31 октября в девятом часу вечера в одном из двухэтажных домов на улице Чапаева в Зеленодольске случился пожар. Через три минуты после того, как поступил вызов, пожарные были на месте.
Как выяснилось, дом частично расселен, лишь в трех квартирах еще живут три человека, которые вот-вот должны переехать в новое жилье. В здании нет ни газа, ни света, ни пожарной сигнализации.
Пожар случился в одной из комнат нежилой уже квартиры на втором этаже.
Спустя четыре минуты с момента прибытия пожарные потушили огонь. В выселенной квартире горели забытые прежними хозяевами старые матрасы и вещи. Площадь пожара составила всего три квадратных метра. Однако этого оказалось достаточно, чтобы погиб мужчина, который находился в этом помещении, – он задохнулся едким дымом и не смог выбраться на улицу. Скончался он еще до приезда пожарных.
Как оказалось, погибший мужчина был бомжом. Как он оказался внутри, никто не знает. По одной из версий, мужчина пришел выпить к своей знакомой. По другой – просто забрался погреться, благо квартира пустая и даже есть забытая мебель и вещи.
Причиной пожара стала не потушенная мужчиной сигарета. Только чудом жители еще не расселенных квартир заметили дым, огонь к тому моменту еще не успел разгореться, а пожарные сработали оперативно – никто из жильцов не пострадал.
Эта история, увы, не единична – такие наполовину пустующие уже дома, как правило, привлекают людей без определенного места жительства. Собираясь там, бродяги выпивают, курят, подвергая опасности тех, кто еще не успел переселиться.
Только с начала 2018 года в аварийных домах Зеленодольска зафиксировано 5 пожаров и 11 случаев возгорания.
С 2011 года по программе ликвидации ветхого жилья в Зеленодольске были признаны аварийными почти 190 домов. Больше половины удалось расселить, но в оставшихся 53 домах до сих пор живут семьи. Жителей не пугает ни отсутствие тепла и газа, ни даже то, что стены их домов в любой момент могут обвалиться.
К примеру, 5 марта 2017 года с крыши дома №3 по улице Декабристов на припаркованный рядом автомобиль упала часть обрушившейся кирпичной кладки. Только по счастливой случайности в салоне авто никого не было, сам автомобиль получил серьезные повреждения.
«Те жители, которые сейчас остались в аварийных домах, просто не согласны с условием переселения. Они считают выкупную стоимость не соответствующей действительности. Многие не согласны с тем, что их дома признаны аварийными. Наша позиция четкая: данные дома – аварийные. Есть акты, причем эти акты подписаны специалистами. На основании этих актов данные дома были включены в программу», – рассказал ИА «Татар-информ» руководитель исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Дмитрий Сапожников.
Сегодня корреспондент агентства побывала в домах, которые признаны аварийными. Многие из строений изношены настолько, что жить в них опасно – полы вот-вот обрушатся, в некоторых окнах нет стекол, отсутствуют тепло, газ, вода. Те жильцы, которые покидали свои аварийные квартиры, забирали с собой окна, двери, снимали полы, разбирали крыши, срезали батареи.
«Мы столкнулись с такой проблемой, что 11 частично расселенных домов мы никак не могли подключить к системе отопления. В настоящее время там отопления нет. Еще девять домов у нас подключены по временной схеме. Мы не знаем, как поведет себя данная схема, когда будут более серьезные морозы. Поэтому было принято решение ввести режим КЧС», – сказал Дмитрий Сапожников.
Примечательно, что решение суда о выкупе администрацией квартир в аварийных домах уже состоялось. Квадратные метры на данный момент жильцам уже не принадлежат. Сейчас идут суды об их принудительном расселении. Администрация города предлагает им новое жилье по специальным программам, но люди упорно настаивают на своем.
На данный момент переселенцы могут получить жилье по двум программам: по социальной ипотеке и по программе коммерческого найма Госжилфонда. В первом случае люди покупают квартиру по цене в 33 тысячи за квадратный метр. Во втором случае сумма уменьшается в разы, но квартира остается в собственности Государственного жилищного фонда.
«Конечно же, люди не согласны. Привыкли, что в их собственности должно жилье быть. Но это хоть какой-то выход. Сейчас большинство хотят просто данные квартиры получить бесплатно», – сказал Дмитрий Сапожников.
Тяжбы с жильцами аварийных домов продолжаются. Если суд решит принудительно выселить людей, то им обязательно предоставят новые квартиры.
Нет комментариев-