Учебным заведением, которое в народе считают «школой для мажоров», руководит 33-летний физик и депутат Госсовета РТ Нияз Гафиятуллин, прошедший специализированную магистратуру в Швейцарии. Что скрывается за фасадом единственной в своем роде российской школы с космическими ценами за обучение и чем заманивают в Казань иностранных учителей, директор показал и рассказал автору делового видеоблога Руслану Абдулнасырову.
«Зарплаты и соцпакет у нас такие же, как в других странах»
Нияз, вы выглядите молодо для директора школы, тем более международной. С каким опытом вы возглавили это учебное заведение?
Мне сейчас 33 года, и я работаю директором этой школы уже 5 лет. Во многом мне повезло, причем неоднократно. Когда я окончил университет в 2008 году с дипломом физика, моя семья нуждалась в деньгах и мне, аспиранту, требовалась несложная работа с гибким графиком. Самым простым вариантом было преподавание физики в школе, и мне повезло устроиться в гимназию № 19, где у меня и открылся вдохновенный интерес к работе с детьми. Директор поставил передо мной две задачи: за год научиться преподавать на английском языке и изучать не российский опыт, а мировой, что впоследствии и сыграло свою роль. Спустя три года работы я выиграл республиканский конкурс «Учитель года», и, когда директор гимназии ушел работать в Кабмин, мне предложили его место. Еще одним фактором стало содействие министра образования Альберта Гильмутдинова, нынешнего ректора КАИ. Когда молодым учителям стали предлагать гранты, министр поспособствовал моему участию в программе, и я выиграл обучение в международной магистратуре менеджмента международного образования в Швейцарии. Полученный опыт мы начали потихоньку внедрять в 19-й гимназии, презентовали результаты, а «наверху» тем временем зрела идея о международной школе в Казани. Наработки гимназии соответствовали желаниям руководства республики, и мне предложили перейти сюда.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/5/26/22230a944ee8695cbff234be06b737c18af9e72176791e3c4e5e5949eb37.jpg)
Зачем сотрудники приходят в школу, если она пока не работает в очном режиме?
Некоторым разрешено приходить, а иностранные сотрудники живут в кампусе на территории. Ограничения касаются периметра, а не самих зданий.
Много иностранцев у вас преподают?
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/5/26/c662951b273042859ad6db824ae3239a00a615f5b7a068e295031b6ff1a9.jpg)
Из 120 человек общего штатного расписания 45 преподавателей приехали из-за границы, в том числе с семьями. Общежитие строилось для них, но, поскольку часть комнат остались свободными, мы временно предоставляем их и местным педагогам, у которых есть такая потребность, — молодым, к примеру, как часть соцпакета.
Наверное, сложно привлечь европейского учителя в Казань?
Да, отказываются многие, поскольку и язык незнаком, и быт. Распространенный ответ: «Меня не интересует эта часть земного шара». Нас спасает то, что рискнувшие приехать оценивают реальность гораздо выше ожиданий. Предлагая работу, я рекомендую иностранцам пообщаться с их коллегами из Европы, которые уже работают в нашей школе.
Главной мотивацией, должно быть, все равно остаются деньги? Вы платите в соответствии с международными нормами или выше?
Поскольку мы конкурируем за учителей со школами мира, а не России, то и условия вынуждены предлагать средние по международной системе образования. И зарплаты, и соцпакет у нас такие же, как в других странах. То есть мы не переплачиваем за то, что учитель едет именно в Россию.
Разве жилье в кампусе предлагают во всех школах мира?
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/5/26/54c81d74689e97c7a7c072a984115c7ccc58b2debc27d2a2328f52861d0c.jpg)
Нет, но мы понимаем, что от качества жизни учителя зависит выживаемость нашей концепции. Вообще мировые практики разные: где-то сотрудникам предлагают квартиры, но пустые, где-то для них снимают жилье или дают субсидии. Мы предлагаем оборудованные квартиры, даже с запасом продуктов на три дня. Приезжим по-настоящему сложно продержаться в чужой стране, особенно одиноким. В Казани ведь ни таксисты, ни продавцы по-английски не говорят. Даже кино не посмотришь. Поэтому мы и зовем преподавателей парами или семьями, стараемся окружить их заботой. Их дети тоже учатся здесь.
Какова доля иностранцев среди учеников?
На пике их было 25%, но сейчас, к сожалению, около 10% — то есть 30-40 детей. Для нас испытанием стал уход футболиста Хави Грасии из клуба «Рубин» — вместе с ним уехали трое его детей, плюс двое детей его физиотерапевта и дети других сопровождающих. Когда мы открывались, мы чувствовали поток иностранцев, теперь же он остановился. И банковские кризисы, и любые экономические потрясения, которые волнуют предпринимателей, мы сразу ощущаем на себе.
«Мы не считаем себя школой для одаренных, но не каждый ребенок сможет здесь учиться»
Сколько корпусов у Международной школы Казани?
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/5/26/6bf13bb8da3a0291306988ab84683c0908a7126e9f957716a1aa40d8ccba.jpg)
По большому счету четыре: средняя школа, начальная, детский сад с административными помещениями, общежитие. Совокупная площадь около 20 тысяч квадратных метров, не считая подземной парковки.
Сколько детей у вас учатся?
На сегодняшний день порядка 400. В основном это ученики начальной школы: 200 человек обучаются здесь, на Мавлютова, и еще 80 — в новом здании на улице Федосеевской. Мы начинали работать именно с этим возрастом, а среднюю школу набирали постепенно, не форсируя. Сейчас в ней учатся около 100 детей.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/5/26/5a6a33ca5d6aef326e677691c6aba10907db55c1eb0c267c37a6b03665cb.jpg)
Обучение у вас недешевое, спрос-то есть?
Да, школа обходится родителям в 680 тысяч в год, и небольшая скидка предлагается только за третьего ребенка. Но на Федосеевской, к примеру, начальная школа уже заполнена, остались одно-два места. Мы не добираем пока только средние классы, но у нас и критерии отбора высокие. Прежде мы отказывали шестерым детям из десяти, сейчас — четверым. Хотя мы не считаем себя школой для одаренных, без определенных базовых навыков ребенок не сможет у нас учиться. Все предметы, кроме русского языка, ведутся на английском, не менее важна и математика. Дети приходят из других школ, мы их тестируем, и тем, чьи знания на грани, рекомендуем позаниматься с репетитором или предлагаем прийти попозже. Впрочем, чем младше дети, тем проще требования.
Вы, наверное, ориентированы на математиков и физиков, а не на гуманитариев?
Мой преподавательский опыт говорит о том, что любые направления одинаково важны. В точных науках добиться успеха сложнее, но это не умаляет заслуг других детей.
Скорее всего, у вас в основном учатся дети предпринимателей? Или чиновников?
Процент родителей, работающих в госаппарате, небольшой. В основном это действительно бизнесмены с хорошим доходом.
Вас не смущает мнение людей о том, что в Международной школе учатся дети-мажоры?
Я отношу это мнение к стереотипам. Статистически успешные родители обладают хорошим воспитанием и образованием, отчего они и ценят образование своих детей. Если слово «мажор» подразумевает материальное благополучие, то пускай, а если имеется в виду избалованность, наглость, то с такой позицией я не согласен. Есть семьи, которые вкладывают в обучение детей весь свой жирок. Я знаю семью, в которой мама на двух работах занята только ради обучения ребенка у нас. Могу добавить относительно имиджа школы, что мы сейчас начали активно привлекать детей на бесплатное обучение по грантам, полностью покрывающим все расходы, включая питание, школьную форму, учебники, конференции… В этом году за счет спонсоров разыгрывается восемь таких мест. В этом формате мы рассматриваем преимущественно средние классы, хотя возможны исключения. В этом возрасте проще разглядеть талант, причем не только к точным наукам, но и творческий, и спортивный, хотя в этих случаях требуются уже конкретные результаты — статусные сертификаты, победы. Соответствие ребенка критериям гранта придется подтверждать ежегодно, но я не думаю, что для юного вундеркинда это станет проблемой. Четверых детей мы уже приняли, еще столько же мест остается.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/5/26/25a6b56c0fa6a34ac3708f3d9332bcf2d4c3557234845d6a0879a4b5e8a1.jpg)
Это действительно дети из простых семей, чьи доходы не позволяли оплачивать обучение?
Да, это небогатые семьи.
Сложно ли вам общаться с «непростыми» родителями?
Для меня сложность не в «простоте», а в том, что наши отношения в принципе закреплены договором, деньгами, которые накладывают на директора школы специфические обязательства. Но могу отметить: чем менее родитель «прост», тем меньше с ним проблем.
Возможно ли приостановить обучение и оплату, с тем чтобы впоследствии вернуться?
Заморозка возможна, но только на веских основаниях и с гарантией возвращения.
Я заметил весьма уважительное отношение сотрудников к вам при ваших небольших годах. Какой вы руководитель?
Считаю себя строгим в профессиональном плане.
Родителей в школу вызываете?
Бывает, но в крайних случаях. Существует иерархия: сначала вопрос решается на уровне директоров начальной или средней школ. Если не решился, то я выступаю последней инстанцией.
«Второй такой школы в России нет»
Осмотрим школу? Кабинет у вас неплохой…
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/5/26/2c51c811355a1c46877d9a08a80262fcc0747d671d101970873af9de89c8.jpg)
Старался ради следующего директора! На самом деле я дизайнера попросил лишь об одном: о столе с толстой столешницей, больше мне ничего не надо.
И классы необычайно просторные.
Вы видите два класса, объединенных в один. На этапе дизайна мы стремились все помещения сделать максимально трансформируемыми. Благодаря этому в классе сейчас есть две зоны: для учебы за партами и для чтения и общения. Мы формируем классы по 16 человек, плюс два места держим про запас. В младших классах обучаются по 14-16 детей.
А что за поделки на стенах?
Есть такое английское высказывание: «Пустые стены — пустые мысли». Я согласен с ним, из-за чего, кстати, очень не люблю время летних каникул, когда учителя, уезжая, должны оставлять стены чистыми для преемников. Ничего не остается, словно ничего в этих стенах и не происходит. Это перекликается с проблемой современных школ — они стали красивее, просторнее, но не стали функциональнее. Следовательно, учителя вынуждены работать в новых школах по-старому. Нам в этом плане повезло — само физическое пространство позволяет нашим учителям творить. У учеников, кстати, самым популярным направлением прикладного творчества стала керамика. Идея нашей образовательной системы очень проста: одна тема подается сразу на всех предметах. Проходя, к примеру, какую-либо букву английского алфавита, дети ее и рисуют, и вырезают…
То есть ваша школа не похожа на другие?
В Республике Татарстан строится очень много школ по базовым проектам. Мы строились с нуля, исходя из начальной идеи архитектора. В частности, мы хотели создать некий центр общения, из которого можно попасть в любую часть здания: творческую, спортивную, академическую, столовую и другие. В центре общения дети собираются, по вечерам делают уроки, в свободное время играют. Рядом зимний сад.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/5/26/273381434f88920d74a4ed783b08677f64374d4aabc5502b0f0c8d46c7eb.jpg)
Чувствуется, что в эту школу денег вбухано больше, чем в две обычных.
Денег действительно инвестировано много, но, к примеру, зимний сад мы создавали не ради крутости, как это чаще всего бывает. Наша идея базируется на двадцати режимах обучения, и один из них основан на изучении природы. Дети должны высаживать растения, ухаживать и за ними, и за рыбками в саду. Еще один режим, мой любимый, — обучение через постановку. Для этого у нас есть многофункциональный амфитеатр. На ум сразу приходят пьесы, но учить в таком формате можно не только литературе. В муниципальной школе урок физики проходит так: есть три состояния вещества, запишите их в тетради. Но можно разделить детей на три группы, чтобы каждая изобразила по одному состоянию. На постановку дается условно 15 минут. Так дети не только изучают физику, но и учатся публичным выступлениям.
А бассейн? Зачем вы держите его наполненным, пока детей нет?
Таковы правила его эксплуатации. В обслуживании школы на карантинном режиме практически ничего не меняется — только в части питания и расхода электричества. Кроме большого бассейна у нас есть детский, есть также спортивный и тренажерный залы, на улице теннисный корт и футбольное поле. Библиотечный фонд насчитывает 10-12 тысяч книг, в основном на английском. Концертный зал двухэтажный — я как директор верю в равноценность академического образования, творчества и спорта.
Вы даже охрану не сократили не период самоизоляции?
Не сократили. Охрана нужна на случай ЧП, а не преступления — например, отреагировать на потоп или нечто подобное.
Интересно, сколько подобных школ в России?
Могу сказать абсолютно точно: второй такой нет.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/5/26/55b68261fb7af57790d974f08ad36c508ba929d43ab74ab2bd1523a7a032.jpg)
Нет комментариев-