– Мансур хазрат, вопрос строительства соборной мечети обсуждается уже давно. Если эта мечеть будет построена, какие функции останутся у нынешней соборной мечети «Аль-Марджани»?
– Знаете, здесь мы не должны говорить «если мечеть будет построена». Соборная мечеть нам нужна. Да, до сегодняшнего дня функцию соборной мечети выполняет мечеть Марджани. Все собираются на пятничный намаз здесь. Но ведь не умещаются! Сейчас прихожан стало больше, потому что вообще увеличивается число тех, кто соблюдает религию, выполняет пятикратный намаз, ходит на пятничные намазы.
Были времена, когда в мечетях мы видели лишь пожилых людей – они начинали ходить на намазы после выхода на пенсию или чуть раньше. Но сейчас все изменилось. Теперь у нас много молодежи. В мечетях Казани уже есть проблема нехватки места. Поэтому здесь сомнений быть не может: соборная мечеть нужна! А мечеть «Аль-Марджани», хоть и она небольшая по размерам, имеет высокий статус. Здесь работал и преподавал сам Шигабутдин хазрат Марджани. Его труды разошлись по всему миру. В будущем мечеть Марджани сохранит свой авторитет и значимость.
Мечеть «Аль-Марджани»
–В каком месте Казани будет построена новая мечеть?
– Многие об этом спрашивают. Предлагаются разные варианты, но я считаю, что центральная мечеть – соборная должна находиться в центре города. Думаю, это не только мое мнение, многие с этим согласятся. Такой мечети место не на окраине, а в самом центре нашей столицы.
–Где именно она должна стоять, как вы думаете?
– Я ее вижу рядом с Национально-культурным центром «Казань». Может быть, вместо этого здания или где-то рядом. Она может быть на берегу Казанки. Чтобы просматривалась с разных сторон, была украшением города. Пусть там же будут и парковка, и Духовное управление мусульман, и библиотека. Большое здание, место очень хорошее, можно прекрасно использовать.
В центре есть и другие участки, но для строительства придется выкупать частные земли, а здания сносить.
–Известно, что соборную мечеть хотели построить на правом берегу Казанки, там, где сейчас ТЦ «Леруа Мерлен». Но земля была продана под гипермаркет. Это было удачным местом для мечети, как вы считаете?
– Да, в начале 90-х обсуждалась возможность строительства соборной мечети «Тюльпан» на этом участке, даже были забиты сваи. Но район застроили жилыми домами, появился гипермаркет, и этот участок, можно сказать, был потерян. Но я не считаю, что он был подходящим, если бы мечеть появилась на месте нынешней «Ривьеры», она все-таки смотрелась бы неуместно. Как и на всем этом побережье – от казанской «Чаши» до «Ривьеры». Это только мое личное мнение. Мечеть должна быть не на том берегу Казанки, а на этом. Рядом с НКЦ, может быть, чуть пониже, ближе к парку Горького или у моста «Миллениум».
Но лучший вариант, на мой взгляд, – рядом с НКЦ «Казань». Там и парковка есть.
–Что касается парковки, как должны быть решены вопросы логистики соборной мечети?
– Если будем рассматривать берег Казанки, то там достаточно места, чтобы построить многоэтажное здание мечети и подземную парковку к нему. По примеру музея в Болгаре – там здание спроектировано таким образом, что со стороны реки ты попадаешь на первый этаж, а с противоположной стороны уже на седьмой. А мечеть можно было бы сделать не в семь, а даже в девять этажей. Чтобы была и парковка, и библиотека, там же наше издательство «Хузур», – не просто мечеть, а один большой религиозный центр.
–Расскажите, каким критериям должна отвечать мечеть, чтобы она считалась соборной?
– Вместимость – не менее 10 тысяч человек. Это требование нашего времени. Число мусульман увеличивается заметными темпами, люди приходят в религию, мы видим такую тенденцию. И, возможно, лет через десять площадей нам нужно будет в два раза больше.
По аналогии со строительством жилых кварталов – разве мы не знали, что численность населения растет и машин станет больше? Но все равно дороги в этих микрорайонах делали узкими. Здесь так же – мы видим, что в религию приходит все больше людей. Кто знает, возможно, в будущем и 20-тысячной мечети нам будет недостаточно.
–Сейчас в Казани хватает мечетей?
– У нас в Казани 82 махалли (приходы). У каждого прихода своя мечеть, их в городе достаточное количество. В некоторых махаллях мечетей нет. Например, нет мечети в районе Советской площади. Иногда люди это отмечают, спрашивают, почему. Но здесь причина только в том, что в районе Советской площади мусульман, нуждающихся в мечети, очень мало. Необходимости в строительстве нет, никто и не выходит с инициативой построить там мечеть.
Вот в районе Горки люди попросили мечеть, она действительно была построена, и теперь в ней всегда много народу. Сейчас мусульманские храмы нужны на Дубравной, на улице Мавлютова, в 10-м микрорайоне, Азино. Где требуются мечети, там они возводятся.
Для чего человеку мечеть? Чтобы провести обряд имянаречения, сделать обрезание по требованиям религии. Рождается ребенок – нужен мулла, и для никаха идут в мечеть. Если человек умер, снова нужен мулла. Здесь мы имеем в виду обычных людей, которые соблюдают некоторые предписания религии, но пятикратный намаз не читают и на пятничные намазы не ходят. Таких по сравнению с практикующими мусульманами больше. А на Советской площади мечети нет, потому что люди не требуют. Если практикующих намаз мусульман станет больше, они соберутся и начнут строить мечеть.
Больше всего мечетей в Вахитовском и Приволжском районах – 30. В Советском районе – 11. В Авиастроительном всего семь. Сами видите, как цифры отличаются. Где требуется больше мечетей, там они строятся.
–Что ожидает мечеть «Кул Шариф» после появления соборной мечети?
– Тогда в «Кул Шарифе» прекратятся пятничные намазы, она станет просто приходской мечетью. На данный момент мы ее даже культовым сооружением считать не можем – это музей. Сейчас очень многие приходят на пятничный намаз в «Аль-Марджани». Хотя в округе мечетей много – Галеевская, Султановская, Нурулла, Борнай, Апанаевская, Азимовская, Голубая, и машину у мечети Марджани ставить негде, люди все равно собираются здесь. Потому что это первая соборная мечеть Казани.
Мечеть "Кул Шариф"
«Соборная» ведь означает, что в этой мечети совершается коллективный пятничный намаз. Поэтому многие стараются прийти в мечеть Марджани. Пусть Всевышний Аллах примет и те наши пятничные намазы, что мы читаем в других местах, но пятничный намаз все же должен совершаться только в соборной мечети.
–Как вы думаете, в каком стиле может быть построена новая мечеть?
– Я не строитель и не архитектор. Но хочу отметить одну вещь: соборная мечеть не заполняется каждый день, полной она бывает лишь в пятничные и праздничные дни. А площади у такой мечети большие, на 10–15 тысяч человек, и эти площади как-то надо обогревать и освещать. Это большие расходы. Поэтому, раз уж вы спросили мое личное мнение, отвечаю: соборную мечеть не надо строить так, как мечеть «Кул Шариф», – под одним куполом или одной крышей. Лучше, если она будет многоэтажной, многокомнатной. Так строили наши предки. Тогда обогревать и освещать можно только те площади, которые непосредственно используются. В своих домах мы ведь так же делаем – когда идем на кухню, выключаем свет в зале. Хотелось бы, чтобы и наши мечети так использовались.
У мечети должен быть большой двор, на 10–12 тысяч человек. Если у площади для чтения намаза смогут уместиться еще около 10 тысяч человек, то наша мечеть сможет вмещать 20–25 тысяч молящихся.
–Недавно в Казани открыли памятник имаму Марджани. Были и недовольные – говорили, что надпись на памятнике только на русском и что изображать человека неправильно по исламу…
– Люди у нас любят покритиковать. Работа сделана, а им лишь бы высказать критику. Надо же, вот и Шигабутдину Марджани памятник поставили. Уже перед установкой ходили слухи, были вопросы, споры, потом все это утихло.
А я сказал бы нашим архитекторам, художникам, строителям – советуйтесь перед тем, как выполнить работу. Если бы перед созданием памятника авторы посоветовались с представителями мусульманского духовенства, не пришлось бы потом выслушивать критику. Всегда лучше, если работа делается сообща.
Многие говорят: «Наш Пророк запретил создавать идолов, чтобы люди им не поклонялись». Но у современного человека менталитет другой. Никто этому памятнику поклоняться не будет. Это ведь и не идол. Мы поставили памятник, чтобы больше людей узнали о Марджани. Хотя его имя известно во всем мире, в нашем городе немногие знают о нем. Хорошо, и памятник не будем ставить, и улицу не будем называть его именем. Что же тогда? Имя его забудется. Простите за такое сравнение: если сейчас молодежь спросим, кто такой Ленин, ответа и не получим. Если мы не будем говорить о Марджани, его тоже забудут. Мы поставили памятник с целью возвысить имя нашего ученого.
Нет комментариев-