В Приволжском суде Казани стартовал процесс по делу, как предполагает следствие, участников ОПГ «Вторые Горки». В отношении парней, возраст которых от 17 до 27 лет, возбуждены уголовные дела о грабежах, вымогательствах и мошенничестве.
«Из материалов дела следует, что в июне 2018 года подсудимые похитили подростка, стали угрожать и вымогать у него деньги. Тот согласился заплатить и предложил поехать к нему домой за требуемой суммой. Однако внезапно повстречавшиеся возле дома родственники подростка спугнули злоумышленников», – рассказала прокурор.
Крепкое мужское плечо…
«Казанский феномен», о котором написаны сотни статей, десятки книг и сняты фильмы, никак не хочет исчезать окончательно – ежегодно за массовые разбои, хулиганство, вымогательства и вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность в Татарстане судят участников различных группировок.
По мнению психологов, подростковая преступность не сошла на нет с громкими судебными процессами и «посадкой» лидеров и верхушек ОПГ, а лишь приобрела новые формы. Особенно уязвимы учащиеся младших классов и подростки. Кому-то недостает родительского внимания и крепкого отцовского плеча.
«Если вы думаете, что дети из приличных, обеспеченных и статусных семей защищены от попадания в какую-либо сомнительную историю, вы сильно заблуждаетесь. Многие родители также ошибаются, полагая, что в элитных школах их дети никогда не узнают о такой модной молодежной преступной идеологии. Так что и послушный ребенок-отличник подвержен опасности не меньше, чем прирожденный бунтарь», – уверяет психолог Татьяна Сачкова.
По словам экспертов, у каждого подростка свои причины и свой путь, которым он приходит в ОПГ.
«Ребята постарше вербуют младших, и не всегда путем угроз и физического насилия. Кто-то вовлекается в преступную среду по необходимости защиты – так скажем, мужского плеча. Кому-то прирожденно нравится идти против системы, ведь по большому счету это слагается из безнаказанности и невозможности полностью уничтожить и искоренить такого рода преступность», – объясняет Татьяна Сачкова.
Увы, чаще всего мнение старших товарищей оказывается более весомым, чем родительское. Подростков учат совершать преступления, при этом объясняют, что наказания не последует из-за непопадания под уголовную ответственность.
«Ребята начинают группами собираться в подворотнях, рассуждать о несправедливости жизни. Считается, что коллективно легче решать проблемы и противостоять опасности. «Толпа» звучит устрашающе, против толпы никто не пойдет. Причем вовлечение детей в подобного рода сообщества очень тяжело отследить. Подростки воспринимают группировку как некое братство, со своими законами и уставом. Однако, вступая в группировку, стоит отчетливо понимать, что покинуть ее практически невозможно, ибо это “не по понятиям” и придется приложить определенные силы и мужество», – отмечает психолог.
Дорогие гаджеты, краденый алкоголь и видеоигры из городских магазинов
За 2017 и 2018 годы молодые люди из предполагаемого ОПГ «Вторые Горки» совершили ряд краж из городских магазинов, напали и избили несколько человек, у которых вымогали деньги.
Ведущую роль, по мнению следствия, в формировании группы занимали трое: Руслан Газизянов, Динар Фатхуллин и Вадим Зинченко. Они, оказывая моральное давление и физическую силу, вовлекали несовершеннолетних в преступную деятельность, заставляли совершать кражи алкоголя и других товаров в городских магазинах.
Еще одной жертвой злоумышленников стал молодой человек, которого, угрожая расправой, вынудили купить два мобильных телефона на 73 тысячи рублей. Телефоны были сданы в ломбард, а вырученную с них сумму 45 тысяч преступники забрали себе.
Всех троих – Зинченко, Газизянова и Фатхуллина – задержали сотрудники отдела по борьбе с групповой преступностью уголовного розыска МВД. Позже удалось выйти на след остальных фигурантов.
Быть «группировщиком» модно?
Экс-участник одной из ОПГ, а ныне успешный бизнесмен рассказал ИА «Татар-информ» о своей молодости и о том, как воспитывает своих детей.
«Я вырос в районе, и поэтому мы, простые ребята, воодушевлялись разборками, «стрелками» – в общем, эпизодами сериала «Бригада». Тогда это было чем-то невообразимым. Быть антиморалистом было невероятно модно, да и девочкам понравиться хотелось, возможно», – вспоминает Рустам.
По словам Рустама, рос он в хорошей, не антисоциальной семье, родители – уважаемые люди. Вступил в группировку в 18 лет, больше от нечего делать.
«Я, кстати, никогда ничего не воровал и вообще закон не преступал. Тогда так было заведено – передвигаться по городу толпой, неважно, днем это или в вечернее время. Очень часто происходили массовые драки «район на район» без повода, просто кто-то кому-то не понравился, и пошло. Это было страшное зрелище, родители боялись выпускать детей из дома. Теперь понимаю, как переживала мама, когда я возвращался домой окровавленный. Отец считал, что этот юношеский максимализм однажды пройдет, что это такой период», – рассказывает Рустам.
Родители, по словам мужчины, оказались правы: с возрастом поменялись и взгляды, и ценности.
«Слава богу, что я не успел натворить ничего плохого, остался жив. Мы все повзрослели, вся наша группировка сама собой потихоньку распалась, ребята по-прежнему общаются между собой. Отучился, получил хорошее образование, сейчас у меня замечательная работа и семья. Что я извлек из своего опыта? Наверное, закалил характер, научился защищать себя и своих близких. Мы никогда не налетали на слабых, тем более толпой на одного, никогда не грабили и не преступали закон. То, что я сейчас наблюдаю среди молодежи, это какой-то кошмар. Не понимаю, откуда в детях столько агрессии, они готовы убивать, а что самое страшное – не испытывают никакого страха и сожаления», – делится Рустам.
Своих детей экс-участник ОПГ воспитывает «не уличными» детьми – уделяет много внимания их спортивному воспитанию, прививает определенные ценности.
«Учу детей тщательно выбирать свой круг общения, не тратить время на безделье и посиделки в подворотнях. Максимально стараюсь их загружать, мы занимаемся восточными единоборствами, отрабатываем различные техники самообороны. Дети должны уметь постоять за себя, когда это возможно, а не когда это происходит толпой на одного, там уже страшно представить, что может случиться», – добавил он.
Советы психолога
Прежде всего, с детьми нужно разговаривать и по максимуму отслеживать их во всех сферах жизни. Однако важно не переступить черту и не превратиться из любящего родителя в назойливого контролера. С ранних лет стоит объяснять, чего можно ожидать от друзей и незнакомых «крутых» ребят. Как правило, доверчивые и мнительные дети соглашаются на предложения сверстников и старших товарищей попробовать что-то противоправное.
«Понятно, что вы не сможете сопровождать ребенка постоянно. Однако не нужно лениться – спрашивайте, с кем он общается, чем занимаются его друзья, какие места они посещают. Если вы заметили, что у него стали появляться деньги и чужие личные вещи непонятного происхождения, – стоит бить тревогу. Последствия могут быть необратимы, поэтому пока все в ваших руках, будьте бдительны, настойчивы и внимательны», – добавила Татьяна Сачкова.
Суд разберется
Пятеро подсудимых находятся под подпиской о невыезде, они явились в суд самостоятельно. В перерыве заседания коротко обменялись сухим «привет» с теми, кого доставили на процесс из СИЗО. Те, кто под стражей, на процессе сидели в капюшонах, лица прикрыли медицинскими масками.
Один из подсудимых долго высматривал в толпе присутствующих мать. Увидев ее, попросил удалиться.
«Зачем ты пришла? На меня посмотреть? Давай уходи!» – крикнул парень.
ИА «Татар-информ» удалось поговорить с отцом одного из подсудимых (он пожелал не называть своего имени). На вопрос: «Чью сторону вы представляете?» мужчина ответил: «Я родитель… так уж вышло, родитель подсудимого. Сейчас их привезут (из СИЗО – прим. Т-и)».
Мужчина уверен – суд докажет, что ребята, в том числе его сын, не были участниками ОПГ «Вторые горки», так как некоторые из подсудимых, по его словам, даже незнакомы друг с другом.
«Ну какое это ОПГ, слишком громко звучит, не пойму, почему связывают несколько дел одно с другим. Вы сами все увидите в конце, я окажусь прав», – добавил он.
Поддержать других подсудимых также пришли их родители и друзья. От каких-либо комментариев журналистам они отказались, сказали лишь, что есть суд, он во всем и разберется.
Сами обвиняемые держались на процессе довольно-таки оптимистично.
Прокурор заявила ходатайство о продлении меры пресечения для троих подсудимых: Руслана Газизянова, Вадима Зинченко и Динара Фатхуллина. По ее мнению, парни, оказавшись на свободе, могут продолжить свою преступную деятельность, давить на потерпевших и свидетелей, а также представлять угрозу для окружающих. Остальных просила также оставить под подпиской о невыезде.
Адвокаты подсудимых не согласились с ходатайством обвинения и попросили смягчить условия содержания.
«Все свидетели по делу опрошены, доказательная база практически собрана и содержание в изоляторе оказало положительное влияние на наших подзащитных», – выступала защита.
Суд продлил срок содержания под стражей Газизянову, Зинченко и Фатхуллину до 14 января, остальные фигуранты дела остались под подпиской о невыезде.
Нет комментариев-