На мероприятии присутствовали как официальные лица, так и заинтересованные представители бизнес-сообщества, которые обсудили практические вопросы российского экспорта в КНР.
Конференция проходила под совместной эгидой Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) и Кантонской ярмарки — торговой выставки Китая, которая ежегодно проводится с 1957 года. Представители Ярмарки с помощью видеосвязи пообщались с казанскими участниками конференции и пригласили их посетить выставку для более тесного сотрудничества с китайским бизнесом.
В то же время, представители татарстанских властей также активно участвовали в обсуждении главного вопроса мероприятия — российского экспорта в Китай. Присутствовавший в зале заместитель министра промышленности и торговли Татарстана Денис Валеев отметил некоторые особенности торговли с Китаем. По его словам, одну из ключевых ролей здесь играет поддержка торговых отношений властями двух стран, поскольку именно на ее наличие китайцы обращают свое внимание в первую очередь. «Татарстан, как республика в составе РФ, очень активно работает над укреплением связей с различными китайскими провинциями и создает нормативную базу, заключая с ними договоры. Мы понимаем, что для бизнеса договор между органами государственной власти не так важен. Но работая с Китаем, очень важна поддержка и понимание со стороны государственных органов власти. Все деловые партнеры из Китайской народной республики (КНР) очень внимательно относятся к установлению связей с нами, как с администрацией республики, и потом уже приступают к более активной проработке B2B (деловых, — прим. Т-и) связей, для этого у нас также существует торгово-промышленная палата Татарстана (ТПП РТ)», — рассказал Валеев.
Также Денис Валеев отметил, что в настоящее время продажа российских товаров в Китай идет довольно успешно, однако большинство из них не относится к промышленной продукции, экспорт которой только предстоит наладить. «Буду максимально откровенен. Поставки промышленной продукции из Республики Татарстан и России в Китай — это вызов, это на самом деле очень сложно. Сегодня Россия активно развивает поставки продовольствия и бытовых химических средств в Китай. Но так, что бы мы смогли наладить эффективную работу по промышленному сотрудничеству, мы пока сказать не можем, это большая наша недоработка, которую мы пытаемся исправить в настоящий момент. Сегодня ключом является информация. Информация о том, что потребляет рынок в Китае, является ключом к тому, чем мы можем быть полезны этому рынку. Самое главное — это понять, что же нужно нашим китайским партнерам», — считает Денис Валеев.
Валеева дополнил еще один представитель республиканских властей, — начальник Управления территориального развития Министерства экономики РТ Булат Хайрутдинов, который рассказал китайским представителям об экономическом потенциале Татарстана и тех мерах поддержки, которые должны привлечь иностранных инвесторов в республику. «Одним из ключевых направлений развития Татарстана является человеческий капитал. Уже сегодня мы обеспечиваем наших инвесторов квалифицированной рабочей силой. Результаты проводимой работы в республике по достоинству оценены международными рейтинговыми агентствами. На протяжении трех лет подряд Татарстан занимает первое место в инвестиционном рейтинге регионов России. В республике активно применяется механизм налоговых преференций. Инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, мы предоставляем снижение ставок налога на прибыль и имущество. Также особый налоговый режим предоставляется для резидентов особых экономических зон (ОЭЗ). На территории республики их две — одна промышленного-производственного типа, это ОЭЗ „Алабуга“ и вторая — технико-внедренческого типа, это ОЭЗ „Иннополис“», — заявил Хайрутдинов.
Помимо республиканских чиновников на конференции присутствовал и официальный представитель Китая — заместитель Генерального консула КНР в Казани Чэн Вэй. По его словам, сейчас китайский бизнес ищет новые рынки для инвестиций и расширения, поэтому Татарстана есть все возможности для появления успешных совместных проектов. «Кантонская ярмарка имеет самую старую историю и располагает самым богатым ассортиментом товаров. Она привлекает наибольшее количество участников среди всех торговых ярмарок Китая. Успех Кантонской ярмарки является символом проведения политики реформ правительства Китая и его экономического чуда. Инициатива „Один пояс — один путь“, выдвинутая Китаем, отвечает потребностям развития стран, находящихся вдоль Шелкового пути. Ее сопряжение вместе с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) дает сильный импульс развитию российско-китайского практического сотрудничества. Татарстан располагает богатыми природными ресурсами, имеет развитую промышленность, служит важным транспортным узлом, славится инвестиционной привлекательностью и прилагает максимум усилий для привлечения иностранных инвестиций. Предприниматели Гуандуна (провинция Китая, в которой проводится Кантонская ярмарка, — прим. Т-и). имеют большое желание инвестировать за границу и установливать деловые отношения с партнерами в России на базе Кантонской ярмарки с целью раскрытия инвестиционного потенциала и общего выигрыша. Генеральное консульство Китая в Казани всегда готово оказывать содействие в налаживании контактов между предпринимателями двух стран», — уверен заместитель Генерального консула КНР в Казани.
В свою очередь, представители Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) перевели беседу в практическое русло. Первый вице-президент РАСПП Маргарита Федотова, которая одновременно исполняла роль ведущей конференции, рассказала об изменившихся трендах мировой торговли и особенностях ведения бизнеса в современном Китае. «Сейчас меняются тенденции. Если раньше, в основном, все интересовались экспортом, и Китай рассматривался как центр промышленности, то сейчас акценты меняются — КНР рассматривается не только как поставщик, но и как инвестор в рамках программы „Один пояс — один путь“. Компании выходят на международные рынки, размещают производства в других странах. Также Китай рассматривается и как потребитель продукции, в том числе российской», — отметила Федотова.
Возвращаясь к практической стороне вопроса, наиболее важной для присутствующих в зале предпринимателей, Федотова привела примеры распространенных ошибок, которые, как выяснилось, допускают даже крупные российские игроки. «Первым делом для выхода на китайский рынок нужно обезопасить свою торговую марку, зарегистрировав ее — в Китае не действует Мадридское соглашение (об авторском праве, — прим. Т-и), поэтому регистрировать обязательно нужно там. Как показательный пример — шоколад „Аленка“ холдинга „Объединенные кондитеры“. При выходе на китайский рынок они были первопроходцами и еще не знали, какие шаги им нужно было там делать. Их торговую марку зарегистрировала на себя китайская компания, процесс регистрации там примерно такой же, как и в России. Сейчас у „Объединенных кондитеров“ большие проблемы — чтобы легально завезти свой товар на территорию Китая, им нужно спрашивать разрешение у этой компании и, насколько я знаю, на сегодняшний день они закрыли проект вывода „Аленки“ на Китай. И еще такой совет — чтобы продавать в Китае, входить в их торговые сети и электронную коммерцию, нужно быть там (физически, — прим. Т-и). То есть дистанционно это не получится, нужен человек, который будет там ходить, отслеживать тренды и налаживать связи. Дистанционно это сделать очень сложно, вы не будете ничего контролировать, не будете понимать, что делать, будет расти недоверие и в итоге это все закончится», — считает Маргарита Федотова.
С ней согласился еще один представитель РАСПП — Сергей Алмазов, который не первый год занимается торговыми связями с Китаем. Он предостерег российских предпринимателей от сиюминутной выгоды полулегальной торговли в приграничных зонах КНР, которая в дальнейшем может обернуться серьезными проблемами. «Казалось бы, огромнейшая наша корпорация („Объединенные кондитеры“, прим. Т-и), совершает такую глупость — начинает активно продавать на китайском рынке, не подумав о безопасности. Сейчас они с трудом договорились, не без помощи правительственных связей, все-таки решили этот вопрос. Но если мы говорим о малом и среднем бизнесе, то, конечно, нужно понимать, что если продажи пошли, то нужно (в Китае, — прим. Т-и) регистрировать компанию и бренд, только так. Потому что в китайском суде будет права китайская компания, это так. Что касается логистики — я расскажу о трех путях выхода на китайский рынок. Есть такое понятие, как приграничная торговля — это зоны, которые позволяют упрощенной схеме завозить продукцию без сертификата. Разрешено покупать и продавать продукцию, допустим, через интернет-магазины как бы частным людям, можно продавать фуры и вагоны. Заходит товар на территорию Китая, расползается, в основном по северной части, что-то доходит до центра. Здесь есть два момента: если захотите роста — в (торговые, — прим. Т-и) сети вам будет практически не зайти, потому что на вашу продукцию уже будет существовать определенная заниженная цена. Когда вы привезете эту продукцию официально, со всеми документами и сертификатами, то стоимость товара значительно вырастет, но представители сетевиков будут сравнивать цены — почем вы предлагаете и почем можно купить на внутреннем рынке продукцию, которая попала через приграничную зону», — объяснил Сергей Алмазов.
В заключение Алмазов рассказал предпринимателям о возможных путях входа на китайский рынок, а также об особенностях каждого из них — железнодорожного, морского, автомобильного и комбинированного. «Очень хорошая площадка для входа в Китай, если мы говорим о продукции среднего сегмента, — это Гонконг, который, по крайней мере, для южной части КНР, является картинкой, на которую все пытаются равняться. И сегодня то, что потребляет житель Гонконга, надо и всем остальным (китайцам, — прим. Т-и). Есть и другие пути — открывать свое представительство и работать там, на месте. Но здесь, естественно, требуется штат специалистов, которые будут понимать особенности работы в Китае. Второй путь — дать право дистрибуции, но здесь очень важно не давать эксклюзивные права, чтобы вы могли иметь возможность добавлять новых дистрибуторов. С логистикой нужно понимать, что есть четыре маршрута. Первый — это ускоренные контейнерные поезда, которые сейчас набирают популярность, они идут около 16-17 дней. Есть поезд через Монголию, Казахстан, количество маршрутов и поездов растет, и в течение 2-2,5 недель ваш товар может оказаться на территории Китая. Самый традиционный маршрут — это морской путь, это в среднем, 50 дней. То есть это более долгий, но дешевый путь. Есть и комбинированные пути — железнодорожные и морские, и соответственно, пусть автомобилем через Казахстан. Такой путь тоже есть, зачастую, таким образом возят кондитерскую продукцию, и весьма успешно», — заключил Сергей Алмазов.
Нет комментариев-