Мини-отель, тест Элвина Грея и «Чайф»: как в Татарстане появилась студия звукозаписи нового формата

В коттеджном поселке недалеко от Казани появилась новая студия звукозаписи уникального формата, построенная с нуля музыкантом и звукорежиссером Андреем Пановым. Об особенностях студии, будущей комнате со стенами из гранита и мини-отеле для музыкантов владелец студии рассказал в интервью для ИА «Татар-информ».

Мини-отель, тест Элвина Грея и «Чайф»: как в Татарстане появилась студия звукозаписи нового формата

Добрый день! Расскажите, пожалуйста, как вы начали заниматься звукорежиссурой.

Я занимаюсь музыкой с самого детства. Начинал играть в разных группах в качестве клавишника еще в Челябинске, откуда я родом. Где-то лет пятнадцать назад начал интересоваться звукорежиссурой. Все это происходило в момент компьютеризации, когда работа с музыкой становилась всё более доступной. 

Как у вас возникла идея создать собственную студию звукозаписи?

Изначально в Челябинске у меня была оборудована собственная домашняя студия в моей квартире. Некоторое время я там проработал, пока не появилась идея сделать что-то посерьезнее. У меня появилось помещение в цоколе жилого дома площадью 60 кв. метров. Там я соорудил студию небольшого формата с акустическим ремонтом, чтобы не мешать соседям. Мы писали там вокал и единичные инструменты, например, гитары. Возможности работать с группами там не было.  

За время работы в таких помещениях я понял минусы небольших студий и то, как они ограничивают творчество музыкантов. Тогда у меня появилась идея построить что-то более масштабное. У меня была мечта организовать собственное пространство для звукозаписи, я представлял студии мирового формата с большими залами.  

С помощью форумов я нашел специалиста с фундаментальными знаниями  – это был Андрей Старцев. С 1996 по 2006 год у него была студия в Екатеринбурге, где было записано несколько альбомов группы «Чайф», в том числе песня «Аргентина – Ямайка 5:0», первые альбомы Чичериной, группы «Смысловые галлюцинации» и многих других.

Он сразу сказал, что мне нужно отдельное здание, которое будет определенного формата, чтобы получить действительно хороший звук. Сначала мы начали искать что-то готовое и пришли к тому, что помещения такого формата сложно найти. Со временем было принято решение строить такое здание с нуля. 

Екатерина Красуцкая

Почему вы выбрали местом для строительства студии именно Татарстан?

Я думал о переезде из Челябинска, потому что он особо не подходит для строительства здания, которое мне было нужно. Я задумался о поиске города, где бы мог реализовать свою затею. Сначала думал о Москве или Подмосковье, но откинул эту идею, потому что понимал, что там огромная конкуренция и серьезные траты.

Года два назад я случайно оказался в Казани, где ни разу не был. Здесь мне очень понравилось. Я стал искать больше информации о студиях и музыкальном мире республики. В итоге понял, что студий такого формата здесь нет. Есть, конечно, студия на ТНВ, но она скорее для своих. Постепенно понял, что стоит здесь обосноваться.

Почему выбрали для строительства именно коттеджный поселок Новые Салмачи?

Все упиралось прежде всего в стоимость и удобство. Сначала я хотел построить дом в городе. Но места там были менее приспособлены для такого. Остановил свой выбор на покупке участка здесь, недалеко от города, в коттеджном поселке. Это произошло примерно полтора года назад. 

Купив землю, мы начали разрабатывать план дома с моими знакомыми специалистами по строительству. Андрей Старцев давал рекомендации по параметрам благоприятного помещения и лучшей акустики в нем. 

В чем специфика строительства подобного зала и здания для студии?

В строительстве студий всё нестандарт. Первое, с чем пришлось столкнуться, – это материалы для строительства основного зала. Андрей Старцев сказал, что зал должен быть с тяжелыми стенами, чтобы собственная частота резонанса стен была ниже 20 герц. Потому что если стена будет недостаточно тяжелой, то при игре на инструментах, например, на бас-гитаре, она начнет гудеть на низких частотах. Всё это может привести к браку при звукозаписи. То есть дырчатый кирпич и пеноблоки не подходят для строительства студии.

Сначала поступило предложение строить из бетонного кирпича, но была проблема, что его мало где сейчас производят. Поэтому выбор пал на полнотелый силикатный кирпич  – тяжелый и прочный. 

Сам зал спроектирован по мировому стандарту пропорций и размеров студийных помещений – так называемое золотое сечение, что благоприятно для звука. Его площадь – 100 кв. метров. Высота потолков – 5,5 метра. Такие помещения способны дать инструментам на записи больший объем.

В будущем я хочу построить здесь два изобокса (изолированные от фонового шума комнаты – прим. Т-и) со стенами из полнотелого кирпича, куда можно будет ставить источники звука, чтобы оградить их от звуков, записываемых в основном зале.  

Сколько артистов максимально может записываться у вас в студии?

Если начинать с количества человек, то в этом зале есть возможность записать концерт камерного оркестра максимум на 40 человек со всеми инструментами. Здесь могут писаться также любые составы меньшего количества участников, в том числе и в режиме live (живое выступление, когда все музыканты играют одновременно,  – прим. Т-и). Потом всё это можно свести и получить студийную, а не концертную запись. 

Чем отличается ваша студия от остальных в Татарстане?   

Альбина Кармышева

Пока это единственная студия в республике с таким большим объемом зала. То есть чем больше зал, тем лучше для звука. Все отражения и резонансы получаются дальше от микрофонов, и поэтому чистовая запись получается лучше. Также мы не глушим ранние отражения, как это делается в маленьких студиях, таким образом, звук записывается максимально натуральным и открытым. 

Что есть в здании, кроме основного зала для звукозаписи?

Аппаратная, построенная по технологии «бессредная комната» c reflection free зоной для звукорежиссера. То есть эта комната целиком не переглушена. Она разделена так, что звуковые мониторы находятся в «глухой» зоне, а звукорежиссер в привычной зоне для человеческого слуха.

На первом этаже в скором будущем будет сделана еще одна звукозаписывающая «каменная» комната со стенами из гранита. Она будет специфической по звучанию, и ее можно будет использовать для креативности в решении музыкальных задач. В таких комнатах можно записывать, например, барабаны, звук с которых получится мощным за счет отражения от стен, которые обеспечат 100-процентную диффузию. По площади они будет всего 20 кв. метров. 

Второй этаж мы планируем сделать жилым = – для приезжих артистов, если будет такой запрос. Пару месяцев назад, когда о студии уже начали узнавать, мне написали музыканты из Москвы, которые хотели бы записать альбом здесь зимой. После пары таких просьб из других регионов и появилась идея сделать на втором этаже мини-гостиницу. Это удобно, ведь группа сразу может здесь разместиться вместе с инструментами и использовать студию в любое время суток.

Какое оборудование есть в студии?

Здесь есть барабанная установка Mapex Saturn. Многоканальный захват звука происходит на предусилители Neve, которые являются мировой классикой. И множество винтажных и современных микрофонов, среди которых есть пары Neumann U87, AKG451, 202 и других. 

Интересным решением для зала стали передвижные щиты. Пока я еще не определился, каким будет зал в конечной стадии его отделки, так как решений много и нет единого верного, но когда он был только построен и прошли первые записи, он сразу стал звучать хорошо. Однако эха было еще много, и тогда Старцев предложил сделать акустические щиты, которые способны поглощать звук. Такими щитами можно влиять цельно на акустику зала, выстроив их вдоль одной стены, или окружить ими источник звука, оградив его от звуковых отражений зала. Таким образом можно управлять акустикой зала и менять ее по собственному желанию за несколько минут.   

Каким-то инструментам полезна свободная акустика зала, например, скрипкам или гитарам, а для других звук необходимо подглушить, что можно сделать с помощью щитов. 

Кто уже успел записаться у вас на студии?

Одной из первых здесь записалась рок-группа «7 отличий», которую привез сюда звукорежиссер группы «Анимация». Они прописали здесь барабаны, и сейчас их альбом вышел и начинает набирать популярность, что меня радует. За ударной установкой был барабанщик Кирилл Васильев из популярной кавер-группы «Волга-Волга».

Заезжал познакомиться Элвин Грей. Договорились, что, возможно, в скором будущем мы посотрудничаем. Здесь он немного попел, ему понравилось. 

Также некоторый музыкальный материал успел записать барабанщик Булат Садреев  – штатный барабанщик известной группы «Багира».

Султан Исхаков

Завершается работа над песней Гузель Саттаровой «Казань  – моя столица», в записи которой помимо самой Гузель приняли участие другие известные артисты Татарстана. 

Записали мы здесь певицу Альбину Кармышеву. Она пришла с просьбой сделать более акустическую и живую версию своей собственной песни с духовой бандой Just brass. Я переписал живыми инструментами практически всю аранжировку, были записаны все инструменты и вокал. Здесь же было снято видео, которое, насколько я знаю, должно выйти в эфир на телеканале «Майдан».  

«Мы познакомились с Андреем недавно. Мне очень нравится его подход, потому что такого уровня студий у нас в Казани крайне мало. То, что мы сделали у него на студии с Just brass, – это тяжелый труд, потому что большое количество времени ушло на то, чтобы записать всех ребят по отдельности. Андрей очень скрупулезно относится к песням и доводит звук до идеала. И, действительно, наша работа в студии была плодотворной, и песня получилась великолепной» певица Альбина Кармышева

  

 


Комментарии
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.