– Марат Мансурович, в конце весенней сессии Госдумы ваш профильный Комитет по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи внес законопроект о налоговых преференциях для организаций, которые поддерживают отечественный спорт. Расскажите о законопроекте. Какие результаты вы ожидаете в случае его принятия?
– В последние годы спорт в нашей стране развивается очень активно, он становится модой. Но, разумеется, все это требует денег, немалых финансовых расходов. И если раньше ассигнования на развитие спорта несли бюджетные организации, то в последние годы бюджет уже не может тянуть все эти расходы в связи с их ростом.
Эта проблема неоднократно озвучивалась на самом высшем уровне, в том числе и Президентом. Особенно это касается профессионального спорта. Почему профессиональные команды и спортивные клубы должны содержать налогоплательщики посредством бюджетов различных уровней?
Несколько лет назад Президент прямо сказал: нужны меры, чтобы снять бюджетную нагрузку с профессионального спорта. Было и множество других аналогичных его указаний на эту тему. С другой стороны, расходы профессиональных клубов только растут — повышаются зарплаты футболистов, хоккеистов и других спортсменов. А значит, растут и бюджетные расходы на их содержание. И появляется вопрос — где взять деньги?
Когда в Госдуму пришел Валерий Газзаев, который известен своими реформаторскими инициативами в спортивной сфере, мы с ним неоднократно говорили по этой теме, о привлечении внебюджетных источников финансирования профессионального спорта.
В итоге дискуссия вылилась в нынешний законопроект. Он вносит изменения в Налоговый кодекс страны с целью поддержки профессионального спорта. Его суть состоит в том, что организации и предприятия, которые финансируют профессиональные футбольные клубы, освобождаются от уплаты части налога, сумма которых может достигать 4,5 процентов от уплачиваемого налога в бюджет региона. Причем решение об освобождении от налогов, сумма этих преференций и срок их действия должны определяться самим субъектов РФ (но не менее трех лет).
Это позволит мотивировать частные компании для реальной спонсорской помощи спортивным клубам и командам. С такими инициативами к нам неоднократно обращались и сами представители бизнеса, и регионы. Поэтому в случае принятия законопроект позволит предприятиям и организациям финансировать профессиональных спортсменов. При этом в перечень не входят государственные предприятия, госкорпорации и другие организации, где доля государства превышает 25 процентов. Ограничение также касается их дочерних подразделений.
– В начале августа Владимир Путин поручил правительству проработать этот вопрос до 10 сентября. Как данный законопроект коррелирует с прозвучавшими ранее предложениями президента привлекать частный бизнес в российский спорт?
– Несмотря на то, что от Президента уже неоднократно шли прямые указания решить эту проблему, Правительство и Минфин подходят к этой теме очень осторожно. До сих пор ничего еще не принято. И на наш законопроект у Минфина было мнение, что он преждевременный. Не то что бы совсем не нужный, но преждевременный.
Но буквально через пару недель после нашего внесения глава государства поручил Правительству внести предложения по привлечению внебюджетного финансирования, в первую очередь, частного, в сферу спорта. Причем он обозначил жесткие сроки — поручение должно быть исполнено уже в сентябре.
Президентское поручение гораздо шире, и наш законопроект — это первый шаг к его исполнению. Ведь наша инициатива касается футбола, мы даже не все виды спорта взяли. Мы решили начать с футбола, поскольку это самый популярный и массовый вид спорта в нашей стране. И мы посчитали, что если начать с футбола, то нам будет легче пройти все этапы регламента. У этого законопроекта более реальные шансы на принятие, чем если брать спорт в целом. А если нам удастся принять закон по футболу, то потом к нему можно будет присоединить и другие виды спорта — хоккей, баскетбол и так далее.
– Как этот законопроект поможет развитию массового спорта в стране и его популяризации среди широких слоев населения?
– Здесь есть прямая зависимость — как только законопроект примут, мы начнем работать над расширением перечня видов спорта, куда пойдут частные спонсорские деньги. А значит спорт станет намного доступнее для обычных людей. Речь идет о массовом и детском спорте.
Нужно отметить, что в остальном мире такая поддержка очень развита. В Северной Америке, в странах Азии и Европы существует очень много преференций, мотивирующих вкладывать деньги в спорт. При чем это относится как к юридическим, так и к частным лицам (физлицам). Например, есть страны, где работодатель компенсирует часть затрат на занятие спортом своих сотрудников. Причем это все установлено на законодательном уровне. Я думаю, что мы неминуемо придем к этому и у нас в стране, но хотелось бы ускорить этот процесс.
Нам нужно, чтобы организации почувствовали стимул такого спонсорства, чтобы это не зависело от позиции конкретного руководителя. А то у нас как — начальник любит спорт, поэтому он создает условия для своих работников, спонсирует спортивные мероприятия. А другой руководитель спорт не любит, и, значит, ничего этого нет. Поэтому все должно быть на законном основании, вне зависимости от конкретных обстоятельств каждой частной компании.
– Кроме преференций, какие еще есть стимулы для бизнеса, чтобы он вкладывался в развитие спорта?
– Основные преимущества — это как раз налоговые преференции. Но в спонсорстве спорта для бизнеса есть и другие плюсы, например, реклама и продвижение бренда. Что такое спортивное мероприятие в этом плане? Это широкий охват и через телеаудиторию, и через множество зрителей на трибунах — все они потенциальные покупатели. И участие в спортивных проектах, мелькание той или иной фирмы, идут ей только на пользу, она раскручивается на этом.
Этому есть очень известные примеры в истории — Coca Cola, Pepsi и другие мировые бренды. Мы сначала узнали их не на вкус, а видели их логотипы на спортивных аренах. И только потом уже смогли их попробовать. У спорта очень большие возможности для рекламы спонсоров.
Но в нашей стране, вне зависимости от всех моментов с налоговыми преференциями, пока этот инструмент слабо используется бизнесом. Во-первых, потому что нет такого опыта, во-вторых — нет специалистов, которые могли бы извлечь для бизнеса прибыль из такой рекламы. И не только это.
Наверное, здесь нам мешает и наше прошлое — мы привыкли, что все финансируется из бюджета. И поэтому у нас клубы с тяжелым финансовым положением уже неоднократно обращались к Президенту страны: нам не платят зарплату, помогите. Но причем тут Президент? Разве у него есть обязательства содержать этот клуб, или такие обязанности записаны в Конституции?
Ничего подобного. Всем этим должен заниматься тот, кто создавал клуб, его учредитель. И пока мы только привыкаем к этой простой истине. Это объективно связано с нашим прошлым, с нашим менталитетом. Он постепенно меняется, но этот процесс надо ускорить.
– Чем запомнилась весенняя сессия Госдумы лично для вас? Какие наиболее важные законопроекты прошедшей сессии вы хотели бы выделить?
– Эта весенняя сессия в Госдуме была насыщенной и необычной. За это время мы приняли 343 закона — больше, чем было на предыдущих сессиях. Это говорит о том, что законы были более качественными. Мы расчистили залежи законопроектов, которые накопились за прошлые годы, — рассмотрели инициативы, которые появились десять лет назад или даже больше. Какие-то из них мы приняли, другие отклонили, а что-то уже потеряло актуальность за эти годы.
В нынешнюю весеннюю сессию в парламенте активно использовался механизм, предложенный спикером Вячеславом Володиным, — обсуждение наиболее острых вопросов в зале пленарных заседаний с привлечением общественности и экспертов. То есть это парламентские слушания в зале заседаний, такого раньше вообще не было.
Такой формат стартовал в прошлом году, и сейчас активно внедряется. Это заметно улучшает качество работы, потому что кроме депутатов в обсуждении законопроектов участвуют представители СМИ, общественных организаций, эксперты и даже простые граждане. Например, такое обсуждение у нас было по проблемам вкладчиков лопнувших банков, а скоро пройдет и по пенсионной теме.
Что касается самых громких законопроектов, то весной мы приравняли минимальную зарплату к прожиточному минимуму. Самым резонансным весенним законопроектом стала инициатива об изучении родных языков. Тема и так была обсуждаемая, и когда внесли законопроект, она стала самой горячей. В итоге мы приняли его в таком виде, который снял эту напряженность. Как этот закон будет внедрятся в жизнь сейчас зависит от Министерства просвещения и от регионов. Нужно сделать это как можно быстрее, чтобы уже успокоить всех и снять вопрос.
Было много законопроектов, связанных с ЖКХ. Мы на федеральном уровне определили категорию лиц, которые получают льготы по уплате взносов на капремонт. В первую очередь, это люди пожилого возраста, инвалиды. Мы смогли решить и другие вопросы, касающиеся платы за энергоресурсы, аренды помещений и взаимоотношений между нанимателем и собственником квартиры.
Кроме того, были законы в сфере образования. Мы расширили категорию льготников, которые могут поступать в ВУЗы без дополнительных конкурсов и экзаменов. Речь идет о бюджетных местах и касается, в первую очередь, инвалидов.
Если говорить о нашем комитете, то мы приняли закон о курортном сборе в качестве эксперимента в четырех регионах страны. Многие с опаской относились к нему. Я сам был сторонником принятия этого закона, но с условием, что его будут правильно администрировать и уменьшат сумму сбора. В итоге сумму снизили, в этом году она составляет 50 рублей.
И в последние месяцы регионы все активнее выступают за введение этого сбора уже в виде туристического на всей территории России. Особенно активно выступает администрация Санкт-Петербурга и ряд других регионов. Я считаю, что эту инициативу стоит поддержать. Но здесь тоже нужны понятные и прозрачные правила работы, чтобы вырученные средства действительно пошли на развитие регионального туризма. Помимо самих денег на развитие, это даст объективную статистику, позволит узнать реальное число туристов в каждом регионе.
– Какие планы на осеннюю сессию? Назовите приоритетные, на ваш взгляд, законопроекты на этот период. Какие значимые законопроекты пройдут через профильный Комитет по физической культуре, спорту и делам молодежи?
– Главный законопроект осенней сессии — это бюджет страны на будущий год и плановый трехлетний период. Это очень сложный документ, который требует очень много времени сил. Кроме того, сейчас в парламенте находится закон о пенсионной реформе — самый злободневный и актуальный. Сейчас в Госдуму приходит множество поправок к нему, в том числе президентские предложения.
Перед уходом в отпуск мы подготовили пакет первоочередных законопроектов, в нем находится несколько сотен инициатив. Все это предстоит рассмотреть.
Что касается конкретно нашего комитета, то мы рассмотрим уже упомянутый сегодня законопроект о налоговых преференциях для спонсоров профессиональных футбольных команд. Кроме того, у нас есть еще несколько инициатив по развитию туристической сферы, детского спорта, подготовке спортивного резерва. И я почти уверен, что закон о туристическом сборе по стране тоже будет внесен в парламент каким-либо регионом, депутатами или правительством.
Нет комментариев-