Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев: «Сегодня в городе бюджет не развития, а выживания»

Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев: «Сегодня в городе бюджет не развития, а выживания»
Глава Автограда ответил на вопросы жителей, рассказал о состоянии бюджета, новых спортивных объектах и проблемах, которые возникли из-за пандемии коронавируса, в программе «Интервью без галстука» Андрея Кузьмина, которое впервые прошло в прямом эфире в соцсетях.

Самоизоляция стала серьезным испытанием для всех. Как вы работали в Набережных Челнах в этот период? Как помогали и поддерживали граждан, а также как обеспечивали режим ограничительных мер?

Ситуация сложная, но она находится под контролем Правительства РТ, Минздрава РТ и руководства города. На сегодняшний день у нас официально заболели 653 челнинца, из них 253 человека выздоровели и вернулись к привычному режиму жизни и работы. Все необходимые меры предприняты и предпринимаются в организациях и учреждениях. Сейчас развернуты дополнительные койки и есть средства индивидуальной защиты. 

Мы находимся в тех же показателях, в которых находится республика и Россия. Сегодня мы вышли на стабильный уровень, когда количество заболевших не увеличивается изо дня в день, но пока не уменьшается и количество больных, которых мы должны выписывать.

Вы как мэр чувствуете, что требуется помощь в борьбе с коронавирусом в Набережных Челнах?

Мы дополнительно развернули 300 коек в 5-й горбольнице и вынуждены были развернуть дополнительные койки в Елабужской центральной больнице. Мы практически в два раза нарастили койки для того, чтобы принимать больных.

Часть заболевших с легкой формой заболевания получают лечение на дому, а особо тяжелых больных госпитализируют. Все необходимые лекарства и средства, необходимые для лечебных учреждений, сегодня есть. Министр здравоохранения РТ лично приезжал в Набережные Челны, для того чтобы оказать реальную практическую помощь в вопросах, которые сегодня возникают в работе нашего медперсонала. 

Нашим врачам мы оказываем помощь, которая сегодня доступна на федеральном и республиканском уровне. А по поводу анализов на COVID-19, то сейчас люди сдают их по показаниям врачей в государственном лечебном учреждении. 

Люди хотят работать и спрашивают, когда в Набережных Челнах откроются торговые центры? 

Рамиль Гали

Все зависит от ситуации по коронавирусу. Пока мы не победили COVID-19, речи об открытии всех учреждений быть не может. Поэтому поэтапно Правительством РТ и руководством города открываются торговые объекты, и такие решения принимаются на республиканском уровне. Речь идет об объектах общественного питания, и следующим шагом наверняка будут большие торговые центры. Сейчас мы действуем в рамках разрешительных мер.

Сегодня по городу порядка 95% наших предприятий работают. Закрыты у нас в основном торговые центры, гостиницы, развлекательные учреждения и места массового скопления людей. 

Много недовольств сейчас по поводу штрафов, которые накладывают за нарушение режима изоляции. Как вы контролируете эту ситуацию, какие рейды проводят в городе Набережные Челны? 

Есть служба федерального контроля — Роспотребнадзор, МВД, а также республиканские власти и сферы, где контроль осуществляет муниципалитет. Федеральный, республиканский и муниципальный контроль действует в рамках тех законов и постановлений Правительства РФ и РТ. В данном случае ежедневный контроль осуществляется и на оперативном штабе решаются все вопросы жизнедеятельности города Набережные Челны. 

Оперативная информация о коронавирусе 

Илья Тагиров

Вы планируете систематизировать информационные процессы для осведомления людей в период пандемии?

Даны соответствующие поручения руководителям Роспотребнадзора, Управления здравоохранения в том, чтобы они в еженедельном режиме не только мониторили информацию, но и могли бы через СМИ и другие каналы доводить в полном объеме всю информацию, которой они сегодня располагают.

Никто сейчас не будет заниматься фальсификацией данных и приписками. Сегодня это никому не нужно. Все мы знаем и видим реальную ситуацию, цифры и факты реально подтверждены.

Даже если человек сегодня попал в больницу с определенными симптомами, то только через лабораторные данные, которые подтверждаются в городе Казани, мы можем подтвердить, что человек заразился коронавирусом. Иногда два анализа не показывают, что он болен, а на 10-й или 11-й день приходят результаты, что он болен COVID-19.

Мы видим большое количество больных в больницах, но только результаты лабораторных исследований могут подтвердить, чем они болеют: пневмонией или коронавирусом. Не всегда пневмония вызвана коронавирусом. 

За три месяца мы стали большими специалистами во всех инфекционных делах.

Некоторые журналисты жаловались, что не могут получить оперативную информацию. Может, в период пандемии в течение суток отвечать на запросы, а телевизионщикам в течение двух-трех часов?

Думаю, мы эту ситуацию поправим. На оперативном штабе мы с коллегами из Роспотребнадзора, Управления здравоохранения всегда работаем с участием средств массовой информации. Поэтому я думаю, что недостатка информации нет.

Бюджет города, экономия и предпринимательство

В каком состоянии находится экономика Набережных Челнов? В последнее время есть тренд на сокращение бюджетов. Министр финансов РТ недавно сообщил, что консолидированный бюджет недополучил более 32 млрд рублей налогов из-за коронавируса, ситуации на нефтяном рынке. Какова ситуация во втором по численности городе Татарстана?

В большой мере все зависит от работы основного градо- и бюджетообразующего предприятия — КАМАЗа, и, несмотря на определенные ограничения, свою работу на длительный период он не останавливал. С 30 марта по 3 апреля КАМАЗ временно не работал, но с 6 апреля вышел на плановую работу. Сейчас предприятие работает, обеспечивая благополучие города, республики, Российской Федерации и пополняя городской бюджет. 

Наряду с КАМАЗом не прерывал работу и картонно-бумажный комбинат, ни на день не останавливалось строительство жилья и социально-культурных объектов. Не прекращали работать дорожные строители, у нас большая программа по дорожному строительству — более 2 млрд рублей. В целом хозяйственный механизм в городе Набережные Челны работал, за исключением крупных торговых объектов, гостиниц и предприятий, оказывающих услуги.

Работа предприятий помогла городу Набережные Челны работать более или менее устойчиво. Но общая экономическая ситуация, когда не работали предприятия сферы услуг, ряд транспортных организаций, заставила бюджет города понести значительные потери. По городу Набережные Челны сумма потерь составила более 200 млн рублей за 5 месяцев.

Мы провели определенную оптимизационную программу, понимая, что не будет тех параметров бюджета, которые мы планировали в начале 2020 года. Ряд муниципальных программ будет приостановлен. Не будет профинансирован ряд статей, которые ранее планировалось финансировать. К концу года сумма потерь может увеличиться. 

Структура экономики города Набережные Челны такова, что более 30% городского бюджета формирует малый и средний бизнес. В хорошие времена это было нашим преимуществом, а в настоящей ситуации стало ловушкой. В малом бизнесе у нас работало более 80 тыс. человек, практически два КАМАЗа. Бюджет города Набережные Челны — 10 млрд рублей, то есть почти 3 млрд рублей формировал малый и средний бизнес. 

Какие программы пока не будут исполнены?

Раис Зарипов

Мы будем экономить на коммунальных услугах, это касается ряда задач, которые мы ставили по благоустройству: по дополнительному обустройству и освещению нашего города. Пока эти вопросы мы поставили на паузу. Это касается и тех обращений, которые есть в системе «Народный контроль». Потому что на решение вопросов, с которыми обращаются жители, нужны финансовые ресурсы. 

Сегодня основные задачи, которые мы перед собой ставим, — это своевременная выплата заработной платы, коммунальные платежи, ряд неотложных задач, связанных с подготовкой к осенне-зимнему периоду. Минимум расходов мы финансируем, остальное оставили на потом.

Какой процент предприятий малого бизнеса, по вашим расчетам, приостановит работу? Какая ситуация в зонах?

Прогнозы — дело неблагодарное, тем более в условиях коронавируса. Сегодня более 95% предприятий нашего города в целом работают, потому что транспортники не останавливались ни на один день, а самые крупные российские транспортные компании расположены в Челнах: это «Деловые линии», Della, «ЛидерТранс». Кстати, КАМАЗ перенес свой корпоративный отпуск на август, у них появились достаточно неплохие заказы за это время. 

Страдает малый бизнес, крупные торговые центры, которые торгуют мебелью, одеждой. Страдает гостиничный бизнес, кафе и рестораны. Муниципальный, частный и коммерческий транспорт тоже страдает. Драматические театры, дома культуры. За три месяца потери учреждений культуры от платной деятельности составили более 40 млн рублей. Эту выручку недополучили наши русский и татарский драматические театры, дома культуры. 

Массовых мероприятий пока не будет?

Нет. Сабантуя не будет точно, потому что в таких непростых условиях мы не можем проводить массовые мероприятия. Самое главное — это жизнь и здоровье людей. Исходя из этого мы и проводим свою работу.

С 2016 года в городе начала работать территория опережающего развития (ТОСЭР). Можно ли сейчас заявить, что город справился с задачей по диверсификации экономики, удалось ли снизить зависимость от градообразующего предприятия?

Раис Зарипов

Территория опережающего социально-экономического развития в Набережных Челнах получила свой статус первой в России. Мы самый крупный моногород. Начиная с 2016 года было привлечено более 15 млрд 867 млн рублей и создано около 6 тыс. новых рабочих мест. 

Что нам это дает? Это дополнительные доходы. Налоговые поступления в местный бюджет от предприятий территории опережающего социально-экономического развития с 2016 года составили 165 млн 634 тыс. рублей. Кроме этого, 39 предприятий ТОСЭР заплатили во все уровни бюджета 3 млрд 528 млн рублей: в федеральный бюджет 2 млрд 700 млн рублей, в республиканский бюджет — 663 млн рублей, а в местный бюджет заплатили 165 млн рублей. 

Если говорить о диверсификации экономики, то стоит вспомнить, что в 2016 году доля КАМАЗа в общем объеме промышленного производства составляла 46%, доля резидентов ТОСЭР была 1,7%. На сегодняшний день доля КАМАЗа — 33%, доля ТОСЭР — 9,3%. То есть за 4 года мы выросли, создавая новые предприятия.

Мы создаем разные бизнесы в городе: выпускаем холодильники, стиральные машины, пищевые продукты, электрооборудование. Все это делается на 39 предприятиях, где работает почти 6 тыс. человек. В условиях коронавируса большинство предприятий ТОСЭР ни на день не останавливали свою работу. Работающие там люди получали и продолжают получать зарплату, ходят на работу, соблюдая меры безопасности. 

Автобусы и открытие спортивных объектов в год столетия ТАССР

Был большой блок вопросов, связанный с автобусами. Я даже процитирую: «Где большие автобусы? Почему прекратилось строительство трамвайных путей? Были планы по прокладке линии по проспекту Чулман»; «Обращаюсь к вам как мама ребенка инвалида-колясочника. Очень волнует вопрос больших автобусов в городе. Из-за того, что нет автобусов, мы лишены возможности передвигаться по городу»; «Огромная просьба вернуть большие автобусы»; «Когда решится вопрос автобусов? Без них сложны передвижения» и т.д. Что вообще случилось с автобусами? Почему принято решение изъять те автобусы, которые были в эксплуатации?

Автобусы, которые мы в свое время приобрели, мы вернули лизинговой компании. Понимая, что в том техническом состоянии, в котором мы их получили, они эксплуатироваться не могут. 

Проблема больших автобусов в городе существует, по этому вопросу мы сейчас работаем с частными перевозчиками. Начиная с февраля 2020 года мы протестировали достаточно большое количество автобусов разных производителей, и Минского автобусного завода, и компании «Лотос». Посмотрели автобусы ряда других компаний и их технические характеристики, провели тест-драйв, но, будем говорить, определенные коррективы в приобретение автобусов внесла ситуация с коронавирусом. 

Финансовая модель, которая была выстроена в феврале, сегодня уже не работает. Спрос на пассажирские перевозки упал. По сравнению с тем, что было до коронавируса и с сегодняшней ситуацией, в трамваях передвигается 50% граждан, которые ездили раньше, а на автобусах потери составили 70%. 

Банки, которые должны были предоставить нам кредиты в феврале под покупку автобусов, сегодня не видят той финансовой модели. В связи с тем, что 70% населения перестали ездить на автобусах, мы начали искать новую модель, чтобы наши частные перевозчики смогли бы приобрести автобусы средней и большой вместимости. С повестки дня у руководства города этот вопрос не снят, мы его поставили на паузу. 

В третьем-четвертом квартале, когда ситуация прояснится, в том числе экономическая, мы вернемся к этому вопросу. Здесь чисто экономика, чистые деньги. Я всегда, конечно, смотрю и вижу, что многие крупные нефтяные и инвестиционные компании остановили свои инвестпроекты.

Не от хорошей же жизни та же самая компания «Роснефть» на 200 млрд рублей остановила все свои инвестиционные проекты, потому что банально нет денег. Сегодня у перевозчиков, которые готовили финансовую схему, нет пассажиров. Все завязано на пассажирах. Если их нет, то как будет окупаться автобус, который приобретен на кредитные средства. Были готовы автобусы МАЗ в Смоленске, должны уже были в марте-апреле прийти в Набережные Челны. Со Сбербанком была проработана финансовая модель, были проведены переговоры нашими частными перевозчиками. 

Если мы по итогам пяти месяцев в бюджете 200 млн рублей недобираем, о каких инвестиционных проектах может идти речь? Давайте скажу откровенно: сегодня в городе бюджет не развития, а выживания. За пять месяцев минус 200 млн, умножайте эту цифру минимум на два, на два с половиной. К концу года мы можем недобрать около миллиарда рублей. 

Для города Набережные Челны это очень чувствительно. Поэтому в данном случае пока будем обходиться автобусами малой вместимости. Еще раз говорю, что это только пока, к этому вопросу мы еще вернемся в третьем-четвертом квартале. Оценим финансовую ситуацию и будем дальше двигаться.

Я не пойму, у вас же в городе производят автобусы НЕФАЗ, которые, по-моему, даже Москва покупает. 

isuzu-bus.ru

Москва у КАМАЗа покупает электробусы.

Почему бы Челнам тогда не купить электробусы, которые производят у вас на КАМАЗе?

Вы ведь понимаете, что Москва по финансовым возможностям немного другая планета. Москва — это финансовый центр нашей страны.

То есть НЕФАЗы и электробусы, которые здесь производятся, дороже тех МАЗОв, которые вы планировали закупить?

Сегодня да, мы пошли искать там, где дешевле, где есть более льготные условия. Мы не ставим себе задачу купить именно МАЗы или какие-то другие автобусы. Мы ставим себе задачу по приемлемой цене купить автобусы, которые можно было бы беспроблемно эксплуатировать. Проблема тех 190 НЕФАЗов, которые мы купили, в том, что их было невозможно эксплуатировать в том состоянии, в каком мы их получили.

В рамках 100-летия ТАССР в Набережных Челнах был открыт бассейн. Какие еще объекты вы достроите и введете в эксплуатацию в этом году?

В этом году мы введем сразу три спортивных объекта. Один из них уже ввели, это плавательный бассейн. Кроме этого, будет построен крытый футбольный манеж, будет построен новый ледовый дворец. Все три спортивных объекта откроются в один год — такое было только во времена строительства КАМАЗа. 

Вообще мы в этом году в плане строительства и ввода в эксплуатацию спортивных объектов поставим рекорд. Это обойдется более чем в 900 млн рублей. Кроме этого, планируется завершение капитального ремонта ДК «Энергетик». В августе-сентябре планируется ввод в эксплуатацию бывшего ДК строителей под Татарский драматический театр. Цена вопроса тоже более 1 млрд рублей.

Это не заморожено?

Илья Тагиров

Нет, это все в рабочем состоянии. Ледовый дворец, и футбольный манеж, и новый татарский драматический театр, и ДК «Энергетик» будут работать в сентябре. Все эти объекты строятся, никаких опасений, что они не будут построены, нет. Строители работают, инвестиционные программы выполняются. В этом плане мы можем сказать, что все те обязательства и обещания, которые мы давали нашим избирателям, выполняются в полном объеме.

Участки для многодетных семей, господдержка и велодорожки

Как обстоят дела с выдачей земли для многодетных и обеспечением этой земли инфраструктурой? 

В городской черте земли для предоставления многодетным семьям нет, у города нет таких возможностей. В этом направлении мы работаем с нашими партнерами — Тукаевским районом, чтобы получить их сельскохозяйственные земли и перевести их под ИЖС. Мы идем поэтапно, и около 40% земельных участков, а их около 7 тысяч, мы сегодня смогли обеспечить. 

Проблема только в том, что готовых земельных участков, чтобы выделить их здесь и сейчас, нет. Это непростая работа, которая требует времени и усилий. 

Сколько участков вы переведете в этом году?

Около тысячи участков. Но потребности достаточно большие.

То есть если человек в очереди 1700-й, то он получит через год?

Да.

У министра строительства в планах довести долю ИЖС до 50-60%. 

Я бы не предвосхищал события. Выделить землю — это еще не всё. Нужна инженерная инфраструктура, которую пока никто нигде не предусмотрел. Только на обустройство одного поселка Подсолнухи нужен не один миллиард рублей — таких денег в городском бюджете нет. 

К сожалению, нет ни федеральной, ни другой программы, чтобы решить вопрос по финансированию инженерной инфраструктуры. Землю-то мы многодетным выделим, мы работаем и будем работать в этом направлении — это наша главная задача. Другой вопрос — где найти финансовые ресурсы, чтобы многодетные семьи, которые получат земельные участки, могли бы иметь нормальные дороги, освещение и газоснабжение. Не случайно депутаты Госсовета РТ и Госдумы на самом высоком уровне ставят этот вопрос перед Правительством РФ. Нужна полная ясность, программа, что мы будем делать дальше с этими участками. 

На деловом понедельнике вы сказали, что некоторые родители — больше тысячи человек — не пришли за федеральным пособием в размере 10 тысяч рублей на детей. В чем причина?

Абдул Фархан

По 10 тыс. рублей получили более 60 тыс. челнинских семей — это более 900 млн рублей. Есть выплаты до 5 тыс. рублей. Их получили порядка 20 тыс. челнинских семей на сумму более 300 млн рублей. Получается, было выплачено 1 млрд 250 млн рублей, то есть 80 тыс. семей получили реальную поддержку. 

Кроме этого, 1600 семей не дошли до Пенсионного фонда. Не дошли — это образно, заявку можно подать онлайн. Через сутки деньги поступят к вам на счет. 

Может, кто-то отказался, считает, что некорректно брать у государства, если сам справляешься?

Я думаю, эти люди услышат нас и придут за деньгами, которые для них зарезервированы.

Какую поддержку получают социально незащищенные слои населения в Челнах помимо господдержки? Как помогаете вы и ваши предприятия?

По линии Президента РТ, фонда «Ярдэм янэшэ» в Набережные Челны поступило более 15 тыс. продуктово-продовольственных наборов. 

Но и мы, городское руководство и бизнес-сообщество, не являемся сторонними наблюдателями. Около 4 тыс. продуктовых наборов дошло до челнинских семей. 

Мы смогли мобилизовать наше бизнес-сообщество, депутатов городского совета и Госсовета, сформировали аналогичные продовольственные наборы и направили их в первую очередь многодетным семьям, семьям с детьми-инвалидами, работникам предприятий, которые были вынуждены закрыться, мамам-одиночкам, пенсионерам, у которых нет иных источников дохода и помощи. Все они смогли получить реальную помощь и поддержку. Более 25 тыс. продовольственных наборов за апрель, май, июнь было доведено до жителей нашего города. Мы продолжаем эту работу.

Крупные компании оказали помощь и поддержку: «Челны-хлеб», «Акульчев», предприятия МСБ. Мы еще раз увидели, что в Челнах бизнес отзывчивый, социально ориентированный, умеющий в трудную минуту протянуть руку помощи. Мы за это благодарны нашим бизнесменам.

Есть запрос на закрытие алкозаведений из первых этажей жилых домов. Что думаете об этом?

Если бы это было в моей власти, я бы их за сутки убрал. Но сегодня вопросы реализации алкогольной продукции находятся в ведении федерального центра. Этот вопрос на уровне центра не учитывает в полной мере пожелания граждан.

Я считаю, это безобразие — торговать алкоголем на первых этажах жилых домов. Мы работаем с нашими законодателями, депутатами Госдумы, с тем чтобы изменили ситуацию. Мы понимаем, что за один день это нельзя сделать. Но мы слышим наших людей, не можем отмахнуться от их обращений.

Казань — третья и спортивная столица России. В Татарстане должен быть наведен порядок в плане алкоголя. Иногда ссылаемся на опыт европейских стран. Но ни в Швеции, ни в Финляндии просто так на короткой дистанции из дома купить алкоголь невозможно.

Когда в городе начнут делать инфраструктуру для велосипедистов? И когда для автомобилей сделают специальные автомобильные площадки или многоуровневые парковки?

Я хочу отдать должное предыдущим мэрам — Ильдару Халикову и Василю Шайхразиеву, которые многое сделали, чтобы в городе появилась велосипедная культура. Велосипедные дороги протяженностью 15-20 км в Набережных Челнах есть. Эту работу мы продолжаем. Понятно, что во всем городе это сделать пока невозможно, в силу финансовых возможностей.

У нас достаточно активно строятся платные многоуровневые парковки. Но пока у всех автомобилистов нет культуры и желания или финансовых возможностей пользоваться платными парковками. Если мы покупаем автомобиль, никто нам не гарантирует, что около дома будет парковка. Каждый должен думать об этом. 

Но когда даете разрешение строительной компании, в проекте же прописаны нормативы, что они обязаны предоставить парковочные места?

Вы же видите, что строительство парковок не успевает за автомобилизацией нашей страны. Автомобилизация идет, мы активно занимаемся строительством парковок. В прошлом году мы только на улице Шамиля Усманова смогли 550 мест для парковок сделать. В этом году мы капремонт ул. Усманова делаем, от ул. Татарстан до пр. Вахитова. Там тоже будет не менее 600 новых парковочных мест. Ведем работу, чтобы не только парковки делать, но и расширять улицы для транспорта. Я думаю, что жители сами должны понимать, что есть платные парковки.

Иногда приезжаю к себе домой, я живу в 46-м комплексе. Вижу рядом с ипподромом автопарковку, заполненную на 60%. А двор на 100% заполнен автомобилями. Чтобы парковать платно, нужно перейти улицу. К сожалению, не всегда присутствует культура в собственном поведении.

Как это изменить?

Будем строить дополнительные парковки. Для этого нужны финансовые ресурсы, которых не всегда хватает. Понимание со стороны жителей должно быть. Ставить автомобиль на зеленой зоне — неправильно, мягко говоря.

Когда вы поставите ФК «КАМАЗ» задачу выйти в Премьер-лигу? Горожане ждут с нетерпением.

Когда экономика нормально заработает. Чтобы играть в Премьер-лиге, бюджет футбольного клуба «КАМАЗ» должен быть 500-600 млн рублей. Сейчас их бюджет составляет 100 млн рублей. В данном случае что первично: благоустройство города или футбол? Я думаю, сначала нужно решить более приземленные городские задачи, а потом двигаться в Премьер-лигу. Хотя эта задача с повестки дня точно не снимается. 

Крайний вопрос на сегодня. Как ваше здоровье? Готовы к новым свершениям? Нам нужен сильный мэр и ещё велодорожки!

У нас есть желание, крепкое здоровье, чтобы и дальше работать во благо нашего города, выполнять задачи, поставленные жителями. Будем все недостатки, о которых вы сегодня сказали, исправлять. Ничего не критично. Мы с понимаем относимся к замечаниям от жителей.

Спасибо за интервью.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев