Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Министры не увильнут от ответа»: татарстанцы поставят задачи для министерств и ведомств

«Министры не увильнут от ответа»: татарстанцы поставят задачи для министерств и ведомств
В Татарстане реализуется пилотный проект по публичному формированию целей и задач исполнительных органов государственной власти и общественному контролю за их исполнением. Принять участие в нем могут все жители республики, определив наиболее важные направления деятельности министерств на 2019 год.

Об особенностях нового проекта на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» рассказали заместитель руководителя Аппарата Президента РТ – руководитель Департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики Александр Терентьев и председатель Общественной палаты РТ Анатолий Фомин. 

Почему возникла необходимость в реализации проекта по публичному формированию целей и задач органов власти? 

А.Т.: Была поставлена задача, чтобы министерства вместе с общественными объединениями, активными гражданами сформировали цели, направления работы ведомств. О важности публичного и открытого формирования основных задач органов власти говорил Президент Татарстана Рустам Минниханов в своем послании Госсовету РТ в 2017 году. Он сказал: «Современный уровень общественного развития характеризуется возрастающим влиянием граждан, их объединений на процесс принятия и реализации решений в сфере государственного управления. Этому должна способствовать разрабатываемая единая платформа электронных сервисов и услуг». Работа над этим ведется. Предполагается широкое использование современных механизмов обратной связи и вовлечение граждан, поддержки их инициатив. 

Публичным должно стать формирование ключевых целей и показателей деятельности органов власти, а также контроль за их исполнением. Соответствующее постановление Правительства республики принято относительно недавно. 21 сентября проект стартовал. Эксперты, члены общественных советов при министерствах внесут свои предложения. В экспертную группу записались неравнодушные люди, которые хотят этими проблемами заниматься. В реализации могут поучаствовать и активные граждане. 


А.Ф.: Этот проект действительно очень важен. Если вспомнить закон об Общественной палате, то один из первых его пунктов, главный и основополагающий, заключается в том, чтобы обеспечить эффективность взаимодействия власти и общества. Вот на этом все построено, и пилотный проект этому служит. 

Почему проект затрагивает не все министерства республики? 

А.Т.: В реализации пилотного проекта участвуют министерства социального блока, которые более всего взаимодействуют с населением. Это Минздрав, Минкульт, Минобрнауки, Минтрудсоцзащиты. В зависимости от того, как будет реализован пилотный проект, примем решение о распространении эксперимента в целом на деятельность всех министерств и ведомств в части взаимодействия с гражданами. 

Каким образом будет проходить публичное формирование целей? 

А.Т.: Первый этап проекта включает сбор предложений от экспертов и членов общественных советов. Безусловно, они будут пересекаться с целями и задачами стратегий и программ, которые в республике реализуются. Эксперты и члены общественных советов предлагают то, что они считают наиболее важным, чего необходимо достичь в той или иной сфере на следующий год. На расширенном заседании общественных советов будут рассмотрены все предложения. Предполагаем, что будет от 20 до 30 предложений от каждого министерства. 

В течение месяца на сервисе «Опросы жителей» портала госуслуг республики граждане смогут проголосовать, выбрать те или иные цели и задачи, которые они посчитают наиболее важными для исполнения министерствами на следующий год. Кроме того, жители могут оставить комментарии и внести свои предложения дополнительно. И они тоже будут рассмотрены и изучены. 

Утверждение перечня целей и задач пройдет на заседаниях общественных советов. В них смогут участвовать граждане, которые заявятся. В результате будет утверждено пять – семь целей и задач. В целом весь процесс займет около трех месяцев, то есть до декабря будут сформированы цели и задачи на очередной год. 

А.Ф.: Показателей не должно быть много, они не должны быть расплывчаты. 

Например, Рузвельт шел на выборы Президента США на второй срок с программой, которая состояла из одного предложения. Он сказал: «Я хочу, чтобы на Рождество в каждой семье на столе была запеченная утка». Все. Это значит, что есть жилье, работа, достаток и так далее. Поэтому будем пытаться формулировать задачи коротко и ясно. Считаю, что реализация такого пилотного проекта – очень правильная идея. И в дальнейшем его надо распространить на все органы исполнительной власти. 

Предложения по приоритетам министерств на следующий год будут вносить члены общественных советов и эксперты. Кто эти люди, и каким образом они были отобраны? 

А.Ф.: В каждом министерстве республики есть общественные советы, но мы сформировали еще и группы экспертов – не более 10 человек в каждом ведомстве. Это люди, имеющие опыт работы в определенной сфере или в смежной с ней, работающие не менее 10 лет в отрасли, профессионалы своего дела. Выбирали тех, кто имеет собственное независимое мнение, что принципиально важно. 

Если общественный совет создается на паритетных началах с руководством министерств, то эксперта утверждает Общественная палата, то есть министерство не имеет рычагов влияния на них. 

Каким образом татарстанцы смогут контролировать выполнение целей и задач органами власти? 

А.Т.: На формировании целей работа не закончится. Ежеквартально министерства будут отчитываться в том, как выполняются эти публичные цели, как решаются задачи, которые позволяют достигать утвержденных индикаторов. Раз в полгода будут проводиться расширенные заседания, публичные слушания. 

На главной странице сайта каждого пилотного министерства в разделе «Деятельность» появился пункт «Публичное формирование целей и задач». Здесь татарстанцы смогут узнать о ходе реализации проекта. 

Важна вовлеченность граждан, они должны понимать, чем живет республика, над какими проблемами работают министерства и ведомства, особенно социального блока. Раньше министерства самостоятельно разрабатывали цели и задачи, исходя из ведомственных документов. Но люди должны участвовать в этой работе, вместе с министерствами прийти к общему пониманию, как решить проблемы. У органов власти появляется обязанность учесть мнение населения. 

А.Ф.: В определенной степени в этом проекте есть элемент народовластия. У того или иного министра не получится увильнуть от ответа. То есть, если мы конкретно сформулируем задачу, то и ответ должен быть конкретный, ясный и понятный всем гражданам республики. То, что через онлайн-голосование жители выберут цели и задачи, – говорит о многом. Мы получим максимально полную палитру мнений различных слоев населения по всем четырем министерствам социального блока. 

Какие еще проекты реализуются в республике, направленные на учет мнения населения при принятии тех или иных решений или оценке деятельности органов власти? 

А.Т.: В республике действует уже достаточно зарекомендовавшая себя система учета общественного мнения. Так, с 2008 года формируется реестр публичных приоритетов, утвержденный постановлением Кабинета Министров РТ. Это документ, в соответствии с которым формируются приоритеты по результатам социологических исследований. Как правило, исследования проводит ЦИСИ. Реестр подлежит обязательному согласованию с Общественной палатой и президиумом Совета муниципальных образований Татарстана. Во время социологических исследований уточняется, какие проблемы наиболее остро стоят на повестке дня. Например, на 2018 год это рост цен и тарифов, повышение качества товаров и услуг, уровня доходов населения, противодействие взяточничеству и коррупции, наркомании и алкоголизму. 

В 2012 году была запущена система «Народный контроль», которая достаточно широко известна. Важно, что каждый может сообщить о конкретной проблеме через эту систему, а органы власти должны дать ответ. Кроме того, расширяя работу этой системы, был запущен «Государственный народный инспектор» в 2014 году. Через мобильный телефон граждане могут сообщать о нарушениях правил дорожного движения, парковке в зеленой зоне, в сфере экологии. 

Относительно новый сервис по оценке качества оказания услуг. Мы говорим о сферах здравоохранения и жилищно-коммунальных услуг, где больше всего люди сталкиваются с какими-то вопросами. Например, после посещения врача, если человек записался через портал государственных услуг РТ, анонимно поступает вопрос, на который он может ответить, дать оценку оказанным услугам. С начала года уже 850 тыс. раз люди оценили полученные услуги, то есть достаточно активно пользуются этим инструментом. 

Кроме того, для учета общественного мнения через Фонд социальных исследований проводится около 30 социологических исследований. По их результатам мы видим общественно-политическую ситуацию, мнение людей по тем или иным вопросам, что они считают актуальным. Реализуются и другие проекты.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев