Еще на подходе к дому Арсения Амосова понимаешь – березу здесь любят. Сам дом построен в виде березового ствола – снаружи он покрашен белой краской и форму имеет круглую. По словам хозяина, в будущем он хочет нанести черные пятна на белый фон – получится, как у березы. Даже туалет в хозяйстве сделан в этой же теме – будка облицована березовой корой.
Арсений Амосов – мастер по изготовлению изделий из бересты. Следуя старинным традициям, из березовой коры он делает разнообразные вещи – от мелких поделок до сундуков с резными узорами.
По образованию Арсений специалист по международным отношениям. Но его родители – и папа, и мама – художники. Получается, способность к изобразительному искусству перешла к сыну по рождению.
«В 2000-годах начал заниматься берестой, – рассказывает Арсений Амосов. – Точнее, к этому меня подтолкнул друг. Первое, что я сделал, – это «погрызушка» для его дочери. Так-то я над этим долго голову не ломал: закручивал и закручивал бересту – и оно получилось.
Потом попробовал сделать ремень, сундук. С этого и началось. Затем уехал в Сибирь, чтобы поучиться у настоящего мастера. Есть один очень известный человек в России по имени Александр Варламов. Он лет тридцать назад занялся этим делом и поднял это ремесло в Сибири. С ним я и до этого был знаком. Как-то в разговоре он сказал: «Берестой больше не занимаюсь, научил бы тебя, передал бы тебе свое дело». Так я ездил в Сибирь и учился там два месяца. Это было четыре года назад, мне было 30 лет».
Свои поделки Арсений продает на различных выставках, ярмарках и фестивалях.
«Я больше привязан к Казани, Татарстану. Зовут на «Каравон», «Крутушку», «Спасскую ярмарку». Месячного дохода хватает, чтобы содержать семью из четырех человек. Можно за месяц не заработать ни копейки, можно и неплохой доход получить, – говорит он.
Со своими работами мастер ознакомил и корреспондентов ИА «Татар-информ».
«Делаю емкости для чая, сахара, меда. Такие могу изготовить за один день. На большие шкатулки может уйти неделя. Нельзя сказать, что спроса нет. Я ведь уже 20 лет занимаюсь», – говорит он.
Инструментов у Арсения немного. Малый и большой резачки, два вида стамесок, шило. Узоры на обратной стороне березовой коры вырезаются резачком, мелкие отверстия протыкаются шилом. По словам Арсения, мастера инструмент изготавливают тоже сами, тогда он удобно ложится в руке. Такие инструменты в магазине не купишь.
«Перед тем как приступить к работе, бересту первым делом очищаю, – рассказывает Арсений Амосов. – Иногда заказчику нужны индивидуальный дизайн или размеры. Узоры сначала наносятся на бумагу. Как у любого мастера – если близко подойти к своему ремеслу, то прокормить оно может. Но я не сказал бы, что это легкая работа. И ко мне на обучение приходили многие. Были и те, кто не выдержал и неделю, ушел обратно. Им легче пойти работать на завод».
Бересту Арсений заказывает в Сибири. Собирают ее только в начале лета. Береза нашего региона на создание такой красоты не идет – ее кора рыхлая, рвется. Сколько денег уходит на материал, мастер нам говорить не стал.
Родом Арсений из Челябинска. Супруга из Татарстана. В усадьбу в марийских лесах семья переехала три года назад. Воспитывают двух дочерей – трех лет и одного года.
«Если способность передана по генам, то вопрос, кем быть, не встает, – говорит Арсений. – Вот наша дочка Анастасия, похоже, тоже получила такую способность. Ей не было еще и двух лет, а она уже интересовалась, даже начала шилом сшивать сделанные мной крышки шкатулок. И рисовать она любит», – отмечает он.
Конечно, у изделий ручной работы и цена достойная. Например, вставленное в украшенную узорами берестяную рамку зеркальце размером с ладонь стоит тысячу рублей.
В планах у мастера – расширение производства.
«Хочу открыть мастерскую побольше, собрать и обучить людей из деревень, где работы нет. Тогда деятельность можно вести и шире. Дом, в котором мы сейчас живем, хочу перевести под мастерскую, а для семьи построить другой дом, поглубже в лесу», – делится Арсений Амосов.
Нет комментариев-