Но нужна целостная система – с начального образования до высшего, академического, нужна исламская академия.

Несколько лет назад в Уфе, на совещании, посвященном межнациональным и межрелигиозным  отношениям, Президент России Владимир Путин говорил о необходимости создания исламской академии. Мы пришли к мысли о том, что она должна быть у нас. Поддержали централизованные мусульманские организации: Центральное духовное управление мусульман России, Духовное управление мусульман РФ, Духовное управление мусульман РТ,  они и стали учредителями академии. Хотя, надо отметить, что были пожелания построить её в другом месте. Но создание исламской академии именно в Болгаре, где ислам приняли первыми на территории нынешней России, по-моему, логично и правильно и с исторической, и с практической точек зрения. Да, мы понимаем, это непростое дело, но мы взялись за него и, как говорится, «В движении – благополучие». Предстоящий путь, я бы сказал, непростой. Но создание  такой системы при нынешних условиях – наш святой долг.

4 ноября 2015 года Рустам Нургалиевич подписал указ о создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божией матери.

Если бы исламская академия строилась в Казани, то, наверное, было бы легче в организационном плане. Но ее истоки в Болгаре и она должна быть именно на той, намоленной веками земле. Я не могу представить академию на другом месте. 

Вы только представьте себе, 21 мая прошлого года в Болгаре мы заложили капсулу в основание академии, а сегодня, буквально через год – работы по её возведению уже подходят к концу. И вы скоро сможете в этом убедиться, увидеть всё своими глазами 20 мая в Болгаре, на традиционном «Изге Болгар жыены». Надеюсь, по велению Всевышнего, в этом году 1 сентября в Болгарской исламской академии начнётся первый учебный год.

Болгарская исламская академия и Белая мечеть станут единым комплексом. Учащимся академии будет создана возможность по пятницам помолиться и совершить богослужение в Белой мечети. В зданиях академии созданы все условия для учебы, работы и жизни учащихся и преподавателей.

Мы достраиваем здание академии и сдаем учредителям. А организовывать учебный процесс, учитывая мировой опыт в сфере исламского образования, будет Совет учредителей, состоящий из представителей Центрального духовного управления мусульман России, Духовного управления мусульман РФ, Духовного управления мусульман РТ. Вам известно, что Рустам Нургалиевич помощником по этим вопросам назначил Камиля Исхакова. Он воспитывался в религиозной семье, его отец был муллой, источником духовного богатства является семья, оно передается ребенку от родителей.

Ведётся работа и с московским Кремлём. Работаем, прислушиваясь друг к другу. Не скажу, что все решается легко, но в центре есть понимание, а у нас – стремление сделать все красиво. Может потому, что все делается от души, кажется, что дела в Болгаре идут легко, как будто сам Аллах нам помогает. И в правду, что бы ни делали – всё получается, всё по душе.

Что касается привлечения к образовательному процессу наставников из-за рубежа, то всё решают сами ученые: кто подходит, а кого не следует приглашать. В этом вопросе никаких споров быть не должно. Еще одна важная задача – создание из авторитетных и высокообразованных ученых Совета улемов, способного ответить на все вопросы, касающиеся ислама.

Сделано много и в этом огромная заслуга татарстанцев, наших соотечественников. Большая помощь была оказана и российскими бизнесменами. Один из крупных инвесторов в сторительство Белой мечети и Болгарской исламской академии – Алишер Усманов. Особо отметил бы  помощь ОАО «ТАИФ». Его участие в проекте огромное. «Татнефть» и ряд других компаний играют решающую роль. Потому и дела идут быстро. Огромное им спасибо за работу на радость людям.

– Минтимер Шарипович, впереди большое событие – перезахоронение останков татарских ханов, которые были обнаружены в далёком 1977 году группой археологов на территории Казанского Кремля. Уровень развития общества во многом определяется отношением к истории своего народа и  к его руководителям. Думали ли вы об этом раньше, или было не до этого? Возможно, время для захоронения пришло только сейчас? Ведь это событие имеет глубокий смысл. Как вы его понимаете?

– В период начала перестройки, может быть, не удалось придать столь важного значения этому проекту. Не хочу никого обвинять, но, может быть, этот вопрос не был решительно поставлен перед нами. Широкое обсуждение он получил в 1970-е годы, и потом, перед 1000-летием Казани, во время раскопок на территории Казанского Кремля, благодаря нашим известным учёным Альфреду Халикову, Фаязу Хузину, их ученикам, Институту истории имени Ш.Марджани, ученым КФУ. Мы должны быть благодарны им.

Действительно, настало время для этого святого дела. В исламе, как и в других религиях, после ухода из жизни человек должен быть предан земле. Было предложение построить мавзолей. Естественно, речь не шла о мавзолее, подобном ленинскому. Внутри мавзолея должны быть могилы с нишей, как положено у мусульман. Так будет всем по душе. Остается возможность увидеть их сверху, так как в то же время это и исторический памятник.

Благодаря современным технологиям сделаны скульптурные портреты ханов. Останки казанских ханов Махмуда и Мухаммед-Амина, также двух женщин, найденных в древнем мавзолее, надо достойно похоронить. В эти дни, перед Болгарским жыеном, в Казань соберутся мусульмане-священнослужители, религиозные деятели со всей России. С их участием, с нашего общего согласия,  с благодарностью мы должны предать земле наших ханов. Это – святое дело. И в будущем это будет правилом, традицией.

Хочу поблагодарить всех: и духовенство, и верующих и нашего Президента за общее, согласованное решение. Здесь нет вопроса: надо это делать или нет? Если сделать это качественно, учитывая некоторые особенности, высказанные советы и с присущей татарам скромностью, то, я уверен, это придется по душе нам всем.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев