По стране буханка дорожала быстрее инфляции, в Татарстане осталась на прежнем уровне
В августе Росстат сообщал о значительном подорожании хлеба в среднем по стране. Так, за первые 7 месяцев с начала 2019 года цены на хлеб и хлебобулочные изделия в России выросли на 7,7%. При этом за аналогичный период прошлого года увеличение ценника составило лишь 2,3%. Цены на хлеб по стране в этом году повышались быстрее уровня инфляции, указывает статистическое ведомство. Индекс роста потребительских цен по итогам семи месяцев года составил 5% — это на 2,7% ниже того прироста, который наблюдался в это же время с ценами на хлеб.
В Татарстане цены на пшеничный хлеб оказались ниже, чем в Самарской, Нижегородской и Кировской областях, а также в Чувашской Республике, сообщили в пресс-службе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ со ссылкой на данные Татарстанстата.
«Несмотря на рост закупочных цен на муку для производства хлеба, цены на хлеб в Татарстане значительно не изменились», – подчеркнули в Минсельхозпроде РТ.
Средняя цена на буханку пшеничного хлеба в магазинах «Лента» в Казани составляет 27,5 рубля на хлеб промышленного производства и 27 рублей на хлеб собственного производства, сообщили ИА «Татар-информ» в пресс-службе сети.
В расположенных же в Казани магазинах сети «Ашан» в сентябре средняя цена пшеничного батона составляла 24 рубля, а булки пшеничного хлеба — 30 рублей. В сети «Магнит» в этот период стоимость пшеничного хлеба составила 32,9 рубля. В «Бахетле» за аналогичную буханку просили 38,7 рубля, в «Метро» и «Зельгросе» — 35,6 и 36,9 рубля соответственно.
Хлебный край подкосила смерть урожая озимых
Как работает татарстанская хлебная отрасль, журналистам ИА «Татар-информ» рассказал заместитель главы комитета Госдумы по аграрным вопросам Айрат Хайруллин.
«Прежде всего, надо понимать, какой хлеб с каким хлебом сравнивают. В Татарстане пшеничный белый хлеб всегда был и есть вкусный и качественный. Сравнения всегда должны быть корректными, как по качеству, так и по весу», — отметил Хайруллин.
Он добавил: благодаря развитому сельскому хозяйству Татарстан ежегодно обеспечивает себя и вывозит за пределы республики, в том числе на экспорт, от 1 до 2 млн тонн зерна. Кроме того, благодаря социальным программам в Татарстане исторически всегда была одна из самых дешевых потребительских корзин.
«Белый хлеб выпекают из продовольственной пшеницы 3-го и 4-го класса с протеином в диапазоне 21 – 25%. Текущий год для нашей республики был необычным. У нас погибло 40% озимых, оставшиеся в основном были слабыми и не сформировали качественного урожая. В республике даже вводился режим ЧС», — объяснил парламентарий.
По его словам, из-за гибели озимых весной татарстанские аграрии пересевали поля яровыми культурами. Поэтому продовольственной пшеницы вырастили очень мало — самое малое количество с 2003 года.
Посредники «накручивают» цены, но деньги не доходят до производителей
«Что касается цен в магазинах, то я думаю, что в Татарстане скоро вернутся к субсидированию социального хлеба и все для потребителей нормализуется. Сейчас этого пока не происходит, о чем Минсельхозпрод РТ и заявлял в конце августа — в республике решили действовать исходя из сложившихся цен на хлеб до ноября», — отметил Айрат Хайруллин.
Он подчеркнул: формирование конечной стоимости буханки хлеба складывается так, что удельный вес зерна в ней крайне мал. Поэтому удорожание зерна даже на 3 рубля за килограмм приведет лишь к росту себестоимости буханки хлеба на 1 рубль.
«Вообще ценообразование хлебопекарных изделий у нас складывается из большого количества интересов: перекупщиков зерна, услуг элеваторов, стоимости энергоносителей, мукомольных предприятий, арендной платы магазинов, логистики. Так, получается, что в подорожавшей сегодня буханке хлеба зерна всего на 4 – 6 рублей. Остальное наша длинная экономическая цепочка растворяет и размазывает у себя на разных этапах», — рассказал народный избранник.
Он добавил, что, к сожалению, сельхозпроизводитель из конечной цены хлеба получает дохода меньше всех — у него сегодня покупают пшеницу по 8 – 8,5 тыс. рублей за тонну, а мукомолам продают уже за 13 – 14 тыс. рублей за тонну продовольственной пшеницы. И так цена растет по всей длинной цепочке на пути в магазин.
Дорогое производство и работа «в минус» для сельхозпредприятий
Другим значительным фактором роста цен на хлеб Хайруллин назвал постоянное удорожание производства. По его словам, ежегодно солярка дорожает в 1,5 раза, хотя часто закупочные цены на зерно, молоко и мясо падают. Например, в 2017 году крестьяне не могли продать продовольственную пшеницу за 6 тыс. рублей за тонну при полных затратах на ее производство на уровне 8 – 9 тыс. рублей.
«Часто и не случайно распространяют ошибочное мнение, что себестоимость сельхозпроизводителя при всех затратах составляет 5 – 6 тыс. за тонну. Тот факт, что наша система бухгалтерского учета не отражает реальной картины, не учитывается. Многие затраты не отражают тот денежный поток, который складывается у хозяйства, поэтому когда у сельхозпроизводителя на бумаге прибыль, у него может быть отрицательный финансовый поток», — заметил депутат.
Последнее, по мнению Айрата Хайруллина, является одной из особенностей функционирования сельского хозяйства, которую не всегда понимают аналитики, не работавшие в этой отрасли.
За все перекосы заплатит потребитель
Все перечисленные факторы негативно сказываются на отечественных сельхозпроизводителях, подчеркнул парламентарий от Татарстана. При этом сельхозпроизводители являются крупнейшими потребителями нефтепродуктов — на их долю приходится практически половина потребляемых нефтепродуктов всей страны, а значит, и велика доля налогов с моторного топлива, которое ложится в себестоимость того же хлеба.
«У нас за последние годы произошел перекос внутреннего рынка, а за все это в результате, безусловно, платит потребитель. Как раз сейчас хорошее время задуматься о том, что чем больше государство реально, прямо поддерживает своих сельхозпроизводителей, тем дешевле и качественнее будут продукты на столах наших граждан», — заключил Айрат Хайруллин
Нет комментариев-