«Мы – живая нация, а у живого народа должны быть свои женщины легкого поведения». Обсуждения спектакля «Курчак туе», который с успехом шел в театре Камала пять лет и четыре года назад сошел со сцены, завершились этим тезисом на оптимистичной ноте.
«Курчак туе» («Кукольная свадьба») – можно уверенно заявить, что это была первая татарская постановка, где женщина разделась на сцене. Мужчины уже тогда обсуждали: актриса хоть и стоит спиной к зрителю, но стекло напротив героини отчетливо отражает ее нагое тело. На видео этот эпизод снят не очень ясно.
Режиссер спектакля – Фарид Бикчантаев. Авторы пьесы – драматурги Мансур Гилязов и Ризван Хамид. К слову сказать, это было последнее произведение Ризвана Хамида, поставленное на сцене. Было объявлено, что спектакль написан по произведению Гаяза Исхаки. Определенно это было «щитом» театра, взявшегося за непростую, сложную тему.
Главная героиня постановки Камар Казанская – татарская женщина легкого поведения. Но сам театр утверждает, что спектакль о красоте. По мнению артистов, сыгравших в постановке, все сходится к тому, что человек всегда желает сделать красоту своей собственностью. Радик Бариев – в спектакле он играет Вафу – в доказательство слов о том, что спектакль о красоте, сказал так: «Фарид Рифкатович выбрал самых красивых, самых «породистых» артистов. Он сам так и выразился». Бариев играет юношу, завоевавшего любовь Камар.
Содержание спектакля. Вдова, вышивающая тюбетейки, продает кукол для необычного развлечения богачей – те устраивают их свадьбы. Кукол шьет ее дочь Камар. Салим бай влюбляется в Камар и, чтобы добиться ее, затевает коварный план. Своего должника Гайни бая он женит на вдове. Через своего приказчика Вафу распространяет о девушке грязные слухи. Из-за этого ее выгоняют из дома. К Салим баю девушка испытывает лишь отвращение, к тому же выясняет, что ее возлюбленный Вафа – подлый обманщик. Камар вынуждена уехать в Оренбург. Здесь она попадает в руки Наташи и превращается в проститутку. И Салим бай, и Вафа встречают ее здесь, но они не в состоянии выкупить Камар. В финале Камар на плоту уплывает в теплые страны.
Салима бая играет народный артист Татарстана и России, великолепно исполняющий трагические роли, Азгар Шакиров, в роли Вафы – народный артист Татарстана Радик Бариев, Гайни бай – народный артист Татарстана и заслуженный артист России Айдар Хафизов, роль Наташи исполняет народная артистка Татарстана и России Алсу Гайнуллина.
«Имя Гаяза Исхаки открыло путь к непростой теме»
Гости видеоспектакля «Кукольная свадьба» в «Камаловской школе» – артисты, сыгравшие в постановке, один из авторов – Мансур Гилязов, эксперты – литературовед Миляуша Хабутдинова, историк Ильдар Шафиков. Указанные в анонсе Рабит Батулла и профессор Айдар Хабутдинов на встречу не явились.
«О теме проституток я задумывался уже давно, хотел написать, тема широко освещена в мировой литературе, вышла и на оперную сцену. Судьба женщины легкого поведения всегда основана на глубокой драме. Я никогда не взялся бы за эту тему в одиночку. Ибо произведение о такой женщине, написанное Мансуром Гилязовым, не вышло бы в свет. У нас ведь пишут: «Татары не воевали, не воровали, мы были святой нацией». А Гаяз Исхаки – имя великое, и его именем можно было открыть путь к этой непростой теме, – поделился историей появления пьесы Мансур Гилязов. – «Кукольная свадьба» – пьеса, основанная на небольшом рассказе Гаяза Исхаки «Кэлэпушче кыз» («Вышивальщица тюбетеек»). Вместе с моим наставником Ризваном Хамидом мы писали его целый год. Марсель Салимжанов сказал, что возьмется за него. Он не успел, пьеса так и осталась лежать на столе. Фарид Бикчантаев поставил пьесы, оставшиеся после режиссера. В первую очередь – «Кара чикмэн» («Черная бурка»), далее – «Кукольную свадьбу». Для театрального искусства это стало смелым шагом, в мире с исламскими взглядами выйти на сцену с пьесой на такую сложную тему – смелость».
Справка: Гаяз Исхаки написал рассказ «Кэлэпушче кыз» («Вышивальщица тюбетеек») в 19 лет, молодым юношей, только что окончившим медресе. Это был 1897 год – эпоха, когда в мировой литературе вышли в свет «Человек-невидимка» Герберта Уэллса и «Овод» Этель Лилиан Войнич. Спектакль был поставлен на сцене Камаловского театра в 2009 году. В этом году ЕГЭ стало обязательным, а в Москве прошло «Евровидение». Камар Казанская – первая большая роль актрисы Нафисы Хайруллиной. Позже этот же образ вместе со штампами она переносит в сегодняшний день – в спектакле «Котэм сине…» («В ожидании») она играет героиню, выбравшую схожий жизненный путь. В настоящее время Нафиса живет в Москве, растит ребенка. Спектакль был снят с репертуара в 2014 году – во время участия Нафисы в съемках в кино в Москве.
«Проститутки той поры по сравнению с проститутками наших дней подобны лебедям»
Нафиса Хайруллина высказала на видео свое мнение о спектакле. Ее просили сделать запись на татарском языке, но артистка говорила на русском. «Спектакль актуален и сегодня. Он о том, что нельзя играть чужими судьбами и что судьба наказывает сурово, – сказала Нафиса. – Мои героиня прошла через трудные испытания, но сумела сохранить чистоту души. Ее уход – это протест. Что касается волнующей многих темы обнажения, то до полного понимания сюжета я была против. Но режиссер смог объяснить мне, что это необходимо».
«Честно скажу, очень скучаю по казанскому зрителю, надеюсь на скорую встречу», – сказала Нафиса, прощаясь.
В диалоге между зрителями и артистами речь шла о том, что в татарской литературе татарские богачи показаны отрицательно, но в реальной жизни это было не совсем так. В спектакле Азгар Шакиров и Айдар Хафизов оправдывали своих героев, во время обсуждения они придерживались той же позиции. Азгар Шакиров списывает все ошибки Салим бая на влюбленность в Камар. И он справился с поставленной перед собой задачей: его Салим бай, хоть и стал первым человеком, подтолкнувшим Камар к греховным поступкам, видится перед зрителем как настоящий мужчина. В эпоху, когда в татарской литературе и искусстве есть острая потребность в образах настоящих мужчин, такие, как Салим бай, – кто, как не положительный герой?!
В те времена татарские богачи работали для народа, они открывали школы, а не воровали, как это делают богатые сегодня», – отметили артисты старшего поколения.
Ученый-историк Ильдар Шафиков подчеркнул, что проститутки были во все времена, но тогда детей без отцов не было, а богачи принимали в семью даже детей, рожденных содержанками. «Десять лет я изучал метрики и лишь один раз наткнулся на запись о том, что отец неизвестен», – сказал он.
Азгар абый Шакиров, уже выходя из зала, отметил: «Проститутки той поры по сравнению с сегодняшними подобны лебедям».
Миляуша Хабутдинова – к слову сказать, она старается участвовать в каждом обсуждении «Камаловской школы» – призналась, что рада, что не нашла в спектакле Гаяза Исхаки. По ее словам, сюжет основан на произведениях русской литературы – в частности, Достоевского, Лескова. Вспомнила Суок из сказки «Три толстяка». Подчеркнула, что произведение написано в начале ХХI века и артисты мыслят по сегодняшним меркам.
Мы – живые люди, и в нашем народе есть все явления, существующие в мире. У нас есть и воры, и подлецы, и проститутки. Если бы у нас не было женщин легкого поведения, мы бы растеряли свои инстинкты, – сказал автор пьесы Мансур Гилязов, подводя итоги заседания. – Мы еще живем. Главное, чтобы была вера, будет вера – будет жить нация».
Нет комментариев-