Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Министр культуры Чеченской Республики Хож-Бауди Дааев: «В театр стало невозможно ходить»

Министр культуры Чеченской Республики Хож-Бауди Дааев: «В театр стало невозможно ходить»
Корреспондент ИА «Татар-информ» Рузиля Мухаметов приняла участие в I Всероссийском фестивале национальных театров «Федерация» и Северо-Кавказском театральном форуме в Грозном. Татарстан на фестивале представили Альметьевский и Камаловский театры. О чеченском взгляде на национальные театры – в нашем материале.

Национальные театры России в будущем могут взять за основу формат, сформировавшийся в театрах Чеченской Республики. В стране появился новый фестиваль для национальных театров – «Федерация», и он будет проходить в Чеченской Республике. Есть основания полагать, что именно этот фестиваль, зародившийся по инициативе главы региона Рамзана Кадырова и по его же решению «прописанный» в Чечне, будет задавать некоторые тренды в развитии театрального искусства народов России.

Рамзан Кадыров «прописал» «Федерацию» в Грозном

Выступая на церемонии закрытия фестиваля, глава Чеченской Республики выразил благодарность Президенту России Владимиру Путину за объявленный им Год театра и за его внимание к развитию искусства.

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров: «Фестиваль «Федерация» объединил театральное общество России и дал возможность поближе познакомиться с культурами народов нашей страны. Ведь нас – россиян – объединяет не только история, но и духовные ценности. Познавая это, мы понимаем, как много у нас общего. Наш Первый Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмад Хаджи Кадыров верил, что на чеченской земле наступит мир. И очень символично, что в самые тяжелые для Чечни дни он передал свою личную зарплату в Фонд восстановления национального театра. Он приложил большие усилия для того, чтобы вернуть в Чеченскую Республику деятелей искусства со всего мира. Сегодня Чеченская Республика – это процветающая земля, дом дружбы для народов».

Глава Чечни Рамзан Кадыров также вручил звание «Заслуженный деятель искусств Чеченской Республики» председателю Союза театральных деятелей России Александру Калягину.

Из Татарстана пригласили сразу три спектакля

Основные организаторы Всероссийского фестиваля национальных театров «Федерация» – Союз театральных деятелей Российской Федерации (СТД РФ) и Чеченская Республика. Программа фестиваля составлена Кабинетом Национальных театров СТД РФ.

Учитывая, что в стране сейчас действуют около 70 национальных театров, несложно догадаться, что лишь немногим посчастливится быть представленными в новом масштабном фестивале. «Федерация» приглашает лучших. 14 – 15 спектаклей – самое приемлемое количество для одного фестиваля.

В Грозном представили 14 спектаклей. Была составлена очень удобная программа показов. На сцене национального театра имени Нурадилова ежедневно шли дневные спектакли, на сцене русского театра имени Лермонтова – вечерние. До обеда – образовательные программы: мастер-классы, лекции. Одним словом, мероприятия программы не накладывались друг на друга, при желании можно было попасть на все.

Но не могу утверждать, что хоть кто-нибудь из гостей фестиваля посмотрел программу полностью. Колорит Чечни, атмосфера, стихия гор, даже рынок – все тянет к себе и отвлекает. Не знаю, кто же устоял перед всем этим. Однако о колорите позже. Сначала о театре.

Примечательно, что из всех представленных на фестивале регионов лишь Татарстан привез сразу два спектакля двух разных национальных театров. Камаловцы показали «Взлетел петух на плетень» по Аязу Гилязову, Альметьевский театр – комедию по пьесе Мольера «Лекарь поневоле». Программный директор фестиваля, директор Кабинета Национальных театров СТД РФ Марина Корчак пояснила, почему из Татарстана были приглашены два театра.

Программный директор фестиваля Марина Корчак: «Спектакли мы выбирали по качеству. Все выбиралось объективно. Перед нами не ставилось такой цели, чтобы вошли все 22 национальные территории. Из Татарстана мы пригласили два театра. Потому что в Татарстане очень хорошее отношение к театральному искусству. Здесь появилась молодая режиссура. По правде говоря, мы приглашали три театра. Третий был «Гамлет». Я не припоминаю, чтобы в последние годы в национальных театрах ставился «Гамлет» по тексту Шекспира. Мы хотели показать, что национальные театры могут ставить не только национальную драматургию, но и мировую: Брехта, Мольера, Шекспира. По нетворческим причинам Гамлет не смог приехать. Из Татарстана приехали два разных, оба очень интересных, удивительных спектакля».

Речь идет о Камаловском, Альметьевском и Тинчуринском театрах. Хотя Тинчуринский был приглашен на фестиваль со спектаклем «Гамлет. Сцены», приехать театр не смог.

Несколько спектаклей в программе – участники фестиваля «Навруз» в Казани: обладатель «Золотой маски» «Зулейха открывает глаза» из Башкортостана, поставленный еще три десятка лет назад «Желанный голубой берег» Государственного театра Республики Саха, спектакль «Старик и море» по Хемингуэю Хакасского государственного национального театра. 



«Давайте театральную сцену оставим чистой»

Министр культуры Чеченской Республики Хож-Байди Дааев, выступая на открытии Северо-Кавказского театрального форума «Российский театр — XXI век. Новый взгляд», говорил о ценностях, которых придерживается чеченский национальный театр, и проблемах, которые, по мнению руководства республики, стоит решать национальным театрам сообща. Речь министра, пожалуй, станет поводом национальным театрам задуматься, проанализировать, какого они придерживаются направления. Выступление министра прозвучало как продолжение разговора о нехватке внимания к национальным театрам со стороны федерального центра.

Министр культуры Чеченской Республики Хож-Бауди Дааев: «В этом вопросе есть две стороны медали. Я как региональный министр в Российской Федерации вижу, что в каких-то позициях поддержка очень большая. В некоторых случаях, в частности по поддержке развития культуры в селах, будто вернулся Советский Союз. Например, в деревнях строятся клубы, обновляется материально-техническая база детских школ искусств, пополняются библиотечные фонды, библиотеки подключаются к интернету. Нельзя все это не отметить как положительные явления.

В вопросе театров дело обстоит немного по-другому. Когда этот год объявляли Годом театра, мы ожидали от этого года большего. Региональные театры ждали поддержки и верили, что она будет. Как ни жаль, поддержка коснулась только ТЮЗов и частично муниципальных театров. В основном театры остались предоставленные сами себе. Мы также радовались выделению финансов на проект «Большие гастроли». Регионы надеялись на то, что приедут известные театры. Но когда узнали, что дни театров в регионе лягут на плечи региона, и эти надежды угасли.

Хочу поднять еще одну тему – получение почетных званий. Получить звания заслуженного, народного артиста России, заслуженного деятеля искусств РФ почти невозможно. Речь не идет о тех, кто вчера пришел в актерскую профессию. Я говорю о людях, которые получили широкую известность в искусстве. Основания для отказа разные. Человеку, посвятившему 40 – 50 лет своей жизни искусству, эти причины невозможно объяснить. Недавно скончался известный артист Дагун Омаев. Его, наверное, все знаете. Сколько лет мы старались, чтобы получить для него народного артиста России. С кем я только не пробовал говорить! Но мы не смогли получить желаемое свидетельство. Он не смог его дождаться. Как же это так? Мы отказываемся это понимать.

Да, сколько ни говори «халва», во рту слаще не становится. От того, что мы на таких форумах громко выступаем и получаем аплодисменты смелым высказываниям, что-то не изменится. Пожалуй, после таких мероприятий надо готовить обращение. Только так, видимо, можно обеспечить его рассмотрение. Иначе аплодируем друг другу и расходимся.

На прошедшем в Новосибирске координационном совете впервые была поднята тема библиотек. А раньше что смотрели? Сейчас люди, особенно молодое поколение, не хотят идти к книге. Если ребенок не хочет идти к книге, наверное, надо с книгой подойти к самому ребенку. Сейчас для каждого родителя самый большой подвиг – купить своему ребенку вот этот гаджет. «У кого-то седьмой айфон, а я своему ребенку куплю восьмой!» Так не должно быть!

Хочу остановиться еще на одной проблеме. На днях состоялось видеоселекторное совещание с Мединским (министр культуры РФ. – Ред.­) Там поднималась тема развития кинотеатров. По этой позиции мы считаемся одними из самых отстающих. Знаете, почему? Об этом на больших совещаниях и не объяснишь. Это – Кавказ. У него свой менталитет. Он немного отличается от других регионов. У нас не принято ходить в кинотеатр с сестрой, мамой или другой женщиной, это некрасиво, неправильно. С семьей ведь не посидишь перед телевизором. А ходить в кинотеатр тем более. Потому что мы не можем смотреть показываемые там фильмы. Нельзя. Открывая кинотеатры, мы не можем наплевательски относиться к своей культуре, традициям, обычаям. Мы уважаем традиции, они нам очень дороги. Мы в республике собираемся в октябре провести международный конкурс соло танца имени Махмуда Эсамбаева. Там была номинация современного танца. Вы представляете себе современный танец? Это некие непонятные телодвижения. Они ничем не скрыты. Нам пришлось не включать эту номинацию.

Конечно, мы понимаем, что, претендуя на мероприятие всемирного уровня, мы должны быть к нему готовы. Но нам не хочется быть к этому готовыми. Мы оставили только народные танцы.

Отчего же эти вещи стали проникать и на театральную сцену? Теперь уже и в театр стало невозможно ходить, как невозможно ходить в кино. Почему из уст нынешних актеров стали звучать неожиданные неприличные выражения? Их даже в словаре не было. В школах нас таким словам не учили. Это были запрещенные слова. А ведь в театр хочется пойти! Туда надо идти! Но если перед твоими глазами появится картина, которую ты не ожидал, переключить не получится, как это можно сделать с телевизором. И режиссера не хочется чем-то обидеть. Актер в этом не виноват. Наверняка со мной согласится как минимум Северо-Кавказский регион.

Мы хотим, чтобы у нас выступали известные артисты, приезжали хорошие спектакли. Но не хотим заранее осматривать привезенное и просить режиссера заменить некоторые сцены и некоторые слова. Мы хотим жить в едином пространстве со страной. Мы хотим и сами ездить, и чтобы к нам приезжали.

Хотелось бы оставить хотя бы одно направление, где нет непристойностей, непонятных некрасивых сцен. Давайте театральную сцену оставим чистой. По-моему, это еще сегодня нам под силу. Даже в спектаклях национальных театров мы встречаемся с такими некрасивыми сценами. Поговорим об этом на профессиональном уровне и придем к общему мнению! Мы ведь уже потеряли и танцы, и кино. Сохраним театр!

Я понимаю, что сфера культуры финансируется по остаточному принципу. Мы попробуем попросить быка – может быть, дадут хотя бы теленка».

Одним словом, руководство Чеченской Республики представляет театральное искусство без непристойных слов, художественной обнаженки, «виляния задом» и демонстраций сексуальных сцен. Республика создала у себя такой театр и призывает национальные театры последовать их примеру.

В Грозном функционируют русский государственный театр имени Лермонтова и чеченский государственный драматический театр имени Нурадимова. В обоих работают преимущественно артисты чеченской национальности. В обоих театрах при постановках придерживаются национальных традиций и обычаев. То есть на сцене актеры и актрисы не дотрагиваются друг до друга. Женщине можно передавать эмоции не через телодвижения, а только через внутренние переживания. Как в чеченском, так и в русском театре актрисы выходят на сцену в платке. В спектаклях русской или мировой классики, где платок неуместен, надевают парик. Если в фотографиях советского времени можно увидеть актрис без платка, современные артистки так делать не могут. Говорила с молодыми красивыми актрисами русского театра. Им настолько понравилась пластика наших татарских актрис. «Нам ведь нельзя, не положено», – с сожалением говорили они.

В Чеченской Республике нет театра оперы и балета. Снимать фильмы в республике тоже не особо хотят – кино также не в приоритете.

Но зато:

- вместо разрушенного старого здания они отстроили новое современное здание для Национальной библиотеки республики;

- в центре Грозного стоит большой новый концертный зал – Чеченская государственная филармония имени Шахбулатова;

- после возвращения к мирной жизни они первым делом собрали разъехавшихся по всему миру артистов ансамбля «Вайнах»;

- у них есть мемориальный музей и комплекс. К слову, оба носят имя Ахмата Кадырова.

А самое главное – мне показалось это очень важным – у них есть девиз: «Без культуры нет нации».

Итак, Чеченская Республика провела у себя первый фестиваль национальных театров, мало того, она «прописала» его у себя навсегда. Тем самым Чечня стремится создать МОДЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА. Что в основе этой модели – можно понять из выступления министра культуры Чеченской Республики.

К слову, эта тема актуальна и для нас.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев