«Милый уголок» или матерщина: на уфимский бренд одежды написали донос за футболку с надписью «Cutac bash»

Разбираемся в громком скандале вокруг футболки, выпущенной уфимским брендом DamDam. Что хотели сказать производители одежды и обоснованы ли возможные санкции в их адрес?

Спасем детей Башкирии от нецензурщины

Интернет-борцы за мораль и нравственность снова в деле. Пользовательница Instagram по имени Азалия, ведущая блог «о красоте повседневности, цветах, кулинарии и Уфе», пожаловалась уполномоченному по правам ребенка в Башкирии Милане Скоробогатовой на уфимский бренд одежды DamDam. Девушку оскорбила футболка с надписью «Cutac bash» - в ней она усмотрела матерное слово сексуального характера. Неравнодушная уфимка также сообщила, что в рекламе этого товара якобы участвуют дети.

Реакция омбудсмена не заставила себя долго ждать. Милана Скоробогатова написала письмо на имя прокурора республики, в котором попросила проверить DamDam на нарушения законов о рекламе и о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. По всей видимости, все иные угрозы для детей Башкирии были давно и успешно устранены, и теперь настало время защищать их от надписей на одежде. Так или иначе, прокуратура Ленинского района Уфы уже начала проверку.

Что говорит омбудсмен

«Снег» попытался дозвониться до Миланы Скоробогатовой, однако звонки корреспондента остались без ответа. Наше издание также обратилось к ней с просьбой о комментарии в WhatsApp, однако сообщение было прочитано и так же оставлено без ответа.

Что говорят представители бренда

Директор по развитию DamDam Владлен Окунев уже дал объяснения в районной прокуратуре, а затем продублировал все сказанное на своей странице в Facebook. По его словам, надпись на футболке состоит из слов на сербском и английском языках.

«Однажды мы побывали в прекрасном месте – кафе «Кутак» в Черногории (это «уголок» на сербском) и изучив значение этого слова поняли – вот оно! Кутак , закуток, свой уголок! Это как Башкортостан на карте мира! <…> Кроме того, в английском языке есть замечательное слово «Cute» (милый). <…> Слово «Bash» переводится, как тусовка, вечеринка. <…> «Cutac bash» – милый уголок, вечеринка единомышленников, объединенных одной идеей и, самое главное, малой Родиной», - поясняет Владлен Окунев.

«Снег» обратился к представителю бренда, чтобы выяснить, действительно ли неоднозначную футболку рекламировали несовершеннолетние. В ответ Окунев прислал пост в одном из аккаунтов бренда, который, вероятно, и заинтересовал сетевых блюстителей морали. Наш собеседник уточнил, что парню на фотографии есть 18 лет, а DamDam не выпускает одежду для детей.

«Я не считаю заявление госпожи Скоробогатовой давлением на малый бизнес. Скорее попыткой попиариться перед грядущими выборами в Курултай республики. Что же касается самих дизайнов, в очередной раз отмечу, что наш бренд несёт только позитив и добро, подчёркивая национальную идентичность и местный колорит. Без иронии и юмора сложно жить во все времена, так давайте же будем терпимее друг к другу», - призывает Владлен Окунев.

Что говорят юристы

«Дело, скорее всего, дойдет до суда, где, вероятно, будет назначена лингвистическая экспертиза. Эксперт даст обоснование происхождения этого слова, пояснит, что оно обозначает, какая у него семантика, носит ли оно оскорбительный характер, опасно ли оно для детей. Отмечу, что экспертиза, скорее всего, будет привлечена не по инициативе суда, а по инициативе одной из сторон процесса – в зависимости от того, будет ли обжаловаться то или иное решение прокуратуры», - комментируют ситуацию юристы компании "Паррондо" Ибрагим Эйдельман и Александр Коротенко.

Ведущий юрист юридической фирмы Intellect Михаил Хохолков добавляет, что надписи на футболках не могут попадать под закон о рекламе, а разъяснения Роскомнадзора по нецензурной брани касаются только русских бранных слов.

Фото: damdam.co, facebook.com/vokunev