Сейчас само словосочетание «молодежная политика» на слуху: на нее в республике тратятся немаленькие деньги, а министры часто рассуждают о ее достижениях на каждом мероприятии. Большинство людей рассматривают его только как творческое направление – форумы, фестивали и многочисленные конкурсы для «самых-самых», которые в огромном количестве проводятся в Татарстане. Что такое молодежная политика для вас?
– Средства нельзя сказать что огромные, хотя и вкладывается сейчас гораздо больше, чем раньше. По сравнению с тем, что было 10-15 лет назад, возможности республики и страны, конечно, выросли: экономика развивается, и это можно только приветствовать. Но я вот о чем говорил недавно в Госсовете: форумы, гранты и стипендии направлены на, так скажем, активную часть молодежи, на лидеров. Но ведь большинство молодежи, давайте будем честными, активностями не занимаются. Они на форумы не ездят, в конкурсах не участвуют. Статистика показывает, что 5 от силы 10 процентов молодежи составляют часть активную. Остальные трудятся на своих обычных рабочих местах. Врачи лечат, учителя учат, нефтяники качают нефть, на селе растят урожай. И все это тоже молодежь, у них тоже свои проблемы.
Это проблемы получения жилья молодой семьей. Сейчас в сельской местности эта проблема выходит на первое место. Я объезжал районы, встречался с молодыми и удивлялся такой постановке вопроса. Реальный вопрос – это рабочее место, и не просто рабочее место, а современное и оснащенное место с хорошей заработной платой, получение хорошей специальности. Это условия для развития воспитания детей, это условия для отдыха, занятие спортом и музыкой. Поэтому в целом молодежная политика, как она сегодня трактуется и определяется в документах российских и в нашем законе о молодежной политике Татарстана, это создание условий для самореализации молодежи, защита интересов той части молодежи, которая вот в этой защите нуждается.
То есть фокус общественного внимания направлен неверно?
– Вот в том то и дело, что многие так фокусируются на фестивалях, и я считаю, что это совершенно неправильно. В реальности на этом сейчас фокус не стоит. Сейчас, например, модно стало блогосферой заниматься: проблемы молодежи и дискуссии о ее судьбе нужно в социальных сетях раскрывать, отслеживать. Говорят, что мы, я имею в виду представители государства, в этом отстали, и вот этим надо заняться. Я согласен, что это новый вызов, новая часть молодежной жизни, этим нужно заниматься, но это всего лишь малая часть, того, что действительно стоит нашего внимания. От того, что мы забьём сети, и там будем интересно общаться, в Дрожжановском районе рабочих мест не прибавится, или в Агрызском районе жилья для молодых семей больше не станет.
Все равно экономика первична, и участие самой молодежи в этой экономике первично. Я еще не сказал о таких больших категориях молодежи, как военнослужащие со своими проблемами, как безработные, как молодежь, скажем так, асоциальная: с девиантным поведением, маргиналы и те, кто осужден, потребители алкоголя. Это все равно наши граждане, наша молодежь. Они на форумы точно не поедут. Это наши граждане, завтра они должны стоять у станка, условно – пахать, сеять, летать в космос.
С вашей точки зрения, за последний год чего удалось добиться Правительству РТ и профильным министерствам в сфере молодежной политики?
– Много было сделано в части работы с талантливой молодежью, с лидерами, это так. Что действительно важно, так это повышение интереса к рабочим профессиям. Во многом благодаря программе WorldSkills.
Мы сейчас по-новому начали показывать профессии, начали задумываться о том, как привлечь в эти профессии молодежь. Я в этом вижу очень большую перспективу. Еще год назад я писал письмо Председателю Правительства России Медведеву как лидеру партии «Единая Россия» с предложением: давайте мы на основе WorldSkills разработаем целую программу подготовки рабочих профессий в системе образования в колледжах и училищах. Построим ее на основе требований WorldSkills. И вот через год мы к этому пришли, это сильно двинет вперед профессии, это сильно двинет производительность труда, повысит нашу экономику, разовьет ее.
Образовательная система Татарстана уже давно двигается к отказу от традиционных экзаменов для выпускников колледжей в пользу демонстрационных экзаменов по стандартам WorldSkills. Это, в принципе, вопрос времени. А какие новые точки роста вы видите в молодежной политике сегодня?
– Во-первых, я бы в целом это назвал семейной проблемы, проблемы демографии. Чтобы Россия сохранилась и развивалась, нужно чтобы в семье было не менее трех детей, но никто не говорит молодежи, как этих трех детей родить, где их растить и воспитывать. То есть это проблемы медицинского обеспечения, проблемы детских садов и, конечно, проблемы жилья. Если мы создадим условия, стимулы и мотивацию, ситуация начнет меняться. У нас толчок был лет 12 назад, когда материнский капитал организовали, казалось, это очень необычное решение для нашего общества, но пошли рожать, количество детей начало расти. Еще раньше – в конце 90-ых, когда была принята республиканская программа обеспечения жильем молодых семей, тоже на моей памяти демографические показатели улучшились.
Нет комментариев-