— Миляуша Лябибовна, сразу после назначения на новую должность с чего вы начали преобразования «ТатарКино»?
— Для начала я хочу сказать, что моя работа в этой должности еще даже года не насчитывает. Но как только произошло это назначение, мы сразу начали заниматься ребрендингом и рестайлингом сайтов «ТатарКино» и Казанского фестиваля мусульманского кино, а также обновили логотип компании. На очереди модернизация сайта кинотеатра «Мир». Это основная площадка «ТатарКино» и единственный государственный кинотеатр в республике.
Все премьеры, все показы и киномероприятия совместно с татарстанскими кинематографистами в первую очередь будут начинаться здесь, в кинотеатре «Мир», а уже потом прокатываться по Татарстану. Такой опыт, например, в этом году мы предприняли с фильмом «Халима». Сначала делали премьеру здесь, в рамках акции «Эхо фестиваля мусульманского кино». Затем уже по республике сделали серию творческих встреч и показов фильма.
— Будет ли как-то изменена фестивальная политика «ТатарКино»?
— Могу сказать, что на 2018 год у нас запланированы все те же фестивали, которые были до этого: и фестиваль короткометражного кино, и фестивали национального кино. Однако кроме уже знакомых фестивалей в будущем году мы впервые проведем «Недели кино тюркского мира». Они пройдут в марте, ближе к празднику Науруз. Предложение о проведении таких недель мы получили от наших коллег, после того как Татарстан вступил в Ассоциацию кино тюркского мира. Правда, я пока не знаю, будет ли это называться «Неделями» или «Фестивалем».
Мы подписали соглашение с Исламским международным фестивалем женского кино. В итоге наша большая группа выйдет на Асуанский фестиваль в феврале, где будет представлять как сам Татарстан, так и наши, татарстанские фильмы.
— Кроме «Халимы», какие еще фильмы повезете на Асуанский фестиваль? Кто на него поедет?
— Сейчас как раз идет заявочный период. Важно помнить, что это фестиваль женского кино, соответственно и требования особые. Так, поехать должна женская команда, а фильмы — на женскую тематику. Собственно, поэтому и выбрали, прежде всего, «Халиму», где и режиссер — женщина, Юлия Захарова. Фильм уже перевели на английский язык, а сама тема девушки в хиджабе, которая попала в элитную школу, будет актуальной и для арабского мира. Но кроме конкурсной программы мы представим целую серию фильмов, которые выбрали из фонда «ТатарКино». Это «Неотосланные письма», «Бибинур».
Первые по количеству кинозалов
— Сколько фильмов в этом году выпущено в Татарстане?
— В этом году значительно увеличилось число наших фильмов, так что в будущем году нас ждет десять премьер. К слову, Татарстан — первый среди российских регионов по совокупному вложению средств и по развитию киноотрасли. Мы стоим третьими в списке после Москвы и Санкт-Петербурга.
— За последний год кино в республике стали показывать больше. Если да, то с чем это связано, ведь кинотеатров больше строиться не стало?
— Во-первых, это показы в сельских клубах и городских домах культуры. Что касается того, что кинотеатров больше не стало, то это не так. У «ТатарКино» есть два филиала: в Набережных Челнах и в Бугульме. Они обслуживают всю бугульминскую и набережночелнинскую зону, и именно здесь, в этих районах, открываются практически каждый месяц новые кинозалы. Делается это за счет грантов Министерства культуры России и Фонда кино, по 5 миллионов рублей от каждой организации на это выделяется. Так, 22 декабря открылся хороший зал в Болгарах, 27 декабря он появился в Актаныше.
Таким образом, к концу года количество залов, где есть оборудование, комфортабельный зал с хорошим долби-звуком и хорошим экраном, увеличится до 19. Кроме того, еще пять районов уже выиграли гранты на следующий год, так что к концу 2018 года в республике таких залов будет насчитываться 24. Такого количества площадок в Поволжье нет ни у кого.
Кино по-деревенски
— То есть вы планируете вернуться к старой доброй традиции, когда даже в деревнях показывается кино?
— С этим, естественно, надо работать. Да, есть кинопередвижное оборудование, залы с хорошим звуком. Это работа долгая, но очень нужная, и мы готовы взять ее на себя и заниматься этим вплотную.
— Сколько же будут стоить билеты в деревнях?
— Столько же, сколько в среднем по России, примерно 100–250 рублей за билет.
— А как именно будет осуществляться показ, например, в отдаленных районах Татарстана?
— Есть кинопередвижки, которые, как раньше, ездили с фильмами. Просто сейчас они более современные. Если вас интересует сама технология, идет рекламная кампания: «Сегодня в доме культуры фильм такой-то», — приезжает кинопередвижка, за два часа расставляется, вешает экран и начинает показывать. Но важно отметить, что для информирования зрителей нужен медиамикс. Не стоит забывать и о печатной продукции в виде афиш, флаеров, буклетов.
Творческое пополнение и постчемпионатный центр
— Вы планируете создать киноиндустриальный центр в Татарстане?
— Сейчас идут расчеты, готовится бизнес-план совместно с Агентством инвестиционного развития РТ. Все в работе. Это большие планы, но пока о них рано говорить. Предполагается, что центр будет располагаться на площадке WorldSkills, но уже после того, как в Казани пройдет этот чемпионат.
— На будущий год вы поставили большие задачи. Планируете ли привлекать новых специалистов в «ТатарКино»?
— Сегодня в штатном расписании значится 93 человека, из них 35 работают в региональных отделениях. В принципе, с этим штатом работать можно и даже делать большие дела. Другое дело, что команда должна понимать эти задачи и реагировать на веяния времени, его требования. Но в целом, я думаю, сложилась вполне дееспособная команда, кроме того, будет и новое пополнение. Так что в этом отношении все вполне оптимистично.
Египтяне «зарятся» на Татарстан
— Были ли в этом году предложения по поводу копродукции?
— Действительно, такое предложение от Египта поступило. Сейчас пока рано говорить, что это зрелый проект. Он еще в разработке. Однако коллеги очень заинтересовались локацией в Татарстане, ведь у нас все есть для этого. Вот только нет киноиндустрии... А вообще, конечно, локация Татарстана для кино очень привлекательная: есть и леса, и Волга, и холмы. Однако зарубежные коллеги хотят, чтобы на месте работала крепкая команда наших специалистов, чтобы были хорошие камеры, гримеры и так далее. Вот этот минимальный список мы сейчас и подготовили для бизнес-плана. Хотим, чтобы в Татарстане для приезжих кинематографистов были все возможности. Пока идут переговоры.
Кстати, есть еще один продюсер, он работает в Голливуде, который тоже заинтересовался Казанью и уже побывал у нас. Но замечу, что с иностранцами работать довольно сложно, потому что все международные проекты проходят очень долгий путь согласования.
— Как планируете продвигать татарстанское кино в России и за рубежом?
— С Конгрессом татар мы разработали план мероприятий по представлению татарстанских фильмов. Это большая программа, которая уже всесторонне согласована с Конгрессом татар. Нас уже ждут в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Москве и Санкт-Петербурге. Ведутся переговоры с татарскими диаспорами в разных странах мира. Где живут татары — везде хотят смотреть наше кино. Так что в планах — сделать большой тур татарстанского кино по России и зарубежью.
Фестивальное кино — по ТВ
— Фильмы-участники КФМК когда-нибудь можно увидеть не только в кинотеатрах, но и по телевидению?
— С будущего года — да. Как только пройдет прокат этих фильмов в кинотеатрах, мы их сразу дадим на телевидении, на телеканалах ТНВ и «Майдан».
— Вы планируете выпуск телепрограммы программы про татарстанское кино?
— Это очень хорошая идея, хорошее предложение, и я думаю, что это можно обсуждать. Я знаю, что у Ильдара Ягафарова, председателя Союза кинематографистов Татарстана, давно была такая идея. Вопрос, опять-таки, упирается в деньги и в то, кто именно будет эту программу производить. Уверена, что эта задача вполне решаема.
Оставляйте реакции
Почему это важно?
Нет комментариев-