Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Место, где влюбляются в небо: Центральный аэроклуб РТ ДОСААФ России готовится отпраздновать 85-летие

Место, где влюбляются в небо: Центральный аэроклуб РТ ДОСААФ России готовится отпраздновать 85-летие
Центральный татарстанский аэроклуб – единственный в России, сохранившийся с советских времен без потерь в территории, технике и коллективе. 18 августа, в День Воздушного Флота России, он отметит 85-ю годовщину со дня образования.

В день приезда журналистов ИА «Татар-информ» палаточный лагерь на территории куркачинского аэродрома был почти пуст. В нем временно разместились лишь 40 мальчишек и девчонок, приехавших всего на день из военно-патриотических лагерей Чистополя и Апастово. Между тем уже 10 лет, с начала лета и почти до самого его конца, здесь кипит жизнь: шесть смен по 100 юношей и девушек в возрасте от 13 до 17 лет идут друг за другом. 

«Они здесь бывают по семь дней. Занимаются разборкой и сборкой автомата Калашникова, потом приезжают автомобили из автошкол, обучение идет тут же на грузовых и легковых автомобилях. Еще происходит выход в ночное время в леса, вот тут – в посадке у меня бегают, стреляют», – рассказал бессменный уже почти на протяжении 40 лет начальник аэроклуба Радик Халиуллин. 

Все это входит в комплекс военно-патриотической подготовки. Правда, попасть в лагерь может далеко не каждый. Этот право нужно заслужить: активной общественной работой, достойными результатами в учебе и хорошим поведением. 

А еще участники военно-патриотических смен проходят парашютную подготовку. Причем это не только теория и даже не просто навыки укладки воздушного купола, но и реальные прыжки. И именно с целью сделать первый шаг за борт самолета и почувствовать, что это такое – полет под шелковым куполом, под Куркачи приехали юные чистопольцы и апастовцы. Все сначала они отработали на земле – под руководством опытного инструктора по парашютной подготовке Игоря Чарушникова. Сначала теория, потом тренировка на подвесной системе, где отрабатываются все возможные ситуации, что могут возникнуть в воздухе и в момент приземления. Затем азы сворачивания парашютного купола после приземления. 

На все дается лишь несколько часов. «Ребята приехали из Апастово и Чистополя в девять утра, и где-то четыре часа мы их готовим, потом на подвесной системе еще два часа, и вот после этого они прыгают. То есть через пять-шесть часов могут спокойно выпрыгнуть», – сообщил Халиуллин. 

«Этот прыжок, даже если они дальше не занимаются, остается у них в памяти на всю жизнь. Вот я сам выполнил свой первый прыжок в 1965 году, но я до сих пор помню все малейшие подробности», – поделился инструктор по парашютно-десантной подготовке, работающий в аэроклубе с начала 1970-х годов, Геннадий Леоничев. 

Подготовка, полученная в ДОСААФ, – очень серьезная помощь будущим воинам, уверен он. Когда будущий инструктор сам был призван в Вооруженные силы – в 1966 году и был направлен в Воздушно-десантные войска, то легко влился в коллектив и даже помогал командирам обучать тех, у кого такого опыта не было. 

С Министерством обороны здесь активно сотрудничают и сегодня. Начальник татарстанского аэроклуба провел для журналистов небольшую экскурсию по одной из недавно капитально отремонтированных, как он сам их называет, казарм. Хотя по удобству размещения и наличию всего необходимого, включая централизованную подачу артезианской воды, это скорее хорошее общежитие, чем казарма.

«3 сентября заезжает сюда второй поток десантников, которые пройдут подготовку перед армией. То есть с осенним призывом они уйдут в армию. Они заезжают на 20 дней и здесь пройдут курс молодого бойца. Мы возим их стрелять в Танковое училище на полигон, здесь они выполняют три прыжка, полностью строевую, медицинскую подготовку проходят. В армию они уже готовыми уходят. Это заказ от Минобороны. Началось это все с 2016 года. В 2016 году план был 80 человек, в 2017-м – 50, в 2018-м – еще 50. Мы 20 уже подготовили и еще 30 в сентябре. Я думаю, что это нормальное дело и мы должны этим им заниматься. ДОСААФ всегда сотрудничал с Министерством обороны», – подчеркнул Халиуллин. 

Клуб всегда поддерживался местными властями, в том числе и в трудные 90-е годы. «В аэроклубе два аэродрома. Это Балтаси – планерный и Куркачи. Общая площадь земли: Куркачи – 230 га, Балтаси – 80 га. То, что мы здесь сохранили, – это большое спасибо первому Президенту Татарстана, который финансировал от республики. Рустаму Нургалиевичу нашему спасибо и правительству, которые содержат аэроклуб сейчас. В год нам выделяется 37 млн. На зарплату летному составу, на авиационный бензин, который сейчас стоит почти 95 рублей за литр, на коммунальные услуги и мелкий ремонт. Вот поэтому пока мы держимся. Я хочу сказать всем, что без поддержки государства авиация – это не авиация», – поделился начальник аэроклуба. 

Обратиться в аэроклуб могут и частные лица, есть и специальная программа для молодых людей, которые хотят научиться управлению самолета.

«Девчонки и мальчишки должны прийти, чтобы к 1 мая им было уже 16 лет. Это первое условие. Чтобы они прошли медицинскую комиссию, которую проходят с 16 лет только. Далее ребята приходят и до 1 декабря записываются у нас, на ул. Патриса Лумумбы, 4, 6-й этаж, в аэроклуб. С 1 декабря начинаются занятия: три раза в неделю, по три часа – с 5 до 8 часов вечера. Изучают конструкцию самолета, самолетовождение, метеорологию, приборы, радиоприборы до 1 мая. Сдают зачеты и экзамены, и к 1 июня курсанты должны быть готовы выезжать в лагеря. По плану у нас 25 человек. Мы больше не можем принять. А в прошлом году была запись у нас в декабре – 120 человек. Представьте себе. Остаются только те, у кого глаза блестят и которые согласны летать на любых условиях. Завозим их в среду сюда, на аэродром, и до воскресенья до вечера. Летают с четверга и далее – пятница, суббота и воскресенье. В воскресенье вечером отправляем их домой», – рассказал Халиуллин. 

Один из тех, у кого горят глаза, – курсант Даниил Волков. Юноша влюбился в полеты с двенадцати лет. Сначала летал пассажиром, затем начал осваивать полеты на планере на Балтасинской площадке, в прошлом году впервые совершил самостоятельный полет на Як-52. Все, что происходило тогда, помнит в мельчайших подробностях: и сильный боковой ветер, и разогревочный полет с инструктором, и то, как получил разрешение на самостоятельный взлет: «Сажусь, смотрю влево, назад, а инструктора нет. У меня улыбка и чуть-чуть страх. Ну, наверное, это – правильно. Завожусь, прогреваю, говорю: 104-му разрешите предварительно-исполнительный – сам. Это слово как бы говорит о том, что ты самостоятельно вылетаешь. Очень многое значит. Мы выезжаем… Я выезжаю. Один. Выезжаю, прогазовываюсь. Смотрю опять налево, смотрю назад – инструктора нет. Значит, назад пути нет, нажимаю тормоза, вывожу на обороты, у меня самолет так прогибается, прогибается… отпускаю и левую педаль. И он начинает разгоняться. 90 км/час, и я на себя, и пошел-пошел. Веду и смотрю так – отрыв! Один! Выпустил шасси, перевел режим и начал петь гимн ВВС». 

Даниил рассказал, что, оказывается, при первом самостоятельном полете поют почти все курсанты. Кто что, а вот он – гимн ВВС. Потому что сам намеревается стать военным летчиком. Когда окончит школу, юный пилот планирует поступать в Краснодарское высшее военное летное училище. 

А в тот день он летал еще дважды – разрешили подняться в воздух еще раз за безупречный первый вылет, а во второй раз – уже на земле, когда его качали друзья по обучению. 

Один из тех, кто занимается обучением курсантов, – подполковник запаса, военный летчик-инструктор первого класса Сергей Логвиненко. До 2013 года он преподавал в том самом Краснодарском высшем военном летном училище, куда собирается поступать Даниил. Работу в Татарстане он считает интересной и не менее важной: «Приходят дети, которые никогда не летали на самолете самостоятельно. Только на гражданских – в качестве пассажира. А здесь они и запускают двигатели, и выруливают, и выполняют какие-то фигуры пилотажа. И после того, как мы прилетаем, у них радость в глазах. Адреналин перехлестывает их состояние. И самое главное, что эти дети приходят сюда сами. Они стремятся, мечтают о небе. И впоследствии строят планы поступать в военные училища». 

Примеров, на кого равняться из числа воспитанников Центрального аэроклуба РТ, – множество. В годы войны 11 выпускников аэроклуба были удостоены звания Героя Советского Союза, а Николай Столяров – дважды. 

Всех тех, кто когда-либо обучался в Центральном аэроклубе РТ, а также пилотов-профессионалов и любителей, в День Воздушного Флота России Радик Халиуллин приглашает на аэродром: «18 августа на аэродроме Куркачи в 11 часов начнется праздничный концерт и программа авиашоу. Это сделано в честь 85-летия аэроклуба».

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев