Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Марат Гибатдинов: Если убрать пласт татар за пределами РТ, мы бы остались без Джалиля и Тукая

Марат Гибатдинов: Если убрать пласт татар за пределами РТ, мы бы остались без Джалиля и Тукая
Как глобализация изменила национальное образование, чем помогут дореволюционные наработки татарских педагогов против утечки кадров за рубеж и почему татарский мир всегда выходил за рамки Татарстана – в интервью каналу «ТНВ» рассказал глава Центра истории и теории национального образования АН РТ Марат Гибатдинов.

О современной школе: Ждать изменений общества от введения новых предметов и учебников — это большая иллюзия

Что вы вкладываете в понятие «национальное образование»?

Есть два значения этого термина в современном мире — широкое и узкое. Нас интересует второе, которое касается вопросов этноса. Например, татарское образование. Оно является неотъемлемой частью общероссийской системы единого образовательного пространства. Но есть и определенная специфика, традиции, о которых нужно говорить отдельно.

Многие считают, что если ввести в школе новый предмет, дать детям новые учебники — то мы сразу изменим наше общество. Но это большая иллюзия. Да, школа — это очень важный инструмент. Но если при выходе из школьных ворот вся жизненная ситуация говорит об обратном, то чему будут следовать ученики? Станут ли зазубренные ответы частью их личного мировоззрения? Марат Гибатдинов

Поэтому сегодня одна из актуальных проблем педагогики — то, как соотнести это воздействие нашей жизни и установок из традиционных институтов: семьи, школы. 

О глобализации и «золотом веке» национального образования: Если есть внутренний стержень, то не важно, в какой точке мира вы учитесь

Сто-двести лет назад не существовало тех информационных потоков, которые есть сейчас. Можно ли назвать то время «золотым периодом» национального образования?

То, что когда-то давно были некие славные времена — это тоже иллюзия, обращенная в прошлое. Это характерно для всех цивилизаций.

Если мы говорим о татарской системе образования, то, конечно, ее расцвет объективно относится к рубежу XIX–XX веков. К этому вопросу относились очень серьезно еще в дореволюционные времена, а также в первые годы советского строя.

В дореволюционные годы татары пришли к осознанию того, что жизнь изменилась и для успеха в ней нужны изменения в национальном образовании. Этот процесс успешно завершился, и к началу 20-го столетия татары смогли выстроить свою самостоятельную систему образования.

Сейчас у нас ситуация непростая. Но если смотреть в исторической перспективе, то легких и простых ситуаций не было вообще никогда. Во все периоды были свои проблемы.

Сегодня наши студенты могу учиться в Петербурге, Москве и других городах. Конечно, мы не можем ограничивать их и заставлять обучаться только в переделах Татарстана. Это просто невозможно в современном глобальном мире. И здесь очень важен тот дореволюционный опыт, который показывает — мы можем быть открытыми, учиться где угодно.

Если у нас есть внутренний стержень и осознание себя как представителя своего народа, то все это не имеет значения. Ведь потом вы возвращаетесь и служите своему народу. При такой мотивации никакая «утечка мозгов» нам не страшна. Марат Гибатдинов

«Татарский мир всегда выходил за пределы республики»

Национальная тема волнует множество татар далеко за пределами республики. Многим из них значительно проще понимать русский язык, чем татарский. Но запрос на изучение родной культуры и языка никуда не исчез. Насколько важна роль этих людей для продвижения татарской культуры и языка?

Безусловно, это очень важно. Посмотрим на знаменитых татарских представителей культуры и науки: если мы отсечем этот огромный пласт татарского населения, которое живет за пределами Татарстана, то у нас не было бы ни Мусы Джалиля, ни даже Тукая.

Казань всегда традиционно являлась центром притяжения, культуры, образования, религиозным центром. Но татарский мир намного больше Казани, намного больше Татарстана. Он всегда состоял не только из одного очага, откуда все распространялось. Марат Гибатдинов

Сегодня некоторые наши оппоненты пытаются говорить, что Татарстан стремится оказывать влияние. Нет, мы просто пытаемся возродить ту традицию, которая была всегда.

Там, где жили татары, всегда была мечеть, всегда была медресе и там всегда пытались возрождать национальные, религиозные традиции. Тот же самый татарский театр родился отнюдь не в Казани. В современных условиях нам очень важно, чтобы те татары, которые живут сегодня в других регионах, сохраняли и развивали эти позитивные традиции. 

«Региональные особенности — лишь вариации общенациональной татарской культуры»

Вы им в этом как-то помогаете?

К сожалению, сегодня наши возможности ограничены даже на республиканском уровне, поскольку существует проблема межбюджетных взаимоотношений. Тем не менее, мы пытаемся помогать, насколько это возможно. Будучи научным учреждением, мы всегда открыты для сотрудничества. У Института истории есть несколько филиалов в регионах России, где работают местные специалисты под нашим научным руководством и развивают исследования по общей истории татарского народа. Мы пытаемся возродить научные центры, которые были в свое время в различных регионах. 

Сегодня появился новый вызов, который связан с местными особенностями татарских общин в различных регионах: диалекты, костюмы, говор и. д. У тех, кто живет за пределами Татарстана, есть своя местная, региональная специфика. Но надо четко понимать, что эта специфика — только вариация общенациональной татарской культуры. 

Последний пример — т. н. северо-западный диалект башкирского языка. Это как раз то, о чем вы говорите?

Даже без вмешательства политического момента, который существует сегодня в Башкортостане, некоторые представители татар, которые живут в Сибири и других регионах, сами иногда ставят на повестку дня вопрос о признании себя отдельным народом.

«Без подпитки классической татарской культурой у местных сообществ татар нет шансов на выживание» 

Получается, когда мы записываем свою национальность, то вносим свой вклад в развитие национального образования в регионе своего проживания? 

Да, конечно. Сегодня вся система образования официально является сферой услуг, и она направлена на потребителя. Сегодня наша задача — подготовить наших «потребителей» — родителей и ребят, чтобы они знали свои права. 

Система образования должна отвечать именно их потребностям и запросам. Как грамотно сформировать систему, которая будет выпускать патриотов своей страны и своей малой Родины, хранящих свой язык и традиции? 

Все законодательные возможности для этого есть. И если мы это не осознаем, то через несколько лет может быть уже слишком поздно. Потому что уже не будет кадров, которые могли бы преподавать на татарском языке любой предмет. Марат Гибатдинов

Сегодня мы можем создать учебник любой сложности для любой образовательной линии на татарском языке. Если мы не будем поддерживать и развивать эту традицию, то постепенно наш язык попадет в разряд исчезающих.

Когда язык уходит из школ, документооборота и телевидения, то сфера его применения резко сокращается. Вместе с этим падает и потенциал его дальнейшего развития и сохранения. Это законы существования современного мира. 

Возвращаясь к тем, кто хочет отделить какие-то этнические группы. Вы отделитесь, но через одно-два поколения эта локальная культура исчезнет, если она не будет подпитываться большой классической татарской культурой, у которой намного больше шансов для выживания. 

О сохранении родного языка в современном мире: При желании, это можно сделать даже без поддержки государства

Получается, что ваша задача — сформировать спрос на вовлеченность татар в свою культуру? Чтобы они не чувствовали себя оторванными от нее?

Сегодня есть много примеров, когда владение языком ведется не в ущерб чему-то другому, а наоборот, является плюсом. Это расширяет ваши горизонты. Мы приводим в пример таких выдающихся ученых, как Сюняев, Сагдеев и других, которые являются корифеями мирового уровня. Тем не менее, они сохраняют свою татарскую идентичность. Они интересуются историей, традицией своего народа и занимают очень активную гражданскую позицию в этом плане. 

Мы часто приводим в пример наших соплеменников за рубежом, которые на протяжении 70 лет, не имея связи со своей родиной, сумели сохранить язык, религию, обычаи, традиции. Это показывает, что даже в современных условиях без всякой поддержки государства это возможно.Марат Гибатдинов

О мировом тренде возвращения народов к культурным истокам: Иногда только в ценностях предков мы можем найти утешение и опору

Озвучьте ваш прогноз развития национального образования. Что нас ждет?

Я надеюсь, что мы не потеряем тот задел, который имели в XX веке. Надеюсь, что в ближайшем будущем система национального образования будет развиваться разнонаправлено. Будут государственные школы, будет развиваться система билингвального образования. Но также я надеюсь, что получат развитие и частные проекты, не связанные с государством. Будут открываться частные детские сады, частные школы и так далее.

Когда система развивается разнонаправлено, не только из одного центра, тогда она более устойчива. У нее больше шансов для успешного и устойчивого развития. Я надеюсь, что это будет производить кумулятивный эффект. И те, кто сегодня считают, что детям не нужны дополнительные учебные часы для изучения родного языка, они изменят свое отношение.

Сегодня глобализация продолжается, остановить ее невозможно. Но мы видим — по всему миру люди и народы возвращаются к своим корням. Это стало очевидным в нынешнем году. На фоне пандемии и изоляции произошла переоценка многих ценностей.Марат Гибатдинов

Оказалось, что несмотря на то, что мы живем в современном мире, те ценности, которые были у наших предков не теряют своей актуальности. Иногда только там мы можем найти утешение и опору.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев