Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

«Ментальный» одноклассник — тоже урок: в Челнах приступают к развитию тьюторской службы в школах

«Ментальный» одноклассник — тоже урок: в Челнах приступают к развитию тьюторской службы в школах
В Челнах создают ресурсный центр для подготовки учителей-тьюторов. Подготовка специалистов станет одним из первых шагов для создания системы инклюзивных площадок в школах и детсадах Автограда. Ежегодно планируется открывать до двух площадок в образовательных учреждениях. Подробнее — в материале ИА «Татар-информ».

Под сукном — 150 заявок от родителей

Сейчас в Центре лечебной педагогики «Чудо-дети» лежат заявки от 150 родителей детей с ментальными отклонениями. Обучение же на инклюзивных площадках города проходят всего 13 учащихся. В центре их называют счастливчиками. Педагог Резеда Бакирова, которая стояла у истоков создания тьюторской службы в Челнах, уверена, что инклюзивные площадки должны появиться в каждой школе города. Впоследствии челнинский опыт можно будет масштабировать до республиканского уровня. Впрочем, уже сейчас у местных тьюторов есть чем поделиться.

Центр лечебной педагогики " Чудо-дети"

В Челнах все началось с обращения родителей, которые хотели, чтобы их дети-аутисты обучались в нормальной школе, но не знали, как этого добиться. Центр лечебной педагогики «Чудо-дети» потратил два года на освоение образовательной модели и обучения ей команды педагогов. Первая инклюзивная площадка открылась в 2017 году в школе № 3, куда пошли шесть разновозрастных детей. Сейчас обучение ведется еще и в школе № 53.

Как сообщила специалист, каждый особенный ребенок числится в своем классе. На деле же тьютор пишет для каждого индивидуальную образовательную программу, в которой определяется, на каких предметах особенный ученик готов учиться вместе со всеми, а на каких ему лучше заниматься отдельно. Тьютор в этой программе ставит цели социально-коммуникативного и академического характера. И эта работа дает результаты.

«Если не отвести в сенсорную комнату, получаем крик»

«Первопроходцы» из числа инклюзивных школьников сегодня овладели многими навыками, которые для здоровых в порядке вещей, а для них — огромный прогресс. Они самостоятельно раздеваются и одеваются, ходят в столовую и знают, когда надо выйти в фойе, где их ждут родители после уроков. И это не считая образовательного багажа, который они получают.

Казалось бы, в правилах поведения школьника в учебном заведении всё элементарно, но для «ментальных» детей не все так просто. Ведь у них идет нарушение кинестетического характера, когда, например, ребенка коснулись рукой, а ему кажется, что его ударили. Или наоборот — когда малыш не чувствует даже самые крепкие объятия. Также бывает искажено восприятие шума и света, очень распространены отклонения вестибулярного характера, объясняет Бакирова.

АНО «Чудо-дети»

На деле это выглядит так: учитель спрашивает ребенка, сколько будет три плюс три, а ему солнечные лучи бьют в глаза. И всё — ученик «закрылся» и не может дать ответ на поставленный вопрос. «Шум» или реакция на негативное окружающее воздействие в нем постепенно копится. В какой-то момент ему становится настолько «больно», что он начинает кричать, кидаться учебниками или как-то еще освобождаться от эмоционального груза. Посторонние считают это проявлением каприза или даже хулиганством, на самом деле это просто особенности организма. Грамотный тьютор понимает, что происходит. И, зная об особенностях своего подопечного, вовремя реагирует на возможное изменение в поведении. Чтобы разгрузить малыша от накопленного «шума», он отводит его в сенсорную комнату. И через десять минут тот опять готов нормально работать на уроке. 

Им больно от солнца и режут слух ошибки учителя

У всех детей свои особенности, а стало быть, и свои победы. «Среди детей, которые заявились на первую инклюзивную площадку, была девочка, которая начинала кричать ненормативной лексикой уже на подходе к школе. Сейчас это социализированный ребенок, который вписывается во все нормы и понимает, что, например, „ворчать“ на уроке нельзя», — отмечает Бакирова. 

Есть мальчик, который начал солировать в школьном хоре, выходить на сцену, и это тоже большое достижение. В случае с такими детьми любой шаг, даже выход к доске, — настоящий прорыв, отмечает педагог. 

АНО «Чудо-дети»

При этом все дети разные, к каждому нужен свой подход. «У нас есть мальчик с высокими интеллектуальными данными, но с полным отсутствием эмпатии к окружающим. Он может быстрее всех справиться с заданием и сесть потом под парту. Был такой случай в тьюторской практике. Потому что он слышит ошибки, которые допускают другие ученики и даже преподаватель, и ему хочется спрятаться. Ребенок не обладает тактом и ощущением социальных границ. Он, выступив на конференции, может сознаться с трибуны, что опыты вообще мама делала — он тут ни при чем. Очень интересный, сложный человек. Но и в его случае мы видим прогресс. Спрашиваем: “Ты понимаешь, почему одноклассник не захотел с тобой разговаривать?” „Да, я у него ручку забрал“, — говорит наш вундеркинд. И это осознание очень важно в первую очередь для него самого», — заявляет специалист.

С родителями труднее всего договориться

Тьютор на уроках не только «ведет» своего подопечного, но и становится помощником учителя, помогая ему понять особенного ученика, правильно реагировать на его поведение. По словам представителя Центра лечебной педагогики, ситуации на уроках возникают разные — школьник может неожиданно встать и пойти к окну или смахнуть учебники со стола. Неопытного учителя такие сцены могут ввести в ступор. Но поскольку тьютор рядом, все быстро нормализуется. Со временем же приходит понимание мотивов поведения особенного ребенка, и преподаватели начинают спокойно относиться к нему.

Кстати, быстрее всего «привыкание» к особенному соседу происходит у одноклассников. У них изначально нет никакого негатива к особенным детям, если их не настраивают взрослые.

«При открытии инклюзивной площадки самой большой проблемой становится родительская настороженность здоровых детей. Перед началом работы мы обязательно проводим собрание, где выступают и тьюторы, и специалисты в области психиатрии. Но родители все равно бурно реагируют на новшество. „А если он искалечит моего ребенка?“, „Он будет срывать уроки!“, „Теперь учителю придется все внимание уделять ему, а наши не усвоят предмет!“ — примерно так высказываются взволнованные родители. Мы, конечно, стараемся успокоить, потому что их страхи надуманные, в том числе и по поводу агрессивности „ментальных“ детей. „Аутята“ никому не могут нанести вреда — только себе. А вот здоровые люди порой готовы поднять руку на больного ребенка — помните, в Казани был случай, когда мальчик заблудился и хотел спросить дорогу, а прохожий принял его взволнованность за агрессию и избил. Все это идет от непонимания особенных людей. Они просто выключены из нашей жизни», — говорит педагог. Бакирова подчеркивает, что ни одного конфликта с участием ученика-аутиста за время существования челнинских инклюзивных площадок не было.

Хотя возникают порой недопонимания и с родителями детей с ОВЗ. «Некоторые мамы страдают повышенной тревожностью. Они звонят и спрашивают у куратора, надело ли их дитё кофточку. Мы сразу обговариваем этот момент: тьютор не нянька, а высококвалифицированный специалист, у него другие задачи. Хотя менять носки, если они намокли, конечно же, приходится. Более того, по правилам, тьютор по итогам дня должен заполнять листок обратной связи, где отражает все изменения в поведении подопечного, в том числе и бытового характера», — поясняет педагог.

По словам Бакировой, например, посещению школьной столовой уделяется большое внимание. У особенных детей часто бывают проблемы с питанием. Одни не могут употреблять жидкую пищу, другие твердую, некоторые вообще по жизни едят только четыре продукта. И расширить пищевую линейку за счет мотивации ребенка — одна из задач родителей и педагога.

Одноклассники о «ментальном» соседе: просто он другой

Не все просто и с переменами, на которых обычные дети балуются и бегают друг за другом. И тут все индивидуально — есть подопечные, которых тьюторы оставляют в классе во время отдыха, а есть такие, которых обязательно нужно увести в сенсорную комнату.

Но коммуникация с одноклассниками очень важна для «ментального» ребенка. И тут в ход идут игры, которые тьютор проводит в сенсорной комнате и на которые приглашает одноклассников. Дети охотно откликаются на такие приглашения, в следующий раз сами со всех ног бегут в «сенсорку». Ведь там так увлекательно! Таким образом налаживается полноценное общение. Дети вообще легко принимают в свой круг сверстников с ОВЗ. «Да, он такой, ну и что?» — говорят они. Более того, после некоторого общения они начинают помогать тьютору — провожают особенного ребенка до столовой, поднимают раскиданные им учебники, дают домашнее задание. Затем они начинают вместе ходить в музей, смотреть театральные представления. Для здоровых ребят это становится как бы в порядке вещей. Так идет не только адаптация «ментального» ребенка к обществу, но и наоборот.

Конечно, школа при приеме особенных детей несет какие-то затраты. Ей предстоит оборудовать инклюзивный класс и сенсорную зону с палатками и батутами, но чаще всего эти моменты не являются препятствием для открытия площадки. «Вопросы решаемы», — говорит Бакирова.

Центр лечебной педагогики " Чудо-дети"

15 тысяч рублей для тьютора — слабая мотивация

 «По закону у нас каждый ребенок имеет право на образование, в том числе и с инвалидностью. Но в наших образовательных учреждениях совершенно не созданы условия для того, чтобы в них учились дети с ОВЗ. И дело даже не в поручнях и пандусах. Там нет кадров, подготовленных для работы с детьми с ментальными нарушениями», — поясняет исполнительный директор Центра лечебной педагогики «Чудо-дети» Ася Кислова.

При этом Кислова понимает директоров, которые, мягко говоря, опасаются, что в их школах появятся особенные дети. «Для этого в наших школах ничего нет!» — отмечает инициатор проекта.

Личный архив Аси Кисловой

Кислова подчеркивает: тьютор — это не просто специалист с высшим образованием, а педагог с психологическим и узкопрофильным образованием — логопеда и дефектолога. «Он должен обладать прикладным анализом поведения, чтобы предвидеть действия своего ученика и ситуации, которые могут помешать учебному процессу», — говорит она. 

«Город поддерживает наше начинание. Но для его осуществления надо выходить на республиканский уровень, поскольку без решения определенных вопросов у нас педагоги-тьюторы не появятся. В первую очередь нужна штатная единица тьютора в каждой школе. Дальше встает вопрос об уровне оплаты труда. Пока им, согласно федеральному законодательству, предлагается работать за оклад в 15 тысяч рублей. Вряд ли мы на такую сложную работу найдем желающих работать за такой минимум. Хотя у нас есть энтузиасты в городе, но на одном альтруизме далеко не уедешь», — отметила руководитель центра. 

Центр лечебной педагогики «Чудо-дети» готов выступить в роли ресурсного центра для подготовки учителей-тьюторов. «Наши педагоги прошли обучение на базе Центра проблем аутизма в Москве. И сейчас могут обеспечить ресурсно-тьюторскую службу города всеми методическими материалами. Они могут прийти в каждую школу и под каждого особенного ребенка написать индивидуальную программу, встроить ее в учебный план школы. Мы готовы заняться созданием инклюзивной площадки: а это работа с педсоставом, учениками, родителями, открытие сенсорной комнаты и другое сопровождение», — заявляет Кислова.

АНО «Чудо-дети»

По ее словам, создавать систему инклюзивного образования в городе рано или поздно придётся, поскольку потребность в ней растет с каждым годом. За последние десятилетия в Челнах значительно понизился уровень младенческой смертности, медики научились выхаживать недоношенных детей, начиная с 500 граммов веса. А это влечет за собой рост количества особенных детей и увеличение потребности в инклюзивном образовании, отмечает специалист.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев