О дагестанских террористах
Террористической угрозы в Дагестане в целом нет. Террористическое подполье разгромлено, и сотрудники антитеррористических служб вполне контролируют ситуацию. А то, что произошло в Кизляре, — это акт сумасшедшего, безумного человека, который сошел с ума на почве экстремизма и религии.
Честно говоря, я не вижу серьезной разницы между его поступком и поступком сумасшедшего американского школьника, который пошел и расстрелял школу. Я бы не придавал этому ужасному случаю политическое или какое-то межконфессиональное измерение. Мне кажется, все это высосано из пальца.
Трагедия стала общим горем
Я был в Кизляре в составе делегации с руководителем Совета по правам человека при Президенте РФ Михаилом Федотовым. Мы встречались и с владыкой Махачкалинским и Грозненским Варлаамом, и с родственниками погибших. И могу сказать, что на территории храма как раз сегодня были похороны, мы приехали туда буквально, когда засыпали могилу. В огромной толпе стояли вместе, как браться и сестры, и мусульмане, и христиане, и представители народов Дагестана, и русские. Для всех это было одно общее горе, и все переживали это как свою личную потерю, потому что женщин, которые погибли, все знали.
Жертвы убийцы совершили подвиг
Про одну из них рассказывали, что та была врачом. Ее все знали и любили, она приезжала ко всем и лечила детей. Об этом рассказывали пожилые женщины в летах. Еще одна жертва — сидела всегда там на скамеечке, бедная такая, которая просила всегда милостыню у храма. Она вообще бросилась на убийцу с сумками и стала его бить с криками «Что ж ты делаешь?». Он ее застрелил прямо сразу, на месте.
Эти женщины, на самом деле, совершили выдающийся подвиг по любым меркам — христианским, исламским, любым другим. Они погибли от рук безумца, буквально заслонив своими телами других прихожан. Они сопротивлялись, фактически боролись с убийцей. Благодаря этому он задержался. Он шел в храм, при себе у него было полно боеприпасов, чтобы устроить внутри храма расстрел и бойню. И то, что эти женщины его задержали, привело к тому, что приехали сотрудники Росгвардии, полиции и смогли его убить.
Не террорист, а сумасшедший
Это, конечно, акт сумасшедшего. Видеоролик, который он записал, выдает в нем психически больного, сумасшедшего человека. Он повторяет исламские термины, исламские слова, но на самом деле делает всё максимально далекое от понятия «ислам» и даже от понятия «джихад». Тут невозможно найти даже доли какой-то политической мотивации. Конечно, если бы он напал на сотрудников полиции, то это было бы ужасно и чудовищно, но это хоть как-то могло быть политически объяснено.
Но он просто пришел в храм и стал расстреливать пожилых женщин, которые расходились после службы. Как будто в него вселился демон, или, как говорят мусульмане, джин. Могу сказать, что многие люди так это и восприняли.
Горе сплотило жителей Кизляра
Наверное, в своем безумии он рассчитывал, что все его испугаются. Но на самом деле, его поступок только еще сильнее всех сплотил. Мы это совершенно четко почувствовали, будучи в Кизляре.
Связано ли это как-то с противодействием местных элит? Мне трудно представить такую цепочку, где кто-то решился бы на такой поступок. Даже если допустим, что кто-то манипулировал сознанием этого сумасшедшего, а с больными людьми это несложно проделать — опытный психолог, конечно, может навязать человеку с неустойчивой психикой какую-то определенную линию поведения. Но я думаю — это фантастическая версия.
Сумасшедшие всегда есть и будут
В Дагестане больше нет никакого радикального ислама, нет террористической угрозы. То, что произошло, — это эксцесс, страшный случай. Но есть, конечно, больные люди. Они всегда есть и будут. Как больной Артем Исхаков, который убил и изнасиловал свою девушку, как больные школьники, которые обдолбались и стали резать своих одноклассников. Я считаю это явлениями одного порядка.
Просто на это безумие в данном случае наложилась псевдорелигиозная, террористическая канва. Но безумие — это изначальный фактор совершения этого чудовищного злодеяния.
Нет комментариев-