Группа «Казан егетлэре» стали молодостью родившегося в советское время поколения, новым дыханием татарской эстрады. Группа была создана в конце 90-х известным московским продюсером Рафаэлем Мазитовым. Марат Галимов, как и Артур Мингазов, – участники самого первого состава группы. Проработав 17 лет, коллектив распался. Артур Мингазов и Марат Галимов образовали собственный проект – дуэт «Артур-Марат».
Творческий тандем Артура и Марата просуществовал пять лет и буквально в начале этого года тоже распался. В апреле в интервью «Татар-информу» Артур Мингазов рассказал, почему они с Маратом больше не работают вместе.
Марат Галимов – заслуженный артист Татарстана, выпускник Казанской государственной консерватории. Родился в 1977 году в Заинске. В 1996 – 2014 годах – солист музыкальной группы «Казан егетлэре». В 2014 году получил тяжелую травму, сорвавшись с крыши своего строящегося дома. Полгода был прикован к постели, но нашел в себе силы вернуться на сцену.
В своем интервью Артур Мингазов затронул вопросы, касающиеся как совместного творчества, так и личности Марата. Слова коллегии по сцене задели Марата Галимова, и он пришел в «Татар-информ», чтобы разъяснить некоторые упомянутые Артуром моменты.
«Я вообще не хотел читать это интервью. Что будет говорить Артур, как преподнесет, я и так знаю, мы же с ним 20 лет вместе работали – я знаю и характер его, и стиль. Но в некоторых местах он сказал такое – для меня его слова прозвучали очень обидно. На них я отдельно остановлюсь.
Что меня больше всего расстраивает? Комментарии. Люди пишут, что якобы дуэт распался из-за Марата, Марат променял дуэт с Артуром на Тямая (татарский певец Фирдус Тямаев. – Ред.), а Артур – «ты молодец!». Такие комментарии читать тяжело, но я все же сказал себе – никуда не пойду, никакие интервью давать не буду, мелочиться не стану. Но, однако вот, сижу здесь и даю интервью – к нему меня подтолкнули слова Роберта абый Миннуллина (народный поэт Татарстана. – Ред.).
Как-то друзья отправили мне скриншот комментария Роберта абый Миннуллина, где он пишет: «Был дуэт с очень красивыми голосами. Насколько я знаю, инициатор – Марат. Очень странный шаг с его стороны. На пике популярности на такой шаг не идут. Глупый поступок от Марата. Артур – тот, кто вывел его на сцену и сделал певцом. Артур настоящий профессиональный исполнитель. Если воссоединятся, для обоих будет хорошо. Наверняка двум людям сложно все время работать в согласии…»
Эти слова задели меня за живое. Когда я попросил Роберта абый пояснить, он мне написал: «Марат, я этот материал и не видел. Журналисты что-то напутали. Откуда мне знать, что там между вами происходит?! Потом, дело же не в этом – распались, ну и все на этом. Кто первый ушел, кто второй – это неважно. Дай интервью, как это сделал Артур. Скажи правду! Когда ты сам молчишь, гуляют всякие версии. Вообще вы занимаетесь ерундой. Будьте серьезнее, ребята». Прошу у Роберта абый прощения. Мы с ним созвонились. Он сказал: «Марат, пой, если нужны будут тексты песен – пожалуйста!»
Мне и после «Татар жыры» журналисты много раз звонили. И после интервью Артура были звонки. Они говорят, «Давай ты тоже ответь ему, почему так оставляешь?» Я сказал: «Нет, не буду мараться, я вам скажу одно, а вы перевернете по-своему. А потом я окажусь виноватым».
Но после слов Роберта абый решился дать интервью. Я здесь не для того, чтобы оправдываться или компрометировать Артура. Просто хочу внести ясность в его слова, сказанные им обо мне.
Во-первых, о том, что я на фестивале «Татар жыры» якобы для пиара сообщил о распаде дуэта.
Может, это и стало пиаром – «Татар жыры» смотрит большая аудитория. Но даже если так, это не было каким-то подготовленным пиаром. Артур ведь давно уже говорил, что хочет петь отдельно, сделать сольную карьеру. Еще за год до этого случая в «Татар жыры» он нам с Булатом Хасановым, нашим концертным директором, говорил, что собирается записывать сольные песни и будет совмещать сольную карьеру с работой в нашем дуэте.
Тогда я Артуру сказал, что собственная карьера будет отнимать у него много времени и дуэт наш проживет максимум два-три года. Так и вышло – не прошло и года, он распался. Но тогда Артур сказал, что будем работать в дуэте.
Мы с Булатом против его сольного пения не возражали. Артур отдал свои песни на ротацию, снял клипы для телевидения. А я даже не думал петь отдельно и даже на «Татар жыры» не собирался говорить, что дуэта больше не будет, а просто сказал, что нас можно будет увидеть и отдельно. Кто слушал внимательно, тот понял, что дуэт не распадется.
А кому-то показалось, что я говорю – мы с Артуром расходимся, каждый сам по себе, у каждого из нас будет сольная карьера. Пошли слухи. Мое заявление на «Татар жыры» вышло немного запутанным, и для меня оно было экспромтом. Конечно, и для Артура было неожиданным. Просто так получилось…
Артур после «Татар жыры» ходил все обдумывал. И как-то после мероприятия в ресторане «Тимерхан» подошел к нам и прямо сказал: «Ребята, я в дуэте петь не буду». А нас еще были запланированные выступления. Мы его пытались уговорить еще поработать. Он отказался. Сказал: «Или пусть Марат поет сольно, или я буду петь сольно».
Поэтому обращаюсь ко всем: друзья мои, кто писал комментарии, посты, – это не я развалил дуэт. Возможно, вина тут лежит и на мне, и на Артуре. Но Артур первым сказал: «Я не буду работать в дуэте». Стоял бы сейчас он рядом, подтвердил бы, что было не так. Наш концертный директор Булат был свидетелем этого разговора, он очень честный парень.
Второе, что меня удивило в интервью, – его слова о том, что именно он предложил мне поработать тамадой, якобы он заметил мои способности.
Но это ведь не так. Еще в пору работы с первым составом «Казан егетлэре» я предлагал ребятам вести свадьбы, юбилеи, зарабатывать на этом. Тогда один из нас сказал, имени называть не буду: «Мы группа статусная, вести свадьбы, юбилеи от имени «Казан егетлэре» нам не к лицу».
Мы отказались от этой идеи. Потом, когда уже мы стали дуэтом, я как-то Артуру сказал, что хочу заняться этим, так как мне надо кормить семью. Артур предложил работать вместе. Я сказал, что хочу один попробовать. Что мы могли бы выступать на празднике как дуэт, а вести его буду я. Вот такой был разговор. А Артур почему-то приписывает идею себе, откуда он это взял – непонятно.
Третье, что меня удивило, связано с Тямаем. Меня очень удивили слова Артура, что Тямай якобы ниже меня статусом, что мне не стоит работать «под ним», что Тямай еще только получил заслуженного, а я уже давно «заслуженный» и так далее.
Еще когда мы с Артуром только стали дуэтом, у нас состоялся разговор с Фирдусом Тямаевым. Артур наверняка помнит. Артур тогда сам предложил Тямаю взять нас в свои концерты. Чтобы в Челнах, в тех регионах Татарстана нас люди увидели, узнали. И это был правильный ход. Тямай согласился, он человек очень открытый и отзывчивый. Мы пели на концертах Тямая.
И с какой стати сейчас Артур делает такие заявления – я не понял. Тямаю это не понравилось. Я, конечно, ему сказал, что не стоит тратить на это нервы, что такие вещи случаются, еще сильнее могут ударить. Но Тямай хочет понять, и он собирается спросить Артура, чтобы тот ответил, глядя ему в глаза.
И четвертое– это связано с моей женой. Всего одно предложение, но ответ Артура меня просто убил. Они с журналистом обсуждают, что я вышел работать с Тямаем, и журналист выдает очень странную мысль: «Наверное, деньги нужны. И жена ведь у него намного моложе его самого». Артур отвечает: «Да, именно так».
Артур, за двадцать лет работы с тобой чего только не было. Были тяжелые времена, даже на хлеб не хватало, кусок хлеба делили… Но такую вещь ты не должен был говорить, мне кажется. Если бы спросили о его жене, я бы или похвалил ее, или сказал бы, что это не мое дело. Сказал бы – идите спросите у него самого. Артур должен был дать именно такой ответ. Моя жена, пока я был прикован к постели, ухаживала за мной целый год. Я очень ей благодарен! У меня был сломан позвоночник, ноги, даже двинуться не мог, все болело ужасно. Каково это – ухаживать за лежачим больным, знают только те, кто сам это делал.
То, что Артур так ответил, – неправильно. Возможно, он так и не отвечал, но так вышло, якобы у Марата жена молодая, денег не хватает, поэтому, наверное, она выгнала его на работу. А кому в этой жизни денег хватает?!
Дорогие мои журналисты, и вам денег не хватает. Да, журналистам, конечно, надо что-то писать, нужны кричащие имена, чтобы люди читали. Это ваш хлеб – понимаю, но во всем должна быть мера. Если хотите узнать, выгоняла ли человека на работу жена, это надо спросить у самого человека.
Что касается того, почему я работаю у Тямая. Когда Артур перестал работать в дуэте, я не знал, что делать. Нас еще в ноябре позвали на «Мост дружбы», Артур сказал, что ехать не может, с работы не отпускают. Мы не стали возражать.
Так мы с Булатом остались без денег. И после этого были разные концерты-мероприятия, звали наш дуэт. Предлагал себя одного – их не устраивает, нужен дуэт.
Не знал, что делать. Решил позвонить Тямаю. Говорю, такая вот ситуация, мне надо работать сольно. Давай, говорю, приеду в Челны, Альметьевск, покажусь пару дней на твоих концертах, люди увидят, начнут говорить… Тямай не был против. Уехал на два-три дня в одном костюме, вот уже три месяца езжу с Тямаем, работаю.
Спасибо Всевышнему – показал мне способ выйти на сцену. Работать с Тямаем – это для меня выход к зрителю. Записал новые песни. Потому что своих песен не было. Я ведь и не думал сольно петь, и мысли не было. Сольно я пою от безвыходности. Вот всё, что я хотел прийти и сказать здесь.
– Марат, когда распалась ваша прежняя группа, не думал петь с женой Линарой? Сейчас ведь все поют с женами…
– Этот вопрос мне не задает только ленивый. И жена говорит – давай петь. Я с женой петь не могу – мы рассоримся (смеется).Нас как-то позвали вместе выступить на концерт, где и президент был, мне кажется, хорошо выступили. Только записывать песню было тяжело – она свое говорит, а я свое. Но все равно пришли к общему мнению.
Но если каждую песню так начнем записывать, будет тяжело. А что касается дуэта с Линарой, возможно, запишем пару песен.
– Марат, несколько лет назад ты травмировался и довольно долго лежал в постели. Вот этот случай помог тебе понять, кто есть кто? Как тогда себя повели твои друзья, тот же Артур? Помогали, навещали?
– Наверное, будет неправильно рассказать все открыто. В тот день, когда я сорвался с крыши, со мной был Булат. Помог лечь в РКБ, Артур тоже приехал. Рядом со мной каждый день были жена и мои родители. Жена от меня даже не отходила. И прогонял, и ругал, чтобы ушла.
Наш концертный директор Булат тоже приезжал почти каждый день. Артур тоже приходил, если скажу, что не приходил, несправедливо будет по отношению к нему. Но, говорят, чтобы понять, кто твой друг, попробуй дать человеку власть или окажись в тяжелой ситуации. Кто есть кто – сразу становится ясно.
Я остался в очень затруднительном положении в плане денег. Деньгами никто не помог. Это не критика и не обида, у каждого своя жизнь. Кто мне протянул руку помощи, а кто нет – знаю только сам. Есть и такие, кто говорит, что мне помог, у кого-то помощь только на словах… Имена не буду называть – не хочу сплетничать.
Слава Аллаху, моя жена днем ухаживала за мной, ночью работала администратором в ресторане. Она совершила ради меня такой героический поступок. Еще ребенок маленький – родители помогали с обеих сторон, спасибо им. У меня ведь положение было серьезное – речь шла об ампутации ноги. А я дал себе слово: захромаю – на сцену больше не выйду.
Мне жена сказала – пой один, ты станешь популярным. А я привык работать в команде, мне нужно, чтобы рядом были люди. Что бы ни происходило в жизни, Аллах меня толкает к сцене, только хочу уйти – обратно ведет на сцену. Сначала ушел из «Казан егетлэре». С Артуром снова воссоединились, стали дуэтом. Теперь ушел Артур, дуэт распался.
С 25-летним багажом снова ступил на эту сцену. Никогда не думал, что буду петь сольно. Но это жизнь, она нас ведет…
– Значит, начнешь выступать, как Марат Галимов?
– А куда деваться?! Пробую петь, вроде получается, люди говорят – хорошо, давно надо было самому петь. А кто-то до сих по говорит: «Почему развалили дуэт? Хороший был дуэт». А я людям объяснял, что Артур работает на государственной работе, поэтому не может уйти.
– Артур в своем интервью сказал, что вам как исполнителям некуда больше стремиться, вы достигли пика в творчестве. Согласен?
– У каждого артиста своя вершина. Артур, возможно, уперся в свой потолок и дальше уже не захотел идти… А что касается нашего дуэта, по мне, так до потолка еще было далеко. Если речь идет о потолке татарской эстрады, то тут вообще не так. Потолка нет, надо расти всесторонне.
– У «Казан егетлэре» новый состав. Общаетесь с ними?
– Здороваемся при встрече. Так, близкого общения не было. Как-то пришлось выступать на одном концерте. Они спели очень красивый гимн. Я сказал: «Классно получилось, ребята». Когда я их похвалил, в ответ они меня тоже…
– Их можно считать вашими продолжателями?
– У них стиль поменялся. Они перешли на более ритмичные, танцевальные вещи. Мы ведь пели патриотические, народные песни, серьезные вещи. Не говорю, что они не поют серьезное, у них свое направление. Кто-то считает, что они уронили статус имени «Казан егетлэре», а кому-то кажется, что наоборот. Сколько людей – столько и мнений. Пусть идут своим путем!
– Какие песни самого популярного периода группы «Казан егетлэре» ты считаешь лучшими? Такие, что достойны остаться в истории татарского искусства. «Миляуша»?
– Мы ведь на эстраду пришли с песней «Миляуша». Были и другие хиты – сильным получилась «Нигэ яна йорэгем». Мы там впервые использовали рэп. Записали песню «Саргайган мэхэббэт» и клип выпустили – она стала очень популярной.
И критики нам досталось много. В Камаловском театре вышли петь «Миляушу» в трико, кроссовках. Нас сильно раскритиковали. А это мы вышли по-своему, по-молодежному. Мы были среди первых, тогда не было такой группы и таких песен. Сейчас послушаешь эти песни – аранжировки 19-летней давности исполнить никто не может, это я могу сказать точно. Песни мы записывали месяцами. А сейчас ведь за каждый поход в студию надо платить. А мы приходили, слушали аранжировку, изменяли ее, заново записывали вокал…
– Почему-то «Казан егетлэре» не смогли выдать такую песню, чтобы она стала гимном Казани…
– Такую песню мы пробовали записать. Писали также с Айдаром Галимовым песню «Казань – Уфа», чтобы объединить башкир и татар, – она как-то не пошла. Или ротации не хватило? А во времена нашей «Казан егетлэре» исполненного нами такого гимна не было. А возможно, если бы мы сейчас работали, он появился бы, ведь с возрастом смотришь на вещи и на людей по-другому. Написали бы.
– А сейчас как Марат Галимов – не хотел бы написать песню, которая станет гимном Казани? Ты ведь, что ни говори, остаешься одним из «Казан егетлэре».
– Об этом еще не думал, если честно. Надо будет подумать.
– Марат, извини, но вернусь к теме жен. Лучше у тебя спрошу, чем у кого-то: с первой женой общаетесь?
– У меня ведь двое детей от первой жены. Слава Аллаху, они уже большие. Ралине семнадцать, сыну Сулейману скоро тринадцать. Рвать отношения с матерью своих детей – это было бы неправильно. Я помогаю им по мере своих возможностей. Линара любит моих детей. Когда я дома, в выходные стараюсь приводить их к нам в гости. И дочка Камелия очень любит Ралину и Сулеймана. Поэтому мы с женой общаемся, созваниваемся, стараюсь помогать. Возможно, не настолько хорошо, как надо. По мере возможности. Со стороны семьи, детей все хорошо, слава богу.
– А с Артуром, значит, даже не созваниваетесь?
– С Артуром не созваниваемся – он это и в интервью сказал. Но я его поздравил с днем рождения 30 марта… А через два-три дня вышло его интервью. Если бы интервью вышло до дня его рождения, я бы не стал его поздравлять – говорю откровенно. Он теперь добился того, чего хотел: поет один, сбылась его мечта. А мое сольное пение – так получилось…
Нет комментариев-