Жительница Казани Алина Вакатова обратилась в суд с иском на гимназию № 94, чтобы отстоять право своей 10-летней дочери посещать занятия.
Дело в том, что женщина отказалась от профилактической противотуберкулезной диагностики ребенка, проще говоря не разрешила делать дочери пробу Манту, после чего девочке запретили посещать занятия вместе с другими детьми.
По словам Алины, до семи лет ее дочери делали пробу Манту, как и всем.
«Я заметила, что после всех этих процедур у нее стало ухудшаться здоровье: она мучалась головными болями, у нее очень снижался иммунитет, аллергические реакции начинались практически на любую еду. Ее организм очень плохо справлялся. За это время я сделала вывод от чего мой ребенок начинает так резко болеть», – делится Алина Вакатова.
В 2016 году, когда девочка пришла в школу после очередного больничного, мать написала отказ от проведения противотуберкулезной диагностики.
«Я предоставила медработнику школы отказ от профилактической противотуберкулезной помощи. Спустя какое-то время мне стали звонить и требовать справку от фтизиатра, на ребенка оказывалось постоянное давление. Нам говорили, что если мы не предоставим справку, ребенка отстранят от школы», – рассказывает Алина Вакатова.
Тогда родители девочки решили все-таки сходить к фтизиатру. Принесли специалисту свои флюорографии и привели ребенка.
«Врач осмотрел ребенка и написал, что все в норме. На оборотной стороне справки он сделал запись о рекомендации сделать тест Т-спот. Это альтернативный метод обследования, который сейчас стоит семь тысяч рублей и записываться на него надо было за две недели», – вспоминает женщина.
Такая справка руководство гимназии не устроила – они требовали, чтобы в документе была указано, что ребенок не болен туберкулезом.
«Фтизиатр может использовать такую формулировку, только если проводилось обследование, которое назначается при выявлении признаков туберкулеза, поэтому предоставить справку мы не смогли. После этого директор выпустил приказ о временном отстранении ребенка от занятий до предоставления справки от фтизиатра об отсутствии заболевания», – делится Вакатова.
По словам матери, это произошло, когда ее дочь училась в четвертом классе, накануне проведения ВПР (всероссийской проверочной работы).
«Мы никак не могли пропускать занятия, и я была вынуждена сделать ребенку рентген, поскольку на тест Т-спот была запись за две недели, и готовился он еще неделю. Получается, что ребенок почти на месяц выпал бы из учебного процесса», – сетует Алина.
С жалобой на действия директора гимназии женщина обратилась в прокуратуру, где ей ответили, что родители вправе отказаться от противотуберкулезной диагностики, но при этом обязаны предоставить справку.
«Получив такой неоднозначный ответ, я написала жалобу в наши республиканские органы, но ответ был опять тем же. Тогда нам пришлось искать правду в суде», – рассказывает мать школьницы.
Судебные тяжбы
Московский районный суд Казани отказал Алине в удовлетворении ее иска, решение не удалось обжаловать и в Верховном суде Республики Татарстан.
«В Республике Татарстан по-прежнему регистрируются случаи заболевания туберкулезом. На учете стоят более 1500 больных с этим диагнозом. Дети также болеют – в прошлом году заболели 39 человек, в позапрошлом 41, и есть случаи заноса туберкулезной инфекции именно по причине несвоевременного обследования. Иммунодиагностика — это массовое обследование детей на наличие туберкулеза, которой подлежат все, а не только те, кто имеет признаки заболевания», – выступила в Верховном суде представитель Роспотребнадзора РТ.
Эксперт отметила, что все дети, которые посещают школы или детские сады, должны быть обследованы на туберкулез.
«При отказе от обследования возникает риск заноса туберкулезной инфекции в коллектив. При возникновении туберкулеза в детском коллективе, все, кто контактировал с больным ребенком, вынуждены проходить химиопрофилактику, внеплановые обследования. То есть понятно, что другие родители будут возмущены этим», – заключила сотрудник Роспортебнадзора.
Суд признал, что директор гимназии имел полное право отстранить необследованного ребенка от занятий.
Несмотря на решение суда, мать девочки намерена выходить за пределы Татарстана и искать правду уже на федеральном уровне.
Мнение юриста
За помощью женщина обратилась к юристу.
«Законом установлено право на отказ от медицинского вмешательства и отказ от противотуберкулезной помощи. Фактически это правовая коллизия – законодатель дает нам право на отказ, но при этом устанавливает нормы, которые напрямую противоречат этому», – объясняет юрист Вакатовой, Иван Гущин.
Юрист считает, что родители, которые решили отказаться от противотуберкулезной диагностики, попадают в замкнутый круг.
«Чтобы ходить в школу, в случае если ты отказался от всех этих процедур, тебе нужна справка от врача, к которому ты можешь попасть только если у тебя есть подозрение на туберкулез. А если их нет? Что делать в таком случае?», – сетует Гущин.
По словам Ивана, представители государственных структур и судьи смотрят только на пункт закона, в котором прописано «не пускать в школу без справки». При этом они закрывают глаза на разделы, в которых, в том числе, указано, что справка о наличии или отсутствия заболевания дается только врачом фтизиатром.
«Директор школы отстраняет от занятий всех отказников. Он так и говорит: “Если мы их не отстраняем, нас штрафуют”. Роспотребнадзор подтвердил это. Они сказали, что документа, которым они бы обязывали директора нет, но если во время проверки выяснится, что в школе учится ребенок без справки от фтизиатра, они выпишут штраф. В принципе, реакция директора в этом плане понятна, но вся эта процедура строится на неверном понимании норм санпина», – рассказывает Иван Гущин.
Как рассказывает юрист, в России эта проблема остается актуальной уже несколько лет.
«Очень много родителей, которые с этим сталкивались, обращаются в суд. Но к сожалению, по регионам нашей страны судебная практика складывается по-разному. Нет единообразия», – объясняет Гущин.
Алина Вакатова говорит, что готова пойти к фтизиатру, но только в том случае, если направление будет оформлено в соответствии с законом. Сейчас такой документ ей предоставить не готовы.
Мать девочки уверена, что добьется своего и намерена обжаловать решение суда. В этом учебном году дочь Алины Вакатовой не отстранили от занятий, но пока остается непонятным, чего ждать в следующем году.
Что думает Роспотребнадзор
За разъяснением мы обратились в Управление Роспотнебнадзор по РТ.
«Проба Манту и диаскинтест не являются вакцинами, это не прививки. Это диагностические препараты для определения на ранней стадии инфицированности ребенка туберкулезной инфекцией, допущены к использованию после прохождения исследований на эффективность и безопасность и не вызывают осложнений и отдаленных последствий», – сообщили в пресс-службе ведомства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача России утверждены Санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика туберкулеза». Их соблюдение является обязательным для физических и юридических лиц.
Правилами предусмотрено, что дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию исключительно при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания.
«Отказ от туберкулинодиагностики является нарушением санитарного законодательства со стороны граждан, а допуск детей, не имеющих заключение врача-фтизиатра об отсутствии у них заболевания туберкулезом, ставит под угрозу здоровье детей и сотрудников школьного учреждения», – сообщили в Роспотребнадзоре.
При отказе родителей ребенка от внутрикожных проб (Манту, диаскинтест), возможно назначение альтернативных методов обследования с целью исключения туберкулеза у ребенка, которые позволяют получить заключения фтизиатра о наличии или отсутствии заболевания туберкулезом и решить вопрос о допуске детей в детскую организацию.
В то же время, при письменном согласии родителей возможно проведение рентгенологического исследования – обзорной рентгенограммы органов грудной клетки.
Согласно Закону об образовании, в России предусмотрено обучение, как в школах, так и на дому, отметили в Роспотребнадзоре.
Другими словами, если родители ребенка отказались от иммунодиагностики, то они могут выбрать форму и метод обучения, которые исключают посещение необследованным ребенком здорового детского коллектива.
«Требование от Вакатовой справки врача-фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом либо проведения альтернативных методов обследования, не нарушают права и законные интересы истца и его несовершеннолетнего ребенка, не противоречат действующему законодательству. Положения санитарно-эпидемиологических правил санпин “Профилактика туберкулеза”, обязательны к исполнению всеми юридическими и физическими лицами и не умаляют ничьи права и законные интересы», – считают в Роспотренбнадзоре.
По данным Управления Роспотребнадзора по РТ, на первое мая 2019 года в республике зарегистрировано 5 629 отказов родителей от противотуберкулезной диагностики.
43% или 2456 детей из этого числа обследованы альтернативными методами (Т-спот, квантифероновый тест, рентгенография, диаскинтест). Остальные отказались от этих процедур.
При этом, в 2018 году заболеваемость туберкулезом детей и подростков снизилась на 20 процентов – в прошлом году заболели 28 детей и 5 подростков. Все заболевшие дети выявлены в результате иммунодиагностики.
Мнение Прокуратуры
По информации Прокуратуры РТ, образовательная организация обязана создавать безопасные условия для учеников в соответствии с установленными нормами.
«Согласно санитарно-эпидемиологических правил, дети, направленные на консультацию в противотуберкулезный диспансер, родители или законные представители которых не представили в течение одного месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, не допускаются в детские организации. Дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания», – отмечают в надзорном ведомстве.
Закон позволяет родителям отказаться от медицинского вмешательства и получения противотуберкулезной помощи, но проба Манту не является лечением либо вакцинированием против туберкулеза, а служит лишь способом выявления данного заболевания на ранней стадии, уточнили в Прокуратуре РТ.
«При нежелании проводить обследование ребенка с использованием пробы Манту родители или законные представители ребенка вправе написать отказ. Но для посещения образовательной организации необходимо предоставить заключение врача-фтизиатра об отсутствии в окружении ребенка больного туберкулезом», – говорится в сообщении.
В каждом конкретном случае заключение врача-фтизиатра выдается исходя из конкретных обстоятельств и данных, свидетельствующих об отсутствии в окружении ребенка больного туберкулезом, отмечают в прокуратуре.
Таким образом, непредставление сведений об отсутствии заболевания является законным основанием отказа в допуске такого ребенка в организованный детский коллектив, считают в надзорном ведомстве.
Нет комментариев-